Цели:
- развитие речи, воображения учащихся;
- обучение умению работать с текстом и анализировать прочитанное;
- обучение вдумчивому осознанному чтению;
- воспитание чувства сострадания, сопереживания и милосердия.
Ход урока.
I. Подготовка к новому материалу.
Вступительная беседа (Приложение 1).
-Отгадайте загадку и Вы узнаете о главном герое нашего рассказа.
Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной.
И стоит среди травы –
Уши больше головы?
(Заяц)
-Что Вы знаете о зайце?
(Сообщение детей о зайце)
- Рассмотрите следы и определите, кому они принадлежат.
(изображения следов зайца, белки, волка, медведя, ежа, лисы)
- По фотографии узнайте автора нашего произведения.
(К. Паустовский)
II. Работа над новым материалом.
Обратите внимание на название рассказа в учебнике (с.29)
-О чем мы будем читать?
-Рассмотрите иллюстрации к рассказу – с.33, 37. Кто будет героями нашего рассказа?
-Что случилось в лесу? Что вас привело к такому выводу?
- Как вы думаете, а что произошло с героями?
Чтение текста учителем.
Чтение 1 части рассказа учащимися вслух по ролям.
Задание: отметьте в рассказе все, что автор сообщает о зайце.
- Что ж случилось с зайцем?
- В какую беду он попал?
- Почему Ваня пришел к ветеринару?
- Какие чувства испытывал мальчик, неся обожженного зайца?
- Как отнеслись к этому зайчику каждый из персонажей рассказа? Найдите в тексте.
- Кто не захотел придти на помощь лесному жителю?
- Зачитайте отмеченные предложения.
1. Ваня принес маленького теплого зайца.
2. Заяц плакал и часто моргал красными от слез глазами.
3. Это заяц особенный: его дед прислал, велел лечить.
4. Лапы у него пожженные.
5. Заяц тихо дрожал под засаленной курткой.
6. Пожжен он, дедушкин заяц.
7. На лесном пожаре лапы себе пожег, бегать не может. Вот-вот, гляди, умрет.
8. Заяц стонал.
9. Заяц посмотрел на листья, уткнулся в них головой и затих.
10. Заяц молчал.
11. Заяц повел рваным ухом и закрыл глаза.
- Каким Вы представляете себе зайца? Опишите его.
Составление короткого рассказа о зайце.
Проблемный вопрос. Как вы думаете, связано ли название рассказа с темой урока?
Перед чтением 2 части учитель задает вопрос:
- Будет ли спасен бедный зайчишка?
-А кто поможет ему, мы узнаем из 2 части рассказа.
Проблемный вопрос. Каким образом дедушка убедил аптекаря и доктора в оказании помощи зайцу?
Чтение 2 части.
-Кто еще участвовал в спасении зайца?
- Как отнесся к беде зайца аптекарь?
- Как отнесся к беде зайца детский врач Карл Петрович? Прочитайте.
Ответ на проблемный вопрос.
-А вы смогли бы помочь в беде?
Работа в группах.
Заглянем в наш ларец простых истин.
1 группа. Какие качества характеризуют каждого из героев. Работа со словарем Ожегова (объяснение слова «сопереживание»).
2 группа. Составьте пословицы, характеризующие наших героев.
3 группа. Объясните, что означают данные пословицы.
4 группа – эксперты. Убедил ли вас рассказ, что в оказании помощи нуждаются все, даже животные?
Итог урока. Совершив добро, наслаждайтесь тем, что всем окружающим вас стало хорошо. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-либо выгоды и ответа. Если мы научимся этому, то мы - богатые люди.