Цель. Совершенствование знаний о геометрических фигурах и об изученных частях речи (их категориях).
Задачи:
- Обобщить изученное о геометрических фигурах и о частях речи.
- Развивать умения применять изученный материал на практике (нахождение периметра, различение частей речи).
- Воспитывать внимательность, орфографическую зоркость.
Ход урока
I Организационный момент.
Проверка организации рабочего места. Подготовка к восприятию материала.
II.Сообщение темы и задач урока.
- Сегодня у нас необычный урок – интегрированный. Это значит, что задания будут чередоваться то по одному предмету, то по другому. Мы объединим сегодня математику и русский язык.
По математике мы будем закреплять знания о геометрических фигурах, а по русскому языку – об изученных частях речи.
III.Работа по теме.
- Устный счет.
Фронтально. 1) Дети соревнуются по рядам.
Из разных чисел и фигур
Я сделал эти бусы.
А в тех местах, где чисел нет,
Поставьте минусы и плюсы,
Чтоб данный получить ответ.
- Из каких геометрических фигур состоят эти бусы?
( Круг, треугольник, квадрат, ромб, прямоугольник, шестиугольник)
2) Запись слов в тетради. Повторение изученного о частях речи.
- Что общего в этих словах?
(Все являются именами существительными, мужского рода, неодушевлённые). Правило об имени существительном. Как изменяется имя существительное?
3) Арифметический диктант.
- На сколько 7 меньше 14?
- Уменьшить 48 на 40.
- Сколько получится, если к числу 87 прибавить 3?
- Увеличить 11 на 17.
- Найдите разность 24 и 6.
- Найдите сумму 8 и 9.
- На сколько 42 больше, чем 6?
- От наименьшего двузначного числа отнять 6.
На доске начерчены точки и числа. Найдите и соедините по порядку точки-ответы. Ответы: 7, 8, 90, 28, 18, 17, 36, 4.
- Какая геометрическая фигура получилась? ( Квадрат.)
- Дайте характеристику этой геометрической фигуре.
- У какой геометрической фигуры есть некоторые похожие свойства? ( Прямоугольник.)
- Дайте сравнительную характеристику.
Работа над пройденным материалом.
4) Блиц - турнир ( индивидуально).
- Отвечайте только словами «да» и «нет».
1. Можно ли начертить квадрат, зная одну длину?
2. У прямоугольника все стороны равны?
3. Можно ли квадрат назвать прямоугольником?
4. У квадрата все углы прямые?
5. У прямоугольника противоположные стороны равны?
6. Можно ли прямоугольник назвать квадратом?
Ответы: да, нет, да, да, да, нет.
IV. Физминутка.
В лесной глуши на елке
(прыжки на ногах)
Жили-были 2 бельчонка,
Жили дружно, не тужили
И с зарядкою дружили.
(Наклоны вправо-влево)
Вставали рано по утру,
Изображали кенгуру:
За ушки лапками хватались
И вправо-влево наклонялись.
Дружно хлопали в ладоши,
(повороты влево-вправо с хлопками)
Потягивались словно кошки,
(Наклоны вперёд, прогибая спину)
Ножками топали,
Глазками хлопали,
Головками крутили,
И друг за другом вслед ходили.
5) Начертите квадрат после расшифровки, которая определит сторону квадрата.
Ответ: 3 см.
- Устно найдите периметр вашего квадрата. Что такое периметр?
1) Задача – сказка (стр. 126, «Математика 2 класс»)Жили – были два брата:
Треугольник с Квадратом.
Старший – квадратный-
Добродушный, приятный.Младший – треугольный –
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:
- Почему ты злишься, брат?
Тот кричит ему:
- Смотри: ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
А у тебя же их 4.
Но Квадрат ответил:
- Брат, я же старше, я – Квадрат.
И сказал ещё нежней:
- Неизвестно, кто нужней!
Но настала ночь,
И к брату, натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал:
- Приятных я тебе желаю снов!
Спать ложился – был квадратным,
А проснёшься без углов!
Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет Квадрата!Онемел… Стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
- Какая фигура получилась после того, как брат отрезал квадрату все углы? ( Восьмиугольник)
(Учитель демонстрирует образование восьмиугольника)
- 4 угла увеличились в 2 раза.
7) Русский язык
Работа с текстом задачи ( текст напечатан на листе).
а) – Какая часть речи делает наш язык ярким, красивым? (Имя прилагательное.)
Далее дети сообщают правило об имени прилагательном.
- Как изменяется имя прилагательное? Выпишите из первого шестистишия имена прилагательные. Измените прилагательное «добродушный» по родам, подберите подходящее по смыслу существительное (устно). Выделите окончание.
Добродушн ый - добродушн ая - добродушн ое
- Когда нельзя определить у прилагательного род?
б) – О какой части речи ещё не говорили? (О глаголе)
Выписать в столбик все глаголы из второго шестистишия, к 1-му и 3-му подобрать антонимы, остальные изменить по числам.
стал спрашивать – стал отвечать кричит – молчит
злишься – злятся смотри – смотрите
в) Какие словарные слова-существительные вы знаете, обозначьте предметы, имеющие квадратную и прямоугольную форму? (Платок, комната.)
- Что общего в этих словах? (Существительные, безударная гласная «а», ж.р., неодушевлённые.).
8) Математика. Решение задач:
а) Маша решила украсить свой платочек квадратной формы кружевом. Сколько ей понадобится сантиметров кружева, если сторона платочка равна 15 см?
Задача решается у доски (фронтально).
б) Длина комнаты 17 м, а ширина на 4 м короче. Сколько понадобится метров плинтусов для этой комнаты?
в) Задание на смекалку.
- Как из косынки сделать платок? (С помощью разреза и соединения получившихся частей.).
9) Самостоятельная работа: решение задачи.
Подушка имеет прямоугольную форму. Сколько понадобится тесьмы, чтобы обшить её по краям, если ширина равна 23 см, это на 3 см короче, чем длина.
Проверка по образцу на доске.
10) Русский язык.
а) Задание на смекалку: Какие пословицы, загадки, поговорки, устойчивые обороты (фразеологизмы) вы знаете, в которых употреблены геометрические формы?
Если у детей возникает затруднение с ответом, то учитель предлагает объяснить значение следующих фраз:
Смотреть квадратными глазами. (Удивляться).
Исчезнут в «бермудском треугольнике». (Пропасть навсегда).
Собраться за круглым столом. (В дружеской обстановке).
Круг друзей, знакомых.
- Когда можно употребить данные фразеологические обороты?
б) Самостоятельная работа.
Задание: Исправьте ошибки, согласуя, где нужно, существительные и прилагательные, а также существительные и глаголы, объясните свой выбор данной формы. Что не совпадает?
- Разные предметы напоминают геометрические фигуры. На кухне мы видим круглый стол, круглые тарелки и прямоугольное полотенце. Проверка по образцу.
V. Подведение итога урока.
- Назовите тему и цель урока. Какие знания закрепляли?
VI. Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке, закрасив круг (раздаю детям вырезанные из бумаги круги) в определенный цвет: «5»- красный, «4» - синий, «3» - зеленый.