Обобщающий урок по окружающему миру в 4-м классе с применением коллективных способов обучения и информационных технологий по теме "Страницы всемирной истории"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:
- обобщить знания учащихся, проверить усвоение материала по теме, систематизировать и обобщить представления учащихся по всемирной истории.
- развивать познавательную активность, умение рассуждать, делать выводы,
развивать умение работать в группе.
- воспитывать уважение к историческому наследию, умение считаться с мнением товарищей.

Оборудование: книги, исторические иллюстрации, карточки с групповыми заданиями, рисунки учащихся, видео фильм «Древний мир», оценочные листы, высказывания, планшеты с названиями исторических эпох.

Место проведения: кабинет информатики

Формы работы:

  • беседа
  • историческая справка
  • просмотр эпизода исторического фильма «Древний мир»
  • игра
  • работа в группах
  • заполнение оценочного листа
  • работа с иллюстрациями и рисунками

Межпредметная связь: русский язык – уроки развития речи – история – обобщение знаний об исторических эпохах – рисование – иллюстрации и рисунки к различным историческим эпохам – математика – римская нумерация, работа по ленте времени – основы информатики – работа на компьютере

Образовательные технологии, используемые на уроке:

  • технология групповой деятельности
  • игровые технологии
  • информационные технологии

Ход урока:

I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
Мы с вами закончили изучение большого раздела учебника. Как он называется? Сегодня на уроке мы обобщим сведения о всемирной истории. Чем они могут быть полезны для вас? (От нас зависит, каким мир будет в будущем. Чем больше мы будем знать о прошлом и настоящем, тем понятнее будут его проблемы, тем внимательнее мы будем относиться ко всему, что нас окружает, тем быстрее научимся любить и беречь мир, чтобы сохранить его для будущих поколений)

II. Работа с оценочными листами.
В начале урока каждому учащемуся выдаётся оценочный лист

Эпоха Оценка в начале урока Оценка в конце урока
Первобытная    
Древний мир    
Средневековье    
Новое время    
Новейшее время    

Прежде чем мы приступим к выполнению заданий, возьмите, пожалуйста листок для оценок и поставьте ту отметку, которая по вашему мнению отражает ваши знания по  пройденным разделам.
В конце урока вы снова попробуете оценить свои знания, интересно, станут ли они лучше.

Обращение к выставке книг. (На выставке стоят энциклопедическая литература по истории).
III. Повторение.
Давайте вспомним все исторические эпохи, которые мы изучили на уроках.
1. Расположите исторические эпохи в хронологическом порядке.

Древний мир                   2
Новейшее время              5
Средние века                   3
Первобытная эпоха         1
Новое время                     4       

На экранах мониторов появляется данная таблица. Группа обсуждает выполнение задания. Один ответственный ученик из группы вводит ответы в компьютер.

2. Каждая группа расскажет о той исторической эпохе, которую они выбрали. (Каждый участник группы должен сказать несколько предложений об эпохе, но его ответ не должен повторяться с предыдущим).

3. Просмотр фрагмента фильма «Древний мир» (строительство Колизея)
Для просмотра фрагмента используется телевизор и видеомагнитофон. Учащиеся смотрят фрагмент на экране телевизора. После просмотра учитель задаёт вопрос:
- К какой исторической эпохе относится этот фрагмент? Почему?
- При правлении какого императора было начато строительство Колизея?

4. Соотнесите иллюстрации с историческими эпохами, ответ аргументируйте.
На мониторах компьютеров появляются рисунки, связанные с различными историческими эпохами. Учащиеся должны пронумеровать рисунки согласно хронологии исторических эпох

Проверка работы: на интерактивной доске показаны правильные ответы, учащиеся проверяют работу и исправляют ошибки на компьютере.

5. Групповые задания. (все групповые задания выполняются на компьютерах, в каждой группе назначен ответственный за введение ответов в компьютер. Проверка проводится с использованием интерактивной доски, на ней появляются правильные ответы)
а. Заполните пропуски на ленте времени.

годы 1-100   201-300 301-400 401-500

501-600

601-700

701-800 801-900 901-1000
века I II III IV  

VI

VII

VIII IX  

 

1001-1100 1101-1200   1301-1400 1401-1500 1501-1600

1601-1700

1701-1800

  1901-2000 2001-2100
XI XII XIII XIV XV XVI

XVII

XVIII

XIX   XXI

б. По году определите историческое событие, подпишите век и историческую эпоху.

Историческая эпоха Век Год Событие
    1147 Принятие христианства на Руси.
    1812 Первое упоминание о Москве.
    1941-1945 Первый полёт человека в космос.
    1961 Отечественная война с Наполеоном.
    988 Великая Отечественная война.

IV. Физкультминутка.

Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вдохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем, ногами топаем!
Хорошо мы погуляли и немножечко устали!

Всё то, о чём мы говорили во время урока, поможет вам ответить на вопросы интеллектуальной игры

V. Проверка полученных знаний.
Интеллектуальная игра.
Поднимается экран. На доске расположены названия исторических эпох и карточки, на которых написано количество баллов к каждому вопросу.

Макет доски

Первобытная 10 20 30 40 50
Древний мир 10 20 30 40 50
Средневековье 10 20 30 40 50
Новое время 10 20 30 40 50
Новейшее время 10 20 30 40 50

Класс уже разделён на пять групп. Каждая группа выбирает историческую эпоху и вопрос, который имеет свою цену. Группа не имеет право выбирать ту эпоху, по которой готовила сообщения (каждая группа защищала свою историческую эпоху). Цена вопроса зависит от его сложности. Чем труднее задание или вопрос, тем больше очков получает группа. Если участник группы неправильно отвечает на вопрос, то право ответа переходит другой группе. Победит та группа, которая наберёт больше очков за свои знания!!! Самое главное в этой игре, умение слушать и уважать соперника.

ВОПРОСЫ К ИГРЕ:
1. Первобытная эпоха
а. Назовите основные занятия первобытных людей.    (10б)
б. Опишите, как выглядел первобытный человек?    (20б)
в. Как жили первобытные люди и почему?    (30б)
г. Чем питались первобытные люди?    (40б)
д. Из чего были сделаны первые орудия труда первобытного человека?   (50б)

2. Древний мир.
а. Как называется самая большая пирамида в Египте?   (10б)
б. Что такое саркофаг?   (20б)
в. Как называлась главная площадь Древнего Рима?   (30б)
г. Как называется холм в Афинах, где находились главные храмы города?  (40б)
д. На берегах, какой реки возникло Египетское государство?   (50б)

3. Средние века.
а. Какая религия считается самой древней?   (10б)
б. Кто такой рыцарь?   (20б)
в. Назовите религии, возникшие в средние века?   (30б)
г. Какие современные города возникли в средневековье?   (40б)
д. Когда было изобретено книгопечатание и кем? (1445год, Иоганн Гуттенберг) (50б)

4. Новое время.
а. Назовите технические изобретения нового времени.   (10б)
б. Назовите знаменитых людей нового времени.   (20б)
в. Что доказал своей экспедицией Фернан Магеллан?   (30б)
г. Какое открытие сделал Х. Колумб?   (40б)
д. В честь кого Америка получила своё название?   (50б)

5. Новейшее время.
а. Кто первым достиг Северного полюса? (Роберт Пери)   (10б)
б. Какое событие произошло в октябре 1917 года?   (20б)
в. В каком году был совершён первый полёт в космос? Назовите имя первого космонавта.   (30б)
г. Какую организацию создали после Второй Мировой войны?   (40б)
д. Кто такой Рауль Амундсен?   (50б)

VI. Подведение итогов игры.

  • Сколько баллов набрала первая группа? и т.д.

VII. Работа с рисунками учащихся.
(За несколько дней до урока учащимся было дано задание нарисовать рисунки к любой исторической эпохе. Учитель при оформлении доски намерено не вывешивает рисунки, относящиеся к первобытной эпохе).

  • На доске рисунки учащихся к историческим эпохам, рисунков к какой исторической эпохе не хватает?

Задание группам: схематично изобразить предмет или событие этой эпохи.

VIII. Работа с оценочными листами.
Выставление оценок в оценочные листы.
Каждый ученик выставляет себе оценки в оценочный лист.

  • У кого оценка изменилась к концу урока, стала выше, чем в начале урока?

IX. Подведение итогов урока.
- Какой фрагмент урока вам запомнился? Почему?
- Почему важно и нужно изучать историю? и т.д.
Выставление оценок учащимся с комментариями.