Урок литературного чтения в 3-м классе по теме "Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить учащихся со стихотворением, раскрыть идею и смысл. Учить видеть красоту; находить изобразительные средства языка, рисовать картины природы.
  2. Развивать речь, выразительное чтение, эмоционально-чувственное отношение к действительности.
  3. Воспитывать любовь к чтению; прививать любовь к природе; развивать  эстетический вкус.

Оборудование: ПК, проектор, презентация ( приложение 1), индивидуальные листы (приложение 2)

Ход урока.

I. Чтение дополнительной литературы.
2 мин. - жужжащие чтение
1 мин. - на время – посчитайте сколько слов прочитали

II. Речевая гимнастика. (слайд 2)
1) ШУМ, БЛЕСК, ВСПЛЕСК, ГАМ.
ГРОМ, ТРЕСК, ПЛЕСК, ТРАМ!

- Прочитайте вслух.
- Похожи ли эти строчки на стихотворение? ( да)
- Почему? ( заканчиваются одинаково – РИФМА)
- Все ли слова произносим одинаково? (нет, тише-громче – ИНТОНАЦИЯ)
- Прочитайте слова и выделите голосом первое слово.
- Попытайтесь прочитать с чувством радости.

 2) АПРЕЛЬ, КАПЕЛЬ, ЗВЕНЕЛ, ГРЕМЕЛ, КРИЧАЛ, ПЕЛ.

 - Прочитать с вопросом, выделяя 4 слово.

III. Проверка домашнего задания.
- Сегодня на уроке мы продолжаем совершать « путешествие в весну».
- Перечислите признаки весны. ( солнце светит, снега становится меньше, ручейки звенят и т.д.)
- Дома вы подбирали пословицы о весне, прочитайте.
( Весна красна цветами, а осень – плодами.
Март – с водой, апрель – с травой.
Увидел грача – весну встречай)
- А теперь вернёмся в мир поэзии. Что такое поэзия?
( Поэзия – стихи, произведения, написанные в стихотворной форме.
Поэзия – красота и прелесть чего- либо.)
- с каким замечательным русским поэтом мы познакомились на прошлом уроке? ( ФЁДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ) (слайд 3)
- Что вы знаете о Ф.И.Тютчеве?
- Давайте послушаем стихотворение, которое вы дома учили наизусть.

IV. Знакомство с новым стихотворением.
- Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением Ф.И.Тютчева
« Весенняя гроза». Послушайте его ( подготовленный ученик читает наизусть).
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (радостное, бодрое, веселое)
- Какие краски вы бы взяли, чтобы нарисовать подобную картину?
- Какие звуки «живут» в этом стихотворении? ( Звук грома, весеннего ливня, птичьи голоса, листья шелестят от дождя, капли дождя стучат по крыше, ручьи журчат)
- А какие запахи «живут» ? ( после дождя пахнет свежестью, веет прохладой, цветы пахнут)
- Прочитайте стихотворение про себя, запомните непонятные слова.

V. Словарная работа. (слайд 4)

Объясняют дети Объясняет учитель

РЕЗВЯСЯ - играя, веселясь
РАСКАТЫ - грохот
ПЕРЛЫ- жемчуг, нить жемчужная, в данном случае роса на растениях.
НЕ МОЛКНЕТ- не молчит
ГАМ-гул, гудение, крик птиц.
ВТОРИТ - повторяет
ШУМ НАГОРНЫЙ -гул, шум воды в горах.

ГЕБА-у древних греков богиня юности. Дочь главного греческого бога Зевса. Она богиня юности, любит играть, веселиться, подшучивать над другими.
ЗЕВС-самый главный бог древних греков, его царство было на горе Олимп.
ЗЕВЕСОВА
ГРОМОКИПЯЩИЙ- с громом опрокинулся из рук Гебы.
КУБОК-питьевой сосуд из металла, стекла, кости, известный в древности.

VI. Физминутка.

VII. Анализ стихотворения.

 Читаем 1 строфу.
- Что хотел нам сказать автор? ( любит грозу)
- Как думаете, почему? ( природа обновляется, всё просыпается)
- Как грохочет гром? Найдите ответ в тексте и прочитайте.
- Кто может резвиться и играть? (ребёнок)
- Правильно. У Тютчева гром – разумное, одушевленное существо, такое же, как человек.
Читаем 2 строфу.
- Какие слова подтвердят наше мнение о том, что гром, как маленький ребёнок.
( раскаты молодые, гром молодой – первый)
- Какие «нити» золотит солнце? ( часто на веточках деревьев бывает паутина.
После дождя она блестит на солнце и кажется золотой. Нити – это золотые
солнечные лучи. Перлы – жемчужины, висящие на ниточках)
Читаем 3 строфу.
- Как природа встречает весеннюю грозу? ( с радостью)
- Докажите строчкой из стихотворения. ( Всё вторит весело громам. Птицы повторяют раскаты грома.)
- Давайте представим себе грозу, и пение птиц в лесу, и шум бегущей воды. Закройте глаза. Что вы чувствуете? (дети рисуют свои картины).
Читаем 4 строфу.
- Люди древней Греции верили в богов, которые как им казалось, жили на
высоких горах. Властвовал над ними верховный бог Зевс ( слайд 5) – бог дождя, грозы и молний. Одной из дочерей Зевса или, как его называет Тютчев, Зевеса, была Геба (слайд 6)– богиня вечной юности. Она подносила богам во время пиров напиток бессмертия.
- Прочитайте, что говорит Тютчев о Гебе.(Ветреная Геба)
- А почему он её назвал ветреной? (ветреная - легкомысленная, шаловливая)
- Прочитайте, как Геба пролила кубок. («смеясь, на землю пролила»)
- Боги-люди были исполинами, т.е. великанами, огромными, очень большими, могучими.
- Какой же кубок пролила Геба? ( очень большой, такой, что пошёл очень сильный дождь)
- Почему кубок «громокипящий»? (Он с грохотом опрокинулся из рук Гебы. На земле сразу прогремел гром. Вода с силой стала биться о землю. Потекли быстрые ручьи. Как будто вода закипела. Появились пузырьки.)
- В 4 строфе отметьте слова, указывающие на то, что стихотворение радостное, весёлое, восторженное. («смеясь»- Геба смеялась, когда пролила кубок)
- На особую торжественность стихотворения, желание автора возвысить описываемое указывают слова, которые очень редко встречаются в речи и употребляются поэтом специально в этих целях. Найдите их и прочитайте.
( перлы, нагорный, Геба, Зевесова, громокипящий, кубок)

- Ребята, представьте, что вы – художники. Что нарисовали бы вы в качестве иллюстрации к этому стихотворению?( небо – голубое, голубое. Солнечные лучи. Блестящие капли)
- Молодцы! Вы – мастера словесного пейзажа. А что означает слово ПЕЙЗАЖ?
ПЕЙЗАЖ – картина природы. (слайд 7)

VIII. Работа над выразительным чтением.
- Приступим к работе над выразительностью чтения стихотворения. Какие правила выразительности чтения вы знаете? ( читать не торопясь, вдумываться, выделять голосом отдельные слова, делать паузы)
- правильно. Сейчас мы возьмём карандаши и очень аккуратно подчеркнём слова, которые будем выделять голосом при чтении. Там, где мы должны сделать паузу, поставим вот такой знак /
Графический анализ (Приложение 2.)
- Медленно это стихотворение читать нельзя, ведь оно радостное! Дождь идёт
быстро, и читать надо так, как идёт дождь или гремит гром.
- Пользуясь своими разметками, прочитайте стихотворение про себя.
- Внимание! Конкурс чтецов. ( 2-3 ученика)

IX. Итог урока.
- Какие мысли, чувства пробудил в вас урок?
- Что узнали для себя нового?
- Что понравилось?

X. Домашнее задание. Дифференцировано.

  1. Выучить стихотворение наизусть.
  2. Выразительно читать и нарисовать иллюстрацию.
  3. Сочинить своё маленькое стихотворение о весне.