Цели урока:
- Организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию знаний о букве З и звуках [з], [з,.] для совершенствования техники чтения.
- Способствовать развитию умения рассуждать, сравнивать, анализировать. Способствовать обогащению словарного запаса.
- Способствовать развитию воспитания быть заботливым, внимательным, чутким. Способствовать развитию формирования нравственных привычек.
Обеспечение адекватного восстановления сил, способствовать рациональной организации двигательной активности.
Тип урока: Изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.
Форма организации урока: интегрированный
Дидактическое обеспечение урока: букварь, листочки с показом, тексты для индивидуального чтения, картины по развитию речи, вертушка, карточки букв, ТСО.
Ход урока.
1. Организационный этап.
- Жила на небе маленькая звездочка. Ей очень хотелось увидеть другие планеты. Но мама говорила ей: “Подожди, всему свое время”. Наконец, звездочка выросла и отправилась в путешествие. Как-то раз попала звездочка на землю. Она опустилась на поляну в лесу, и вдруг рядом с ней упал прекрасный лебедь. Его перья были золотыми от солнца, а глаза наполнены лучезарным светом. Но в боку у лебедя была тяжелая рана, т.к. его ранили охотники.
- Звездочка стала ухаживать за ним. Когда лебедь поправился и улетал, он подарил звездочке улыбку. Эта улыбка была волшебной. С тех пор, если звездочка улыбается кому-либо, то он становится счастливым.
- Сегодня звездочка дарит свою улыбку вам, желая, чтобы вы росли добрыми и счастливыми. Давайте улыбнемся друг другу, подарим нежность, любовь, заботу окружающим нас людям.
2. Актуализация
- Прочитайте слова на доске:
НЕЖНОСТЬ ЛЮБОВЬ ЗАБОТА
- Определите букву, с которой мы сегодня познакомимся на уроке. Она обозначает парный звонкий согласный звук, который стоит в начале слова.
- Определите тему сегодняшнего урока.
- Какие цели поставим перед собой?
3. Формирование новых понятий и способов действия
- Гласные какого ряда обозначают твердость согласного звука? Найдите их на вертушке.
- Гласные какого ряда обозначают мягкость согласного звука? Найдите их на вертушке.
- Прочитайте слоги на наборном полотне.
ЗА ЗО ЗУ ЗЫ
ЗЯ ЗЁ ЗЮ ЗИ ЗЕ
- А теперь давайте вернемся к слову «ЗАБОТА». Придумайте родствен-ные слова к данному слову.
ЗАБОТЛИВЫЙ ЗАБОТИТЬСЯ - Сейчас вам предстоит групповая работа. Каждая группа должна будет составить рассказ. Тема, объединяющая все рассказы, «Забота о ближних людях».
- Задание 1 группе: Составить рассказ на тему «Заболел одноклассник».
- Задание 2 группе: Составить рассказ по картинке на тему «Забота о сестренке».
- Задание 3 группе: Вам дается заголовок: «Окончены занятия». Опорные слова к тексту: завершился, пошел домой, встретила мама, помогает раздеться, спасибо за заботу.
- Задание 4 группе: Вам дается заголовок: «Заботливые внуки», начало рассказа: Наступило лето. К бабушке в деревню приехали внуки. Придумайте продолжение и конец рассказа.
- Задание 5 группе: Вы составите рассказ по сюжетным картинкам.
А) Приготовление пищи
Б) Обед семьи
В) Мытье посуды.
Письмо строчной буквы з.
- У вас на партах лежат листочки, где уже засветилась наша звездочка. Она позаботится о вас, когда вы будете писать новую букву.
- Из каких элементов состоит строчная буква «з»?
- В каких буквах встречается данный элемент?
- Посмотрите, как я буду писать букву.
- Пропишем ее в воздухе, теперь на листочках. Молодцы.
Физминутка
А) Для глаз (по Базарному)
Б) Для интеллекта упражнения для пальчиков. (Под счет 1, 2, 3, 4 и 4, 3, 2, 1 большой пальчик последовательно надавливает на подушечку указательного, среднего, безымянного, мизинца)
В) Для хорошей работы головного мозга. (Потереть носик ладошкой влево – 5 раз, вправо – 5 раз)
- Прочитайте слоги на наборном полотне. Запомните их. На следующей строке пропишите письменными буквами.
- Прочитайте слово на следующей строке. Вы готовы его написать?
4. Применение. Формирование умений и навыков.
- Звездочка протянула свои лучики к Букварю. Она заботится о вас и
хочет, чтобы вы научились читать еще лучше. Прочитайте рассказ на странице 66.
Про Зину.
У Зины была бабушка. Бабушка была стара. Посадила Зина розы. Пришла
зима. А у Зины розы.
- Кто посадил розы?
- Кому отдала Зина розы?
- Кто рад розам?
- А те ребята, у кого есть индивидуальные тексты, читает их.
Семь дочерей.
Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.
- Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - сказала первая дочь.
- Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды, - проговорила вторая.
- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья.
- Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, - щебетала четвёртая.
- Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - промолвила пятая.
- Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья, - сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.
В. Сухомлинский
- Чем седьмая дочка отличалась от своих сестер?
- Как вы думаете, что труднее: говорить красиво или поступать красиво?
- Какая тема объединила оба рассказа?
5. Обобщение
Звездочке пришла пора улетать. Она рада, что встретила таких милых детей, подарила им новую букву, оценила ваше чтение и письмо. На прощание звездочка дарит вам сказку «Крылья матери».
В жаркий летний день вывела Гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она впервые показывала деткам большой мир. Этот мир был ярким, зеленым, радостным: перед гусятами раскинулся огромный луг. Гусыня стала учить деток щипать нежные стебельки молодой травки. Стебельки были сладкие, солнышко теплое и ласковое, трава мягкая, мир уютный, добрый, поющий множеством голосов пчел, жучков, бабочек. Гусята были счастливы.
Они забыли о матери и стали расходиться по огромному зеленому лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой. Тревожным голосом Гусыня стала созывать детей, но не все они слушались.
Вдруг надвинулись темные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя. Гусята подумали: мир не такой уж уютный и добрый. И как только они об этом подумали, каждому из них вспомнилась мать. И вдруг каждому из них стала нужна, ой как нужна мать. Они подняли головки и побежали к ней.
А тем временем с неба посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к матери, она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. Потому что крылья существуют прежде всего для того, чтобы прикрывать детей – об этом известно каждой матери, а уж потом для того, чтобы летать. Под крыльями было тепло и безопасно; гусята слышали будто бы откуда-то издалека доносившийся грохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте. Им и в голову не приходило, что крыло имеет две стороны: внутри тепло и уютно, а снаружи – холодно и опасно.
Потом все утихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крыльев. Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: “Выпускай нас, мама”. Да, они не просили, а требовали, потому что если дитя чувствует крепкую, сильную материнскую руку, оно не просит, а требует. Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Гусыня тяжело дышала. Она пыталась расправить крылья и не могла этого сделать. Гусята все это видели, но мир снова стал таким радостным и добрым, солнышко сияло так ярко и ласково, пчелы, жуки, шмели пели так красиво, что гусятам и в голову не пришло спросить: мама, что с тобой? И только один, самый маленький и слабый гусенок подошел к матери и спросил: “Почему у тебя изранены крылья?” Она тихо ответила, как бы стыдясь своей боли: “Все хорошо, сын”. Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива.
6. Информация о домашнем задании.
- Дома вы подумаете над содержанием сказки и попробуете ответить на вопросы, которые найдете на этих листочках.
- Как крылья маминой любви защищают вас от бед и опасностей.
- Как вы думаете, что нужно для тог, чтобы вырастить крылья материнской и отцовской любви?
- Почему израненная мать была счастлива?
- Как вы думаете, должны ли дети растить крылья любви к своей матери?
- Заботитесь ли вы о своей маме? В чем проявляется ваша забота?
7. Подведение итогов урока
- С какой буквой познакомились на уроке?
- Какие звуки она обозначает? Дайте им характеристику.
(Оценка работы класса и отдельных учеников)
8. Рефлексия
- Что было интересным на уроке?
- А что вызвало затруднения?
- Что нового узнали?