Урок чтения по теме «Обобщение по разделу "Литературные сказки"». 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: Создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренний мир героя, формирование собственного суждения и высказывания по теме.

Задачи урока:

  • развить речь, творческое мышление через анализ художественного произведения, умений и навыков работы с разными источниками информации;
  • формировать умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников;
  • развивать навыки беглого осознанного чтения, творческие способности, речевые умения;
  • воспитывать у учащихся радость от процесса творчества.

Ход урока

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Методический комментарий

1

Орг. момент

Навострите дети ушки.

Мы начнём издалека.

И не будем бить баклуши

На уроке чтения.

– Что значит не бить баклуши?

Дети отвечают.

 

Приготовим к уроку речевой аппарат (чистоговорки).

Ать-ать-ать – много будем мы читать.

Ания-ания – проверяем знания.

Лю-лю-лю – сказки очень я люблю.

Дети читают подготовленные чистоговорки и произносят все вместе.

 

Вы сами должны были приготовить свою чистоговорку (гу-гу-гу).

Я вам предлагаю такую гу-гу-гу – всегда другу помогу

Гу-гу-гу – всегда другу помогу.

 

2

Целеполагание

Сегодня у нас необычный урок, а о чём пойдёт речь вы должны догадаться.

 

 

Со сказками все дружат.

И сказки дружат с каждым,

Они необходимы,

Как солнышка привет,

Кто любит слушать сказки,

Тому они расскажут,

О том, что может было,

А, может быть и нет.

Дети читают стихотворение сначала про себя, а потом вслух.

Слайд 1, приложение 1

– Как думаете, чему будем учиться на уроке?

Ученики ставят цель и УЗ

 

3

Актуализация знаний

Нужно сочинить сказку, используя имеющиеся слова. Сказка должна быть интересной, смешной, чуть-чуть волшебной.

Сказка про __ .
Шёл ___ . По дороге он нашёл _____, взял и понёс царю. Пришёл _____ во дворец. Кругом слуги царские с топорами да копьями. Испугался _____, хотел было _____ , как вдруг _____ из-за ______ выскочил _____ и давай ___ . Глянул на ____ и _____ . Поблагодарил царь умного ______, и он отправился домой.

Защита мини-проектов.

4

Работа над пройденным материалом

– Сказка-это волшебная страна со своими определёнными жителями и правилами.

 

 

– К нам пришла гостья. А, кто она – отгадайте:

Ученик читает.

Она у батюшки жила, любимой дочерью была. Да из-за чудного цветка – с родными вмиг разлучена. Но чудо-зверя полюбила и чары ведьмины разбила.

 

– Как зовут героиню?

Это Настенька из сказки «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова.

 

 

Читает стихотворение.

В сказку вам открою дверь,
Только сам себя проверь.
Вы предметы выбирайте
И мне сказку называйте.

Показывает предметы и спрашивает:

– Из какой сказки?

– Какой лишний? Почему?

Учащиеся называют сказки, а потом исключают предмет.

Выходит девочка в русском народном костюме.

– Чему учат нас все эти сказки?

– Какой закон сказки вы знаете?

– Концовку, какой из сказок хотели бы изменить?
– Почему?

Дети отвечают на поставленные вопросы.

На доске появляются названия сказок

Серебряное копытце.

Аленький цветочек.

Городок в табакерке.

Сказка о жабе и розе.

Притча о двух волках.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

– В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

– А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Как поняли, о чём эта притча?
Какого волка вы будете кормить в своей душе?

Ребята слушают притчу, отвечают на вопросы.

 

Восстановите правильный порядок событий.

«Аленький цветочек».

  • Отправился купец в дальние страны.
  • Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.
  • Жил купец и было у него три дочери.
  • Младшая дочь у зверя лесного.
  • Зависть сестёр
  • Купец встретился со зверем лесным.
  • Превращение зверя в принца.

Работа в парах. Каждой паре даётся карточка.

Что представили, когда слушали музыку?

К какой сказке подходит?

Дети слушают музыку и делятся впечатлениями.

Звучит отрывок из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»

 

Презентация монопроекта учеником.
Вопросы к слайдам задаёт ученик:
– Кто на иллюстрации?

– Какой момент из сказки изображён?

– Кто на слайде?

– Как догадались?

Слайд-презентация, приложение 2

Дети получают отрывки из сказок.

Задание: вставить нужные слова и прочитать.

Вот перед ними ещё дверцы: они отворились, и Миша очутился на …

Что за улица! Что за городок! Мостовая вымощена перламутром; небо пёстренькое, …; по небу ходит золотое …; поманишь его, оно с неба сойдёт, вкруг руки обойдёт и опять … А домики-то стальные, полированные, крытые разноцветными раковинками, и под каждою крышкою сидит мальчик-… с золотою головкою, в серебряной юбочке, и много их и все мал мала …

Она распустилась в хорошее майское утро; когда она раскрывала свои …

Улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных …

Роза точно … Она не могла говорить; она могла только, склонив свою … разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был её словами, … и молитвой.

Тут вспрыгнул … на крышу и давай по ней … копытцем бить. Как искры, из-под ножки-то … посыпались. Красные, голубые, …, бирюзовые – всякие. К той поре как раз Кокованя и вернулся. Узнать своего … не может. Весь он как ворох дорогих камней стал. Так и горит-переливается разными... Наверху … стоит – всё бьёт да бьёт … копытцем, а камни сыплются да …

Индивидуальная работа

И пошло тому немало времени: скоро сказка …, не скоро дело …

Вот однажды и привиделось во сне молодой купецкой дочери, красавице … что батюшка её нездоров …; и напала на неё тоска неусыпная, и увидел её в той тоске и слезах зверь …, чудо ..., и сильно закручинился и стал спрашивать: отчего она во тоске, во ... Рассказала она ему свой недобрый сон и стала просить у него позволения повидать своего … родимого и … своих любезных.

Слайд 2, приложение 1. Самоконтроль.

– Алена и Дима работали над проектом «Писатели-сказочники».

Защита проекта детьми.

В результате защиты проекта, ребята делают вывод о том, что объединяет писателей и какие отличия.

  • Аксаков, Гаршин, Одоевский – из дворянских семей; Бажов – из рабочей.
  • Гаршин, Одоевский, Бажов – прошли военную службу, Аксаков – нет.
  • Произведения стали классикой.
  • Жили в одном веке.
  • У всех высшее образование.
  • Сказки являются литературными

Слайд-презентация, приложение 3

 

Релаксация

Зарядка для глаз

Вот такая наша Клава – смотрит влево, смотрит вправо,

Смотрит прямо и на нос и в окно на паровоз.

 

 

 

 

Игра « Найди ошибку»

«Малахитовое копытце» – «Серебряное копытце».

«Даша и медведь» – «Маша и медведь».

«Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди»

«По рыбьему велению» – «По щучьему велению».

«Сказка о жабе и тюльпане» – «Сказка о жабе и розе».

Ребята исправляют допущенные ошибки и называют правильно сказку.

Слайд 3, приложение 1

– На какие группы можно разделить эти сказки?

Ученики делят сказки на 2 группы: литературные и народные. Называют сказки каждой группы.

 

Работа с выставкой рисунков, сделанных на компьютере.

  • Расскажите, кого и что изобразили на рисунке.
  • Из какой сказки эпизод?

Дети представляют свои рисунки, нарисованные на компьютере.

Приложение 4.

5

Итог урока

 

Стихи читают ребята.

Сказка – ложь, да в ней намёк.
Добрым молодцам урок.
Мы сегодня постарались
В сказку быстро перебрались.

 

6

Итоговый контроль усвоения материала

Каждый ребёнок получает тест.

1. На табакерке изображены:

  • город и улица;
  • деревья и небо;
  • солнце и вода.

2. Главного героя сказки «Городок в табакерке» зовут:

  • Миша;
  • Петя;
  • Федя.

3. Какие чувства испытала роза, когда к ней приблизилась жаба:

  • равнодушие;
  • ужас;
  • радость.

4. Сколько лет было Дарёнке:

  • 8;
  • 6;
  • 7.

5. Какое полное имя у Дарёнки:

  • Дарья Григорьевна;
  • Дарёнка Григорьевна;
  • Даша Григорьевна.

6. В какой сказке героине помог цветок:

  • О жабе и розе;
  • Аленький цветочек;
  • Серебряное Копытце.

Дети отвечают на вопросы теста

 

7

Рефлексия

– Что запомнили с урока?

– Что унесёте с собой?

– Чему научили нас сказки?

– Кому понравился урок? Похлопайте в ладоши и скажите: «Что за прелесть эти сказки».

Учащиеся отвечают на вопросы.

 

8

Домашнее задание

– Какое домашнее задание вы бы хотели получить?

Нарисовать героя.

Сочинить сказку.

Написать герою письмо.

Дети выбирают себе домашнее задание

Задание даётся на выбор.