Цель: Создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренний мир героя, формирование собственного суждения и высказывания по теме.
Задачи урока:
- развить речь, творческое мышление через анализ художественного произведения, умений и навыков работы с разными источниками информации;
- формировать умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников;
- развивать навыки беглого осознанного чтения, творческие способности, речевые умения;
- воспитывать у учащихся радость от процесса творчества.
Ход урока
№ |
Название этапа урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Методический комментарий |
1 |
Орг. момент |
Навострите дети ушки. Мы начнём издалека. И не будем бить баклуши На уроке чтения. – Что значит не бить баклуши? |
Дети отвечают. |
|
Приготовим к уроку речевой аппарат (чистоговорки). Ать-ать-ать – много будем мы читать. Ания-ания – проверяем знания. Лю-лю-лю – сказки очень я люблю. |
Дети читают подготовленные чистоговорки и произносят все вместе. |
|
||
Вы сами должны были приготовить свою чистоговорку (гу-гу-гу). Я вам предлагаю такую гу-гу-гу – всегда другу помогу |
Гу-гу-гу – всегда другу помогу. |
|
||
2 |
Целеполагание |
Сегодня у нас необычный урок, а о чём пойдёт речь вы должны догадаться. |
|
|
Со сказками все дружат. И сказки дружат с каждым, Они необходимы, Как солнышка привет, Кто любит слушать сказки, Тому они расскажут, О том, что может было, А, может быть и нет. |
Дети читают стихотворение сначала про себя, а потом вслух. |
Слайд 1, приложение 1 |
||
– Как думаете, чему будем учиться на уроке? |
Ученики ставят цель и УЗ |
|
||
3 |
Актуализация знаний |
Нужно сочинить сказку, используя имеющиеся слова. Сказка должна быть интересной, смешной, чуть-чуть волшебной. |
Сказка про __ . |
Защита мини-проектов. |
4 |
Работа над пройденным материалом |
– Сказка-это волшебная страна со своими определёнными жителями и правилами. |
|
|
– К нам пришла гостья. А, кто она – отгадайте: |
Ученик читает. Она у батюшки жила, любимой дочерью была. Да из-за чудного цветка – с родными вмиг разлучена. Но чудо-зверя полюбила и чары ведьмины разбила. |
|
||
– Как зовут героиню? |
Это Настенька из сказки «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова. |
|
||
|
Читает стихотворение. В сказку вам открою дверь, Показывает предметы и спрашивает: – Из какой сказки? – Какой лишний? Почему? Учащиеся называют сказки, а потом исключают предмет. |
Выходит девочка в русском народном костюме. |
||
– Чему учат нас все эти сказки? – Какой закон сказки вы знаете? – Концовку, какой из сказок хотели бы изменить? |
Дети отвечают на поставленные вопросы. |
На доске появляются названия сказок Серебряное копытце. Аленький цветочек. Городок в табакерке. Сказка о жабе и розе. |
||
Притча о двух волках. Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. – В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность... Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: – А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: – Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. Как поняли, о чём эта притча? |
Ребята слушают притчу, отвечают на вопросы. |
|
||
Восстановите правильный порядок событий. |
«Аленький цветочек».
|
Работа в парах. Каждой паре даётся карточка. |
||
– Что представили, когда слушали музыку? –К какой сказке подходит? |
Дети слушают музыку и делятся впечатлениями. |
Звучит отрывок из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» |
||
|
Презентация монопроекта учеником. – Какой момент из сказки изображён? – Кто на слайде? – Как догадались? |
Слайд-презентация, приложение 2 |
||
Дети получают отрывки из сказок. Задание: вставить нужные слова и прочитать. |
Вот перед ними ещё дверцы: они отворились, и Миша очутился на … Что за улица! Что за городок! Мостовая вымощена перламутром; небо пёстренькое, …; по небу ходит золотое …; поманишь его, оно с неба сойдёт, вкруг руки обойдёт и опять … А домики-то стальные, полированные, крытые разноцветными раковинками, и под каждою крышкою сидит мальчик-… с золотою головкою, в серебряной юбочке, и много их и все мал мала … Она распустилась в хорошее майское утро; когда она раскрывала свои … Улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных … Роза точно … Она не могла говорить; она могла только, склонив свою … разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был её словами, … и молитвой. Тут вспрыгнул … на крышу и давай по ней … копытцем бить. Как искры, из-под ножки-то … посыпались. Красные, голубые, …, бирюзовые – всякие. К той поре как раз Кокованя и вернулся. Узнать своего … не может. Весь он как ворох дорогих камней стал. Так и горит-переливается разными... Наверху … стоит – всё бьёт да бьёт … копытцем, а камни сыплются да … |
Индивидуальная работа |
||
И пошло тому немало времени: скоро сказка …, не скоро дело … Вот однажды и привиделось во сне молодой купецкой дочери, красавице … что батюшка её нездоров …; и напала на неё тоска неусыпная, и увидел её в той тоске и слезах зверь …, чудо ..., и сильно закручинился и стал спрашивать: отчего она во тоске, во ... Рассказала она ему свой недобрый сон и стала просить у него позволения повидать своего … родимого и … своих любезных. |
Слайд 2, приложение 1. Самоконтроль. |
|||
– Алена и Дима работали над проектом «Писатели-сказочники». |
Защита проекта детьми. В результате защиты проекта, ребята делают вывод о том, что объединяет писателей и какие отличия.
|
Слайд-презентация, приложение 3 |
||
|
Релаксация |
Зарядка для глаз Вот такая наша Клава – смотрит влево, смотрит вправо, Смотрит прямо и на нос и в окно на паровоз. |
|
|
|
|
Игра « Найди ошибку» «Малахитовое копытце» – «Серебряное копытце». «Даша и медведь» – «Маша и медведь». «Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди» «По рыбьему велению» – «По щучьему велению». «Сказка о жабе и тюльпане» – «Сказка о жабе и розе». |
Ребята исправляют допущенные ошибки и называют правильно сказку. |
Слайд 3, приложение 1 |
– На какие группы можно разделить эти сказки? |
Ученики делят сказки на 2 группы: литературные и народные. Называют сказки каждой группы. |
|
||
Работа с выставкой рисунков, сделанных на компьютере.
|
Дети представляют свои рисунки, нарисованные на компьютере. |
|||
5 |
Итог урока |
|
Стихи читают ребята. Сказка – ложь, да в ней намёк. |
|
6 |
Итоговый контроль усвоения материала |
Каждый ребёнок получает тест. 1. На табакерке изображены:
2. Главного героя сказки «Городок в табакерке» зовут:
3. Какие чувства испытала роза, когда к ней приблизилась жаба:
4. Сколько лет было Дарёнке:
5. Какое полное имя у Дарёнки:
6. В какой сказке героине помог цветок:
|
Дети отвечают на вопросы теста |
|
7 |
Рефлексия |
– Что запомнили с урока? – Что унесёте с собой? – Чему научили нас сказки? – Кому понравился урок? Похлопайте в ладоши и скажите: «Что за прелесть эти сказки». |
Учащиеся отвечают на вопросы. |
|
8 |
Домашнее задание |
– Какое домашнее задание вы бы хотели получить? Нарисовать героя. Сочинить сказку. Написать герою письмо. |
Дети выбирают себе домашнее задание |
Задание даётся на выбор. |