Открытый урок литературы по теме "Дар чувствовать, понимать…" (по пьесе А.Вампилова "Свидание"). 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7


Цель урока:

  1. привлечь внимание учащихся к творчеству одного из самых интересных драматургов нашего времени, земляка А.Вампилова в канун 70-летия со дня рождения;
  2. Воспитать вежливое уважительное отношения к людям, понимание того, что поведение человека не должно зависеть от ситуации, иначе случайность может стать причиной серьезных неприятностей в жизни, исправить которые не всегда возможно.
  3. Школьники повторят особенности драматического произведения, научатся анализировать пьесу А.Вампилова «Свидание»: работать с текстом драматического произведения, авторскими ремарками, сформируют навыки выразительного чтения текста по ролям.

Оборудование: презентация с фотографиями, таблицами; карточки с текстом. Для оформления кабинета к уроку можно использовать портрет А.Вампилова .Рисунок 1.

Ход урока.

1.Подготовка к восприятию произведения. Работа над эпиграфом.
В этом году исполняется 70 лет со дня рождения и 35 лет со дня смерти одного из самых интересных драматургов нашего времени, для которого тема любви, взаимопонимания, верности, сердечной чуткости была, пожалуй, главной. Мы не можем не знать этого замечательного человека еще и потому, что родился он в поселке Кутулик Иркутской области. Человек, которого знает весь мир,- наш земляк. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением А.Вампилова «Свидание». (Приложение. Слайд 1.)

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я предлагаю вам слова самого А.Вампилова, которые он когда-то записал в своем блокноте, потаенно, для себя: «Я люблю людей, с которыми все может случиться…» (Приложение слайд 2)

-Как вы думаете, почему именно такие люди были интересны писателю? ( Такие люди вообще всем интересны, потому что их жизнь наполнена приключениями, событиями, встречами…)

2.Повторение изученного: работа по теории литературы (особенности драматического произведения).
Перед нами небольшое произведение - пьеса А.Вампилова «Свидание».
-К какому роду литературы оно относится? Аргументируйте ответ. (Это драматическое произведение, т.к.предназначено оно для игры на сцене. Действие ,отношение к героям драматург раскрывает через слова .)
 -Что является средствами характеристики действующих лиц в драматическом произведении? (диалоги и монологи).
- Что такое ремарки? Какую роль они выполняют в пьесе?
(авторские замечания, помогают понять душевное состояние героев, могут дать сведения о возрасте, внешнем облике, месте действия)
Приложение слайд 3

3. Анализ драматического произведения.
Слово учителя: Ну что ж, перейдем непосредственно к самому произведению.
Работа над названием пьесы.
Начнем с названия пьесы. «Свидание».
-Как вы понимаете значение этого слова? Может ли быть свидание по телефону, в письме? ( нет) Приложение слайд 4
Далее следует подзаголовок: Сцена из нерыцарских времен. У А.С.Пушкина есть драматическое произведение «Сцены из рыцарских времен», где действие происходит в средние века, действующие герои рыцари. Приложение слайд 5
- Что же хочет сказать автор, используя измененный пушкинский заголовок? (Сценка вполне могла произойти в наши дни).
 -Наше время: рыцарское или нерыцарское? (Во все времена есть люди, способные защитить слабого, пожертвовать собой ради любимой женщины, способные на подвиг. Но ситуация, описанная в пьесе , на рыцарскую не похожа).
-Почему Вампилов, описывая одну ситуацию, говорит о нерыцарских временах? (такие ситуации повторяются все чаще)

Итак, благодаря писателю, мы словно подсмотрели одну из уличных сценок.
-Что же произошло на улице в самый обычный день? (кратко сюжет).
Анализ действующих лиц. Героями пьесы являются сапожник, студент и девушка.
-Что вы можете рассказать о каждом из этих действующих лиц?
Сапожник- бородатый, благообразный старичок с задатками интеллигентности, он с чувством юмора, в хорошем настроении.
Студент производит впечатление остроумного, веселого. находчивого парня.
- Но что в поведении студента вас насторожило, не понравилось? ( торгуется со старым человеком, фраза «Что-то мне сдается, что вы, папаша, сидите на чужом месте. ( у студента не было основания оскорблять сапожника, он его совсем не знает) Приложение слайд 6.
-Как вы думаете, мог ли такой человек понравиться девушке? ( почему бы и нет. Красивый, образованный, веселый). Так и случилось. Иначе бы девушка не согласилась прийти на свидание. -Как состоялось знакомство? (по телефону, разговаривали довольно долго, 3 месяца).
-Как вел себя студент во время телефонных разговоров? Что же случилось? Почему свидание не состоялось?

 -Как вы объясните причину случившегося? ( причина в грубости студента).
Попробуем разобраться.
-Как вы думаете, зачем драматургу понадобился такой сюжетный ход: он перед свиданием спешит починить башмаки, она по воле автора здесь же ломает каблук? ( на назначенном свидании каждый бы старался казаться как можно лучше, а здесь каждый был таким, какой он есть на самом деле) .
Вернемся к этому моменту: девушка ломает каблук. С каким чувством она это обнаруживает? (с отчаянием)
Жалко обувь? (нет, она спешит на свидание, а тут…)
Вот и встретились наши герои, не подозревая, кто есть кто, не подозревая, что сейчас им предстоит пройти испытание, которое приготовил для них автор.
-Как повели себя герои?
Попробуем понять каждого и передать это в чтении по ролям. Но чтобы точнее передать характер действующих лиц, поработаем с ремарками, сопровождающими диалог. Ремарки к речи юноши попробуют сделать девочки, а к словам девушки-мальчики.
Каждому учащемуся выдается таблица с текстом. Необходимо подобрать ремарки, которые помогут разобраться в ситуации и выразительно прочитать текст по ролям. Рисунок 2. Проверка осуществляется по таблице Приложение слайд 7.
Чтение по ролям сцены спора.

Анализ сцены спора.
 -В чем суть спора действующих лиц и на чьей вы стороне? ( нельзя оправдать поучительный, высокомерный тон студента, отсутствие чуткости. Ведь ему доверили: решается судьба, зависит счастье.)
 -Каким предстает в споре каждый из героев? ( юноша поучает, наступает, насмешки его обидны и неуместны, в конце концов он грубит девушке; девушка умоляет, просит, уговаривает и только в ответ на хамство юноши произносит слово хам. А разве она не права?)
В тексте Вампилов использует выражение элементарная вежливость.
 -Как вы понимаете это выражение? Приложение слайд 8
 -Был ли выход из создавшейся ситуации?
В русском языке есть много способов выразить вежливость даже в случае отказа.
-Какие слова мог бы использовать студент, чтобы не обидеть девушку и при этом отказать ей в просьбе? Приложение слайд 8

Обобщение по тексту пьесы.
 -Так состоялось свидание, первое свидание?
( состоялось, но не таким, каким его себе представляли герои)
 -Каков же итог? (девушка разочарована, юноша ей нравился, иначе она бы не согласилась бы на свидание, произошло крушение надежд)
-А он? ( и юноша разочарован, ведь он не чувствует собственной вины) Но он сожалеет о случившемся, ведь все могло быть по другому.
-А вы заметили, что автор оставляет финал открытым? Он приглашает нас в соавторы. И мы, исходя из своего жизненного опыта, представлений о том, что хорошо, что плохо, что нравственно и безнравственно, додумываем эту историю.
 -Как бы мы поступили в данной ситуации?
А.Вампилов был очень счастлив со своей женой Людмилой. Может быть одной из причин счастливой совместной жизни было умение Вампилова поступать порядочно и честно всегда, в любой ситуации. Приложение слайд 9.
В.Распутин сказал о Вампилове: «Он обладал удивительным даром чувствовать, понимать и уметь выразить самые тонкие и оттого неизвестные для многих движения и желания человеческой души». Он видел нас такими, какие мы есть, и хотел, чтобы мы были лучше. Он любил нас. И сам достоин того же. Приложение слайд 10

Творческое задание. Попробуйте изменить сюжет в момент развития действия или кульминации и привести героев к счастливому финалу.