Задачи: познакомить учащихся со способами картографического изображения, характеризующими особенности географии отраслей топливно-энергетического комплекса;
учить учащихся составлению характеристик отдельных отраслей, трансформируя сведения, получаемые из карт.
Оборудование: учителю необходимо подобрать карты атласа и сопутствующие статистические и информационные материалы для ознакомления с темой.
В процессе работы учитель представляет новое знание, которое тотчас вовлекается в сферу деятельности учащихся. Для этого необходимо составить вопросы по тем картам, которые используются на уроке.
І. Коллективный анализ содержания карт атласа, подкрепляемый использованием других источников информации, по ознакомлению с размещением и работой ТЭС страны.
1. Опережающее задание
Подготовить на 1,5 – 2 мин. устное сообщение (можно в форме компьютерной презентации)
«Что такое электроэнергетика. Зачем создаются энергосистемы».
2. Работа по карте атласа с.12
- Определите по условным обозначениям карты, какие типы электростанций существуют в России. (тепловые, гидравлические, атомные, геотермальные, приливные)
- Как вы думаете, с чем связан выбор названия электростанции?
( источником получения энергии, например,
гидроэлектростанции – энергия воды,
тепловые – топливная энергия,
атомные – энергия урановых руд,
геотермальные – термическая энергия Земли от действия гейзеров и вулканов,
приливные – энергия приливов)
- Из каких карт можно почерпнуть эту информацию?
(Топливная промышленность.,Природные ресурсы., Экономическое районирование.)
- По круговой диаграмме в приложении к карте атласа «Производство электроэнергии на станциях разного типа» определите, какие электростанции страны производят больше всего электроэнергии. Почему? (тепловые, т.к. их больше всего)
- Почему их построено много? Близ каких поселений?
(Россия богата топливными ресурсами. Тепловые электростанции строятся быстро. Вырабатывают не только электроэнергию, но также пар и горячий воздух, используемые для отоплении, которые нельзя передавать на большие расстояния – ТЭС строят в городах.)
- Соотнеся статистические данные таблицы «Крупнейшие электростанции», помещённой в атласе на с.12, с информацией карты «Топливная промышленность», определите, энергия какого топлива более доступна крупнейшим ТЭС России.
(Сургутская – мазут, газ. Рефтинская – торф, газ. Костромская – торф, горючие сланцы, бурый уголь.)
- В каких районах страны нет ТЭС? (есть во всех)
- По условным знакам определите, в каких городах имеются группы ТЭС. Попытайтесь проанализировать и объяснить, с чем это связано.
- Почему Хозяйство страны не ограничивается использованием энергии, вырабатываемой только на ТЭС? Ответ можно подкрепить, ознакомившись с содержанием карты на с.28 «Экологические проблемы» и справочной таблицы учебника Алексеева А.И.и др. на с.53.
(Потребляют большое количество топлива, требующего значительных затрат на добычу и перевозку.
Работают только в постоянном режиме. Выбрасывают в атмосферу много твёрдых отходов (золы) и вредных газов.)
- Определите по условным обозначениям карты, какую информацию несут линейные знаки, соединяющие значки ЭС.
- Как по карте можно определить единую энергосистему и как- изолированную?
( единая обозначена способом цветового фона, а изолиронанные – способом ареалов)
- Имеются ли ТЭС, не входящие в эти группы? Почему?
(Якутская, Эвенкинская, Анадырская, т.к. значительно удалены от всех ЭС страны)
- Какую ещё информацию о работе ТЭС можно почерпнуть из карт атласа?
(широкий спектр ответов детей)
ІІ. Работа в группах, построенная по готовому плану (аналог предыдущей работы), с целью ознакомления с размещением и работой ГЭС России через анализ содержания карт атласа, подкрепляемый информацией из других сопутствующих источников, доступных детям.
Сначала уч-ся работают по группам, затем группы представляют свои работы на обсуждение.
1. Электростанции какого типа более мощные по отдаче электроэнергии?
За счёт чего?
2. Если посмотреть на диаграмму «Производство электроэнергии на станциях разного типа, то на долю ГЭС приходится только 18%. Почему?
3. Определите по карте «Экологические проблемы», существуют ли экологические проблемы в местах гидроэлектростанций и каков их характер?
4. На каких реках можно заметить каскады ГЭС? Объясните, почему.
5. В чём выгода строительства ГЭС?
6. Назовите самые крупные ГЭС страны. Обоснуйте выбор места их сооружения.
7. Дополните список вопросов по содержанию учебных карт относительно темы «ГЭС России».
ІІІ. Самостоятельная работа по ознакомлению с размещением и работой АЭС России через анализ содержания карт атласа, подкрепляемый информацией из других сопутствующих источников, построенная на составлении плана в форме вопросов.
(Примерный перечень:
- Почему возникла необходимость строить атомные электростанции?
- В какой части страны сосредоточены? Почему?
- Почему их мало относительно других ЭС?
- С чем связано расположение геотермальных ЭС?
- Как используется энергия приливов? Назовите ПЭС страны.
- Где в пределах страны возможно строительство приливной электростанции?
- и др.)
ІV. Домашнее задание.
- Составить сводную таблицу использования электроэнергии географическими районами ( район, названия ЭС, источник энергии, проблемы использования ЭС) по данным карт.
- Вычислить % производства электроэнергии на ТЭС, ГЭС, АЭС в каждом экономическом районе.