Цель:
Обучающая:
- выявление степени усвоения студентами основных знаний о конструкционных материалах;
- выявление специальных умений студентов по марке определять, чем легирован сплав;
Развивающая:
- развитие умений у студентов выделять главное из изученного материала, что способствует самостоятельности мышления;
- обеспечение в ходе урока развитие речи студентов при чтении марок сплавов;
Воспитательная:
- воспитание положительной мотивации в трудовой деятельности.
Задачи:
- углубить знания по темам «Чугуны и стали»;
- формировать умения читать марки сплавов;
- систематизировать знания по теме;
- развивать самостоятельность при выполнении самостоятельной работы;
- формировать навыки коллективной деятельности при решении учебных проблем.
После изучения студенты должны знать:
- определения чугунов и сталей;
- классификацию чугунов и сталей;
- правила расшифровки чугунов и сталей;
должны уметь:
- по марке определять сплав, чем он легирован и процентное содержание каждого химического элемента в сплаве.
Тип урока: закрепление нового материала.
Форма: деловая игра.
Реквизит: мультимедийная установка, критерии оценки учебной деятельности на каждую группу, таблички экспертов игры, канцелярские принадлежности для выполнения заданий, дополнительные задания.
Участники игры: ведущий преподаватель, технический эксперт, руководитель группы, методический эксперт, независимый эксперт.
Права и обязанности участников:
Преподаватель обязан организовать учебную деятельность согласно теме, целям; назначить экспертов, формировать группы, организовать руководителей группы (или назначить их); руководить учебной деятельностью; проводить вступительную беседу, подводить итоги и обобщать результаты.
Имеет право: распределять задания по своему усмотрению, вносить в учебную деятельность оперативные изменения, требовать неуклонного выполнения правил игры.
Технический эксперт обязан: оценивать организационную сторону работы, фиксировать результаты оценок в таблице:
Состав группы | Сообщение | Составление кроссворда |
Составление ребусов |
Составление классификации |
Решение кроссворда |
Решение ребусов | Решение классификации |
Дополнительные вопросы |
Общее количество баллов |
Отметка |
0 баллов – не принимал участия в выполнении заданий;
1 балл – принимал участие в выполнении заданий.
Имеет право: принимать участие в решении учебной проблемы; задавать вопросы и возражать; присуждать дополнительные очки.
Руководитель группы обязан организовать обсуждение проблем, вопросов в группе; ставить лучшее решение на голосование; назначать выступающего от группы.
Методический эксперт следит за правильностью составленных заданий с точки зрения методики.
Независимый эксперт следит за правильностью составленных заданий с точки зрения изучения дисциплины.
Участники игры должны следить за ходом дискуссии, выделять главное, анализировать выступление; задавать вопросы, возражать; быть доброжелательными к другим мнениям; коротко, ясно убедительно обосновывать свои убеждения.
Предварительная работа: приготовить материал по темам «Чугуны» и «Стали» на 5 минут; распределение участников игры, сообщение прав и обязанностей, знакомство с этапами учебной деятельности.
I. Повторение изученного материала.
С помощью презентации составляем классификацию чугунов и сталей (приложение 1).
II. Закрепление изученного материала.
Выступление с сообщениями о чугунах и сталях
1. Выдвижение проблем:
1 группа: составить кроссворд на 10 слов по теме «Чугуны»
2 группа: составить 5 ребусов по теме «Сталь»
3 группа: проклассифицировать марки чугунов и сталей.
Ст5Гпс, 10Г2С1Д, 15ХФ, 30ХГСА, Н10Х11М2Т, Ст54пс, 15Г2СФ, 38ХН3МФА, СЧ10, СЧ35, ВЧ100, ЧНМШ, Ст5Гпс3, 14Г2АФД, 12ХН3А, СЧ25, КЧ 33-8, СЧ30, ЧХ2, СЧ40, 30ХГСА, ЧХ3, ЧНХТ.
2. Решение и освещение проблем: каждая группа решает 2 задания другой группы, а затем руководитель группы выбирает выступающего для освещения этой проблемы.
III. Поэтапное описание.
Подготовительный этап проводится во время игры и заключается в организации микрогрупп, распределении участников игры, характеристике некоторых правил (особенностей) проведения дискуссии (ограниченность времени на подготовку, выступление; выслушивание мнения собеседника; точное формулирование своих мыслей, активность в учебной деятельности, условность игрового действия). Перед проведением игры участники могут познакомиться с этапами учебной деятельности, с обязанностями и правами.
Игровое действие:
1. Вступительное слово руководителя игры (теоретическое обоснование проблемы, содержания учебной деятельности) - 5-7 мин.
2. Выступление с сообщениями (самостоятельная работа) - 10 мин.
3. Выдвижение проблем для обсуждения (работа в микрогруппах) - 15 мин.
4. Подготовка выступлений микрогруппы по одной из проблем: причины, сущность, возможные пути решения проблемы (работа микрогруппах) - 15 мин.
5. Защита проблем (групповая работа):
- выступление группы - 5 (15)мин.
- вопросы, дополнения, предложения, возражения - 2-3 мин.
6. Выступление ведущего преподавателя (заключение по дискуссии, выставление отметок) - 5 мин.
Дополнительное задание.
(для тех, кому недостаточно баллов для выставления отметки приготовлены листы рабочей тетради по теме «Чугуны и стали»)
Заполните листы рабочей тетради.
- Если в сплаве углерода находится менее 2,14 %, то этот сплав называется _____________________________________________________________________
- В марках чугунов и сталей имеются цифры и буквы. Что они означают? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Чем различаются по марке чугуны и стали? __________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Расшифруйте следующие марки сплавов:
34Х07Л______________________________________________________________
Ст5Гпс3______________________________________________________________
10Г2С1Д_____________________________________________________________
IV. Рефлексия технический эксперт проставляет баллы в таблице и вместе с руководителем микрогруппы выставляет отметки. Подводит итоги.