Открытое мероприятие по дисциплине "Материаловедение" по теме "Чугуны и стали"

Разделы: Общепедагогические технологии


Цель:
Обучающая:

  • выявление степени усвоения студентами основных знаний о конструкционных материалах;
  • выявление специальных умений студентов по марке определять, чем легирован сплав;

Развивающая:

  • развитие умений у студентов выделять главное из изученного материала, что способствует самостоятельности мышления;
  • обеспечение в ходе урока развитие речи студентов при чтении марок сплавов;

Воспитательная:

  • воспитание положительной мотивации в трудовой деятельности.

Задачи:

  • углубить знания по темам «Чугуны и стали»;
  • формировать умения читать марки сплавов;
  • систематизировать знания по теме;
  • развивать самостоятельность при выполнении самостоятельной работы;
  • формировать навыки коллективной деятельности при решении учебных проблем.

После изучения студенты должны знать:

  • определения чугунов и сталей;
  • классификацию чугунов и сталей;
  • правила расшифровки чугунов и сталей;

должны уметь:

  • по марке определять сплав, чем он легирован и процентное содержание каждого химического элемента в сплаве.

Тип урока: закрепление нового материала.
Форма: деловая игра.

Реквизит: мультимедийная установка, критерии оценки учебной деятельности на каждую группу, таблички экспертов игры, канцелярские принадлежности для выполнения заданий, дополнительные задания.

Участники игры: ведущий преподаватель, технический эксперт, руководитель группы, методический эксперт, независимый эксперт.

Права и обязанности участников:
Преподаватель обязан организовать учебную деятельность согласно теме, целям; назначить экспертов, формировать группы, организовать руководителей группы (или назначить их); руководить учебной деятельностью; проводить вступительную беседу, подводить итоги и обобщать результаты.
Имеет право: распределять задания по своему усмотрению, вносить в учебную деятельность оперативные изменения, требовать неуклонного выполнения правил игры.
Технический эксперт обязан: оценивать организационную сторону работы, фиксировать результаты оценок в таблице:

Состав группы Сообщение Составление
кроссворда
Составление
ребусов
Составление
классификации
Решение
кроссворда
Решение ребусов Решение
классификации
Дополнительные
вопросы
Общее количество
баллов
Отметка
                     

0 баллов – не принимал участия в выполнении заданий;
1 балл – принимал участие в выполнении заданий.
Имеет право: принимать участие в решении учебной проблемы; задавать вопросы и возражать; присуждать дополнительные очки.
Руководитель группы обязан организовать обсуждение проблем, вопросов в группе; ставить лучшее решение на голосование; назначать выступающего от группы.
Методический эксперт следит за правильностью составленных заданий с точки зрения методики.
Независимый эксперт следит за правильностью составленных заданий с точки зрения изучения дисциплины.
Участники игры должны следить за ходом дискуссии, выделять главное, анализировать выступление; задавать вопросы, возражать; быть доброжелательными к другим мнениям; коротко, ясно убедительно обосновывать свои убеждения.
Предварительная работа: приготовить материал по темам «Чугуны» и «Стали» на 5 минут; распределение участников игры, сообщение прав и обязанностей, знакомство с этапами учебной деятельности.

I. Повторение изученного материала.
С помощью презентации составляем классификацию чугунов и сталей (приложение 1).

II. Закрепление изученного материала.
Выступление с сообщениями о чугунах и сталях
1. Выдвижение проблем:
1 группа: составить кроссворд на 10 слов по теме «Чугуны»
2 группа: составить 5 ребусов по теме «Сталь»
3 группа: проклассифицировать марки чугунов и сталей.
Ст5Гпс, 10Г2С1Д, 15ХФ, 30ХГСА, Н10Х11М2Т, Ст54пс, 15Г2СФ, 38ХН3МФА, СЧ10, СЧ35, ВЧ100, ЧНМШ, Ст5Гпс3, 14Г2АФД, 12ХН3А, СЧ25, КЧ 33-8, СЧ30, ЧХ2, СЧ40, 30ХГСА, ЧХ3, ЧНХТ.
2. Решение и освещение проблем: каждая группа решает 2 задания другой группы, а затем руководитель группы выбирает выступающего для освещения этой проблемы.

III. Поэтапное описание.
Подготовительный этап проводится во время игры и заключается в организации микрогрупп, распределении участников игры, характеристике некоторых правил (особенностей) проведения дискуссии (ограниченность времени на подготовку, выступление; выслушивание мнения собеседника; точное формулирование своих мыслей, активность в учебной деятельности, условность игрового действия). Перед проведением игры участники могут познакомиться с этапами учебной деятельности, с обязанностями и правами.

Игровое действие:
1. Вступительное слово руководителя игры (теоретическое обоснование проблемы, содержания учебной деятельности) - 5-7 мин.
2. Выступление с сообщениями (самостоятельная работа) - 10 мин.
3. Выдвижение проблем для обсуждения (работа в микрогруппах) - 15 мин.
4. Подготовка выступлений микрогруппы по одной из проблем: причины, сущность, возможные пути решения проблемы (работа микрогруппах) - 15 мин.
5. Защита проблем (групповая работа):
- выступление группы - 5 (15)мин.
- вопросы, дополнения, предложения, возражения - 2-3 мин.
6. Выступление ведущего преподавателя (заключение по дискуссии, выставление отметок) - 5 мин.

Дополнительное задание.
(для тех, кому недостаточно баллов для выставления отметки приготовлены листы рабочей тетради по теме «Чугуны и стали»)

Заполните листы рабочей тетради.

  1. Если в сплаве углерода находится менее 2,14 %, то этот сплав называется _____________________________________________________________________
  2. В марках чугунов и сталей имеются цифры и буквы. Что они означают? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Чем различаются по марке чугуны и стали? __________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Расшифруйте следующие марки сплавов:

34Х07Л______________________________________________________________
Ст5Гпс3______________________________________________________________
10Г2С1Д_____________________________________________________________

IV. Рефлексия технический эксперт проставляет баллы в таблице и вместе с руководителем микрогруппы выставляет отметки. Подводит итоги.