Открытый урок по окружающему миру в 3-м классе по теме "Наше питание"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Рассмотреть причины неправильного питания;
  2. Найти пути организации правильного питания;
  3. Формировать представление о необходимости заботы о своем здоровье, о важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья;
  4. Учить детей выбирать полезные продукты для здорового, рационального питания;
  5. Воспитывать у детей культуру здоровья.

Оборудование: этикетки различных продуктов, индивидуальные карточки, компьютер, проектор, презентация урока.
Предварительная работа: найти информацию о витаминах А, В, С, D, Е и подготовить небольшие сообщения.

Ход урока.

1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. У нас сегодня на уроке присутствуют гости, поздоровайтесь с ними. Начинаем урок.

2. Постановка учебной задачи
- Как вы думаете, что значит вести здоровой образ жизни?

-Здоровый образ жизни включает в себя несколько компонентов. И один из них – очень важный – здоровое питание.
- Для чего вообще нужно есть?
- Чтобы расти, двигаться, выполнять различные задачи и т.д.
- Что может случиться , если человек не будет долго есть?
- Организм человека начинает расходовать вещества, которые в виде запасов находятся в теле. Человек худеет. Без пищи человек может прожить месяц, но кроме твердой пищи человеку нужна вода. Без нее человек погибнет через 3-4 дня - происходит обезвоживание. Тело человека состоит на 63% из воды
-Итак, чтобы нормально расти, развиваться, двигаться и т. д. человеку нужно питаться.
-Но вся ли пища, которую мы едим, одинакова полезна?
-Какую еду нужно выбирать, чтобы сохранить здоровье на долгие годы?
Об этом мы и поговорим сегодня на уроке.
Тема нашего урока «Наше питание» (слайд № 2)
Помогут мне провести этот урок наши гости – герои мультфильма «Смешарики»
( слайд №3)

3. Обсуждение ситуации.
-Значит, еда необходима, чтобы поддерживать жизнедеятельность нашего организма.
- А какой должна быть еда? (вкусной)
Нюша тоже считает, что еда должна быть вкусной. И даже составила для вас меню на целый день (слайд№4)
-Посмотрите. Вкусно? А полезно ли?
- Давайте разберемся в этой ситуации.
- Посмотрите на пирамиду питания, рекомендованную Всемирной Организацией здравоохранения (слайд№5)
- Из чего она состоит?
- Что это может обозначать?
- Значит, мы можем сказать, что питание должно быть полноценным, разнообразным.

4. Выдвижение гипотез и актуализация знаний.
-С пищей человек получает необходимые организму вещества.
Это белки, жиры, углеводы, витамины (слайд№6)
Белки служат основным «строительным материалом» для тела человека, Они составляют почти пятую часть веса человека. Больше всего белков содержится в продуктах животного происхождения: мясных, рыбных, молочных. Много их и в растениях, особенно в фасоли, бобах, гречневой крупе, орехах (слайд№7)
Жиры необходимы любому человеку, они – основной источник энергии. Без нее человек не может работать, учиться, заниматься спортом. Кроме того, жиры помогают организму сопротивляться болезням. Но много есть жирной пищи вредно.
- Как вы думаете, почему? (жиры не успевают перерабатываться и начинают откладываться в организме) (слайд№8)
Белки и жиры есть и в сладостях. Но больше всего в них углеводов. Именно они придают любимым лакомствам сладкий вкус. А вот сахар состоит только из углеводов.
Углеводы, как и жиры, являются для нашего организма источником энергии. Их много в овощах, фруктах, ягодах, хлебе, крупе (слайд№9)
Установлено, что за всю жизнь человек получает вместе с пищей и питьем приблизительно 75 тонн воды, 2.5 тонны белков, 1.3 тонны жиров и 17.5 тонн углеводов. Человек перерабатывает в течение жизни количество пищи, которое больше, чем в 1000 раз превышает вес его тела.

5. Физминутка.

6.Сообщения учащихся
Особое внимание хочу уделить значению витаминов в жизни человека.
Витамины – это разнообразные по своему составу органические вещества.
Слово «витамин» обозначает «дающий жизнь» (слайд №10)
Я просила вас подготовить сообщения о витаминах.

Выступления детей:
1. Витамин А содержится в рыбьем жире, сливочном масле, молоке, сливках, сметане, яичном желтке, печени. Его много в моркови, зелёном луке, салате, помидорах, черноплодной рябине. Усвоение его увеличивается при наличии в рационе овощей, тушённых с маслом, сметаной или молоком. Этот витамин необходим для нормального функционирования бронхиальной системы, кишечника, глаз. (слайд№11)
2.Витамина В-1 много в хлебе, молоке, яйцах, печени, мясе, в некоторых овощах и фруктах. Он разрушается при длительном приготовлении пищи, особенно если в ней имеется сода. Люди, питающиеся главным образом белым хлебом и сладостями, не получают достаточного количества витамина В-1, что нередко приводит к желудочно-кишечным расстройствам и плохому аппетиту. Витамин В-2 в больших количествах находится в печени, мясе, молоке, яйцах, овощах зелёного цвета, крупах, дрожжах. Витамин В-6 содержится в рыбе, яичном желтке, горохе, овощах зелёного цвета. Витамином В-12 богаты печень, почки, мясо, рыба, творог, сыр. Недостаточность витаминов группы В вызывает трещины в углах рта, болезни губ, кожи, рта, глаз (слайд№12)
3.Основные поставщики витамина С – свежие овощи, фрукты, ягоды. Особенно его много в чёрной смородине, ягодах шиповника, клубнике, малине, зелёном луке, капусте. Высоким содержанием витамина С обладает разнообразная зелень – укроп, петрушка, шпинат, салат. Он необходим для роста зубов, костей, кровеносных сосудов. Этот витамин легко разрушается при приготовлении пищи. Низкое содержание витамина С в рационе, особенно в зимне-весенний период, обусловливается понижением его содержания в продуктах из-за их длительного хранения. Поэтому так важно в этот период употреблять в пищу соки, особенно апельсиновый, лимонный, томатный, грейпфрутовый (слайд №13)
4.Витамин Д образуется в организме под влиянием ультрафиолетового спектра солнечных лучей. Поэтому, находясь весной и летом достаточное время на воздухе, мы обеспечиваем себя этим витамином. Кроме того, витамин Д поступает в организм с пищей. Большое его количество содержится в печени, рыбе. Богатые источники этого витамина – рыбий жир, яичный желток, сливочное масло, сливки. Недостаточность витамина Д приводит к размягчению и деформации костей, плохим зубам, слабым мышцам и связкам (слайд №14)
5.Витамин Е имеется в растительных продуктах, главным образом в зародышевых частях злаковых (пшеница, кукуруза и овсянка), а также в животных (печень, яйца). Наиболее ценными можно назвать растительные масла, муку грубого помола, бобовые. В овощах витамин Е присутствует в капусте, салате, шпинате. Это витамин очень важен для развития детского организма. (слайд №15)
- Как зимой можно справиться с проблемой нехватки витаминов?
- Есть свежие овощи и фрукты, готовить из них салаты, пить натуральные соки, принимать витаминно-минеральные комплексы, продаваемые в аптеках.
- Верно. Приём по одной капсуле или таблетки в день обеспечат ваш организм всем необходимым количеством витаминов. Но будьте осторожны. Не превышайте норму, указанную на упаковке.

7. Исследовательская работа
Задание №1
Ребята, у вас на столах есть этикетки от разных продуктов, которые вы принесли. Давайте, рассмотрим некоторые из них, определим наличие белков, жиров, углеводов и витаминов в этих продуктов.

Заполнить таблицу (приложение 1)

Продукты

Пищевая ценность (содержание в 100 г)
белки жиры углеводы витамины

 

 

     

 

 

     

 

 

     

 

 

     

-Какие питательные вещества человек получает с пищей?
- В каких из этих продуктов самое большое количество
а) белков
б) жиров
в) углеводов
обвести соответствующее число в таблице.
-Может ли человек питаться однообразной пищей? Например, утром, вечером и днем есть одну манную кашу? Почему?

Правильное меню составила Нюша? (слайд №16) (нет) Почему?
Многие продукты еще и вредны для здоровья.
Газированная вода – в ее состав входят различные консерванты, красители, ароматизаторы, которые неблагоприятно влияют на желудок и кишечник детей. Сахар, в большом количестве провоцирует кариес.
Обычная газированная сладкая вода не содержит ни витаминов, ни других полезных веществ, нужных организму.
В состав жвачек входят подсластители, красители. Давно уже доказано, что чем дольше контакт сахара с зубами, тем выше риск развития кариеса. И здесь, у жвачки, а также у жевательных конфет просто нет конкурентов.
Бывают случаи, когда у детей, которые жаловались на боли в животе, находили в кишечнике резиновые «камни» из жвачки.
А вы знаете, что в картофеле фри и чипсах, ученые обнаружили целый ряд вредных веществ, в том числе вещества, которые используются при производстве различных пластмасс и красок. Доказано, что эти вещества оказывают влияние на нервную систему человека.
У детей, которые питаются в основном чипсами, конфетами, газированными напитками, может развиться витаминная недостаточность. Ученые полагают, что нехватка витаминов в пищевом рационе школьников может стать причиной заболеваний кишечника, желудка, зубов и т.д.

Задание №2
Перед вами лежит карточка, где изображены хлеб и пирожное.
Давайте, раскрасим рисунки, и узнаем, какие питательные вещества содержаться в хлебе и пирожном (приложение 2) (слайд №17)
_ Сравните их состав, объясните, почему не стоит часто и много есть пирожные и торты.
(слайд №18)
Задание № 3
Давайте, составим правильное меню, с учетом всей полученной информации. Чтобы наше меню было и вкусным, и полезным (приложение №3)
Обсуждение составленных меню

8.Обобщение темы урока.
- Прочитайте пословицу.
«Мельница живет водою, а человек едою» (слайд№19)
- Как вы понимаете смысл этой пословицы.
- С пищей человек получает питательные вещества (какие?)
Вывод: Чтобы быть здоровым, надо правильно питаться (слайд№20)

9. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Вы сегодня очень хорошо все поработали. Надеюсь, что наш урок пойдет на пользу. Вы будете стараться есть здоровую и правильную пищу, для того чтобы вырасти здоровыми и сильными.

10. Домашнее задание
Понаблюдайте, какие продукты Ваша семья употребляет в пищу. Отмечайте их в таблице в течение недели. Посмотрите, все ли необходимое вы употребляете в пищу, а может, на что-то надо обратить внимание (приложение №4)