Информатизация общего образования в нашей стране уже имеет свою историю и традиции. Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.
Использование современных компьютеров в работе с детьми дошкольного возраста только начинается. В настоящее время это обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования.
Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы дошкольного учреждения. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий.
Принимая во внимание важность и актуальность использования компьютера в дошкольном образовании, мы провели работу, позволившую нам выделить и определить ключевые аспекты деятельности сотрудников детского сада в данном направлении.
Информатизация образовательной деятельности нашего дошкольного учреждения не носила случайный характер. Все началось около 5 лет назад, когда обострилась проблема дефицита мест в детском саду с одной стороны, а с другой стороны появилась новая формация родителей, заинтересованных в раннем развитии своих детей, получении информации о способах и методах воспитания.
На тот момент у нас уже работала группа кратковременного пребывания для детей раннего возраста. Но она не могла вместить всех желающих, а информацию хотели получить многие.
Традиционные формы, работы с родителями при всех их положительных характеристиках, имеют объективные трудности это:
- ограниченное количество времени у родителей, как для посещения родительских собраний, так и посещения консультаций в детском саду;
- и отсутствие возможностей для своевременного предоставления необходимой информации родителям.
Творческая группа педагогов детского сада провела опрос и разностороннюю работу по изучению возможностей расширения взаимодействия детского сада с родителями.
Учитывая сложившуюся ситуацию, педагоги пришли к выводу о необходимости разработки новых подходов в работе с родителями. Наиболее интересными на тот момент были разработки в области освоения коммуникационно–информационных технологий, практически не представленные в дошкольном образовании.
«А не создать ли нам Сайт дошкольного учреждения?». На первый взгляд сложная и невыполнимая, в рамках дошкольного учреждения, идея получила поддержку не только у сотрудников детского сада, но и родителей.
По инициативе творческой группы педагогов был создан сайт ДОУ, где размещали информацию для родителей о наиболее интересных подходах, методах и приемах развития и воспитания детей от 0 до 3 лет.
Эта информация стала полезна и необходима не только для родителей нашего учреждения, но и всех пользователей сайта. В рамках работы сайта родители имеют возможность общаться с педагогами и между собой.
Данная работа способствовала получению муниципального гранта на реализацию инновационного проекта «Информационно-интерактивное взаимодействие педагогов и родителей, воспитывающих детей раннего возраста».
Реализация муниципального гранта позволила улучшить материально – техническую базу: приобретена оргтехника, мультимедийная установка, экран, что позволило совершенствовать процесс информатизации ДОУ.
Так же значительно пополнилась учебно-методическая база образовательного учреждения. В рамках инновационной деятельности педагогами созданы методические продукты:
- электронный пакет стимульного материала для работы с детьми;
- электронная библиотека по проблеме «Информационно – интерактивное взаимодействие педагогов и родителей, воспитывающих детей раннего возраста»;
- компьютерная игра «Малышок» по сенсорному развитию детей раннего возраста;
- методические рекомендации для педагогов по организации работы с детьми раннего возраста в режиме группы кратковременного пребывания.
По инициативе Губернатора Челябинской области П.И. Сумина в 2007, 2008 годах был проведен «Конкурс проектов программ использования новых информационных технологий в образовательном процессе образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования».
В 2007 году наш детский сад одним из победителей конкурса проектов программ использования новых информационных технологий в образовательном процессе образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования.
Дети зачастую шагают впереди педагогов, опережая их в информационных знаниях. Компьютерные игровые комплексы (КИК) – одна из современных форм работы, в которой взаимоотношения взрослого и ребенка выстраиваются посредством технических видов коммуникации, позволяющих не только общаться в равных условиях, но и систематизировать знания, закреплять умения, свободно их использовать в самостоятельной жизнедеятельности.
Использование новых информационных технологий в детском саду предусматривает не обучение детей основам информатики и вычислительной техники, а создание новых, научно обоснованных доступных средств развития, преобразование предметно-развивающей среды ребенка, расширения возможности познания окружающего мира, индивидуализацию образовательного процесса.
Компьютерно-игровой комплекс представляет собой многофункциональный набор компонентов, образующих «компьютерную предметно-развивающую среду». В состав КИК входят:
- ноутбуки (7 для детей и 1 для педагога), снабженные программой Windows XP, объединенные в единую сеть;
- цветной лазерный принтер, обеспечивающий повышение качества подготовки и проведения занятий;
- видеопроектор и экран, позволяющие использовать КИК не только для индивидуальной, но и для фронтальной работы;
- комплекты развивающих и обучающих игр, обеспечивающих всестороннее познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие ребенка;
- комплекты детской мебели (из экологически чистого материала);
- наборы мягких игровых предметных средообразующих модулей, настольно-печатные и народные игры и игрушки.
Важно отметить, что все оборудование КИК соответствует санитарно-гигиеническим, эргономическим, здоровьесберегающим и психолого- педагогическим требованиям.
Компьютерно-игровой комплекс в детском саду органически вписывается в общую систему педагогической работы, направленную на всестороннее и гармоничное развитие каждого ребенка. Активно используются возможности его применения не только в специально организованной деятельности, но и в дополнительном образовании.
В соответствии с требованиями СанПин 2.4.1.1.1249-03 индивидуальные занятия на компьютере проводятся с детьми старшего дошкольного возраста 2 раза в неделю не более 15 мин. Наряду с использованием развивающих компьютерных игр педагоги создают компьютерные презентации, которые используют на своих занятиях в соответствии с требованиями реализуемой программы, а с детьми младшего и среднего дошкольного возраста проводятся фронтальные и подгрупповые занятия с использованием мультимедийного оборудования (проектор, экран), что повышает интерес детей к изучаемому материалу и расширяет возможности моделирования игровых ситуаций.
В компьютерно-игровом комплексе работает педагог дополнительного образования, знающий возрастные анатомо-физиологические и психологические особенности детей дошкольного возраста, воспитательно-образовательную программу ДОУ, технические возможности компьютера и владеющий методикой приобщения детей к новым технологиям.
Работа с детьми– ведущий раздел деятельности педагога дополнительного образования, который требует большого педагогического мастерства, умения видеть каждого ребенка и руководить одновременно деятельностью целой подгруппы. Педагог постепенно приобщает дошкольников к новой для них деятельности – компьютерным играм. С целью успешного освоения игровой задачи разработано перспективное планирование, составлены конспекты занятий с использованием заданий предложенных на дисковом материале. Параллельно с общеразвивающими группами в КИКе занимаются дети с тяжелыми нарушениями речи, что позволяет решать важные задачи коррекционно-развивающего образования.
Развитие детей в условиях взаимодействия с компьютером основывается на создании у них соответствующих мотивационных установок, на изменении (при необходимости) характера и объема заданий, на обеспечении активности в работе с компьютером, в ходе которой дети постепенно становятся субъектами деятельности. А все это ведет к осознанию ребенком своих возможностей, их росту, увеличению самостоятельности в общении с компьютером и в итоге – к решению основной задачи – развитию личности, адаптированной к «компьютерной деятельности».
Необходимо отметить, что компьютерные игры – это своего рода индикатор деятельности воспитателя, нередко в ходе игры выявляется недостаток знаний в той или иной образовательной области.
Работа педагога КИКа с воспитателями, заключается ворганизации постоянно действующего семинара – практикума для ознакомления воспитателей с условиями работы и программно-методическим обеспечением КИК, установления содержательных связей в воспитательно-образовательной работе с детьми, пополнения медиатеки дидактических материалов.
Педагог знакомит родителей с особенностями деятельности детей в КИКе (выступления на родительских собраниях, организация открытых просмотров занятий, консультации, беседы).
Так, необычными и запоминающимися получились последние праздники. В музыкальном зале установили мультимедийное оборудование, с которого любимые герои сказок (Незнайка, Буратино, Джин) обращались к детям с заданиями и вопросами. Благодаря виртуальному общению с ними дети почувствовали себя в другом измерении. Объединив сказочного героя и компьютерную игру, мы сделали это волнующее событие незабываемым как для детей, так и для их родителей.
Для оптимального построения образовательного процесса, мы классифицировали игровой дисковый материал:
- познавательное развитие;
- математика;
- музыкальное развитие;
- обучение грамоте.
По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения старших дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
- компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
- компьютер является отличным средством для решения задач обучения;
- постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей;
- компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе;
- компьютер очень «терпелив» во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха».
Использование большого и разнообразного спектра заданий способствует расширению кругозора дошкольников, развитию их познавательных процессов.
Но вместе с тем, необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте.
Использование информационно – коммуникационных технологий - это новый вид деятельности в работе детского сада и, несомненно, эта деятельность требует тщательного анализа влияния компьютера на состояние здоровья детей.
Совместно с медицинскими работниками был разработан мониторинг показателей здоровья детей. (Приложение 1)
Медицинский осмотр старших дошкольников, проведенный в мае, никаких отклонений в состоянии здоровья не выявил. Работа над этим вопросом продолжается.
Педагогический коллектив детского сада определил перспективы использования КИКа: повышение информационно-коммуникационной компетентности педагога дошкольного учреждения, разработка цифрового образовательного ресурса по разделам реализуемой программы «Радуга» (Т. Н. Доронова) (познавательное развитие, музыкальное воспитание), функционирование собственных информационных ресурсов (сайт, локальная сеть).
Информационные технологии – неотъемлемая часть нашей жизни. Разумно используя их в работе, мы можем выйти на современный уровень общения с детьми, родителями, педагогами - всеми участниками образовательного процесса.
Адрес сайта: ds378.ry