Одной из важных проблем системы современного дошкольного образования является проблема создания условий для успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению, а так же повышению роли родителей в обучении и воспитании своих детей. Анализируя современное состояние проблемы системы дошкольного образования Григорьева Г.Г., Печора К.Л., Павлова Л.Н., Сергеева Д.В. неоднократно подчеркивали важность этого вопроса. Противоречие между важностью специально организованного развития детей раннего возраста и объективными сложностями в реализации данной работы ставят перед специалистами дошкольных образовательных учреждений задачи осуществления творческого поиска в решении выше обозначенных вопросов. Эти положения легли в основу организации работы группы кратковременного пребывания на основе взаимодействия с родителями детей раннего возраста (от 1,5 до 3 лет), воспитывающихся в условиях семьи.
В основе работы группы лежат основополагающие понятия широко разрабатываемой в данное время теории привязанности.Среди зарубежных и отечественных психологов теорией привязанности занимаются Дж. Боулби, М.Мэйн, А. Криттенден, Р. Мухаммедрахимов, Е. Смирнова и др.
Процесс адаптации к детскому саду не может пройти безболезненно для ребенка и родителей, если не учитывать основные положения данной теории. Ранняя привязанность, как особый вид эмоционально-теплых отношений между ребенком и матерью, является врожденной потребностью, не менее важной, чем физиологические потребности. Внутри данной эмоциональной связи ребенок ощущает особый комфорт и безопасность.
Если малыш подает маме какой-либо сигнал, и мама своевременно реагирует на него, удовлетворяя возникшую потребность ребенка, он чувствует себя достойным заботы и любви. Следовательно, дети вырастают со сформированным чувством собственного достоинства и уверенности в себе. Они обладают безопасной привязанностью к матери, которая обусловливает формирование у малыша внутреннего образа матери, что, в свою очередь, повышает познавательную активность и стремление к общению, позволяет ребенку смело исследовать и познавать окружающий мир.
Эмоциональная привязанность как особый вид эмоциональной связи между мамой и ребенком формируется в период раннего детства ребенка. По мере взросления малыша она может несколько видоизменяться, в зависимости от расширения круга его общения. Поэтому важно, чтобы любой новый опыт (например, общение с другими детьми, взрослыми, пребывание в незнакомом месте, игра с новыми игрушками) ребенок раннего возраста постигал через маму или другого близкого человека, что поможет ему удостовериться в безопасности данного опыта. А это в свою очередь приведет к формированию у нее определенного стиля взаимодействия с ребенком и развитию у него надежной и безопасной привязанности.
Учитывая актуальность и востребованность данного вопроса, а также руководствуясь нормативно – правовыми документами регламентирующими деятельность дошкольных образовательных учреждений и рекомендациями Министерства Образования Российской Федерации нами осуществляется деятельность по работе функционирования группы кратковременного пребывания на основе взаимодействия с родителями детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет), воспитывающихся в условиях семьи.
Цель: определить условия и разработать программно-методическое содержание деятельности по предупреждению дезадаптации к ДОУ детей раннего возраста на основе работы с родителями в условиях группы кратковременного пребывания.
Задачами организации группы раннего развития детей (от 1 года до 3 лет) режима кратковременного пребывания являются:
- Создание условий для адекватного развития детей раннего возраста с учетом их индивидуальных особенностей.
- Повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста.
- Способствовать формированию и совершенствованию взаимоотношений родителей и детей раннего возраста, являющихся основой предупреждения дезадаптации к ДОУ.
Для организации и функционирования группы в МДОУ были созданы специальные условия. Выделено изолированное помещение, отвечающее педагогическим и санитарно – гигиеническим требованиям. Переоборудовано помещение под игротеку
Закуплено необходимое оборудование для игр и модули для двигательной активности детей
Создана предметно – развивающая среда, включающая в себя: Игровые двигательные модули; Игровую «жилая комната»; Центр развивающих игр; Центр – «Песок – вода»; Зону двигательной активности; Уголок изобразительной деятельности; Дидактический стол; Элементы некоторых видов театра; Книжный уголок; Уголок ряжения.
Постоянно проводится работа по обновлению и наполнению предметно - развивающей среды в соответствии с закономерностями развития детей раннего возраста.
Прием в группу раннего развития режима кратковременного пребывания проводится в течение всего года, по мере поступления заявления от родителей и оформления соответствующих договоров.
В зависимости от продвижения ребенка в процессе обучения и желания родителей (законных представителей) обучение ребенка осуществляется 1 – 2 года или до его поступления в образовательное учреждение
Первоначально группа начинает функционировать в сентябре. Состав группы — дети в возрасте от 1 года до 3 лет. Предельная наполняемость группы 7 детей. Частота посещения группы — 2 раза в неделю по 2 часа. Режим функционирования группы, проведения развивающих занятий и организации самостоятельной деятельности детей в полной мере соответствует закономерностям развития детей раннего возраста.
Основным направлениями деятельности специалистов, работающих с детьми, посещающих группу кратковременного пребывания являются:
- Работа с родителями
- Сенсорное развитие
- Развитие речи
- Развитие основных видов движений
- Изобразительная деятельность
- Музыкальное развитие
- Работа психолога
Специально разработанное расписание функционирования группы и создание соответствующей предметно – развивающей среды позволяет проводить регулярные занятия с учетом особенностей нервно – психического развития детей от 1года до 3 лет. При этом прослеживается четкое взаимодействие участников данного проекта.
Содержание образовательного процесса в группе раннего развития режима кратковременного пребывания определяется методическими рекомендациями (без программного обеспечения) по воспитанию, обучению и развитию детей до 3-х лет «Кроха» под редакцией Г.Г. Григорьевой, Н.П. Кочетовой, Д.В. Сергеевой и Программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой. Диагностика детей раннего возраста проводится в соответствии с рекомендациями разработанными К.Л. Печорой по материалам Н.М. Аксариной и в соответствии с «Перечнем умений, определяющих развитие вашего ребенка» (Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.).
Музыкальное развитие детей раннего возраста основывается на парциальной программе «Топ-хлоп, малыши» под редакцией Т.Сауко и А.Бурениной (музыкально-ритмическое воспитание детей раннего возраста).
Изобразительная деятельность детей включает в себя три раздела: рисование, аппликация и лепка. В основе занятий лежит традиционная методика обучения детей изобразительной деятельности (Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников.- М., 1987; Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М., 1986; Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- М., 1991).
Возраст от 1 года до 3-х лет является важным периодом речевого развития детей. Речевые игры и упражнения - одно из важнейших средств развития ребенка. Их содержание и форма проведения представлены в методическом пособии «Играем с малышами» под редакцией Г.Г. Григорьевой. Пособие разработано в соответствии с программой по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет «Кроха».
Организация и методика воспитательной работы по физической культуре с детьми построена с учетом рекомендаций по проведению физкультурных занятий в помещении и на воздухе Маханевой М.Д. и методических рекомендаций Лайзане С.Я.
В раннем возрасте фундаментом познавательного развития является восприятие окружающей действительности, на развитие которого направлено сенсорное воспитание. Основная его задача - помочь ребенку накопить представления о цвете, форме, величине, фактуре и других свойствах предметов и явлений. В работе по сенсорному воспитанию мы используем методические рекомендации Венгера Л.А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет».
Работа психолога строится на основе рекомендаций Лютовой Е.К., Мониной Г.Б. «Тренинг общения с ребенком» (период раннего детства).
Работа с родителями включает в себя как индивидуальные, так и групповые консультации по вопросам воспитания и развития детей. Разработаны специальные рекомендации по вопросам особенностей психофизического и эмоционально – личностного развития детей от 1 года до 3 лет, по вопросам питания детей, специфике их игровой деятельности, особенностей развития речи, необходимости знакомства с художественной литературой, а также по проведению прогулок, игр, праздников и развлечений детей раннего возраста дома. Специалистами дошкольного учреждения проводится работа по созданию и выпуску «Газеты для родителей», освещающей основные вопросы специфики взаимодействия с детьми раннего возраста.
Продолжительность занятий у каждого специалиста от 10 до 30 минут с учетом времени работы непосредственно с ребенком, обучения и консультирования родителей. Основная форма работы группы – индивидуальные занятия и занятия небольшими группами в присутствии родителей. Созданное программно – методическое обеспечение работы группы, что позволяет в полной мере учитывать индивидуальные особенности детей, а также проводить подгрупповую работу с учетом наполняемости группы.
С целью привлечения родителей и детей в группу раннего развития были задействованы и различные социальные институты детства. В тесном сотрудничестве с детской поликлиникой № 3 был составлен список детей раннего возраста, проживающих в данном микрорайоне. По телефону родители этих детей были приглашены на встречу с педагогами в ДОУ. Многие из них стали посещать группу раннего развития. В течение всего учебного года объявление о режиме работы группы и ее основных задачах было расположено и на стенде в районном управлении образования. Аналогичное объявление было опубликовано в газете микрорайона. Эти методы оповещения дали возможность ознакомить с новыми формами работы ДОУ с семьей большое количество родителей.
Для более глубокого изучения мнения родителей о значимости раннего возраста в развитии детей и о необходимом комплексе услуг проводится постоянное анкетирование, которое позволяет определить основные направления работы и систематизировать его содержание.
Результаты работы группы позволяют говорить о том, что дети, заканчивающие посещение группы кратковременного пребывания и начинающие посещение дошкольного учреждения практически не испытывают трудностей в адаптации к детскому саду. Родители отмечают положительный настрой, с которым дети посещают дошкольное учреждение. В тоже время необходимо отметить повышение уровня компетенции родителей в вопросах развития и воспитания детей. Регулярно проводимое анкетирование показывает повышение уровня осознанности родителей необходимости специально проводимой работы по психофизическому, речевому и эмоционально – личностному развитию детей.
Анализ показателей нервно - психического развития детей раннего возраста являются важными диагностическими критериями анализа итогов работы группы. Анкетирование родителей позволяет оценить уровень их компетенции в вопросах обучения и воспитания детей раннего возраста. Регулярно проводимые мероприятия по повышению профессиональной компетенции педагогов вопросах обучения и воспитания детей раннего возраста позволяет провести сравнительный анализ и наметить дальнейшие пути их профессионального роста.
Дальнейшее развитие деятельности в данном направлении предполагает постоянное совершенствование условий функционирования группы кратковременного пребывания и программно – методического обеспечения реализуемых мероприятий.