Цель: формирование у детей уважение к родителям, взаимопонимание. Выявить причины, по которым чаще всего возникают конфликты между родителями и детьми. Научить детей искусству компромисса.
Ход занятия:
Вступительное слово:
Данный классный час мы проведем в форме игры. Для этого класс разделится на две группы: «дети» и «родители» Приложение 1. Отдельная группа учащихся будет инсценировать конфликтные ситуации между детьми и родителями. Накануне классного часа мы с вами провели анкетирование по данной проблеме и получили некоторые результаты, которые будут озвучены позднее.
Вечная проблема отцов и детей. Она существовала во все времена и у всех народов. Родители- люди одного поколения, дети - другого. Разные взгляды на одни и те же вещи и жизненные ситуации, различные убеждения, моральные и нравственные принципы. Все это приводит к непониманию, столкновению мнений, конфликтам.
Итак, конфликт между детьми и родителями. Имеют ли они место у нас, что становится причиной, как с наименьшими потерями выйти из такой ситуации? Это тема нашего разговора сегодня.
А сейчас проанализируем ваши ответы на вопросы анкеты.
Примерные вопросы анкеты (можно подобрать свои):
- Что такое конфликт?
- Что такое компромисс?
- Случалось ли вам вступать в конфликт с родителями?
- Кто первый в такой ситуации шел на мировую: вы или родители?
- Понимают ли вас ваши родители?
- Что чаще становится причиной конфликта?
- Вы часто просите прощения у родителей, если вы оказываетесь, не правы, а родители у вас?
- Вы часто, вместе с родителями, решаете проблему возникновения конфликта или же предпочитаете умалчивать о ней? и т.д.
Обсуждение ответов по результатам анкетирования.
Конфликт- это противостояние, стремление приобрести ценности за счет ущемления интересов других.
Компромисс – это выход из конфликта путем взаимовыгодных уступок.
Но всегда ли неизбежен конфликт? Можно ли его избежать? Что для этого нужно сделать? Какую линию поведения выбрать? Давайте рассмотрим, как это бывает в жизни.
Учащимися разыгрываются конфликтные ситуации:
Ситуация 1:.
Дочь в школе очень плохо учится. Маму вызвали в школу. После посещения школы состоялся ее разговор с дочерью.
Обсуждение конфликтной ситуации. Оценки поведения дочери, мамы. Обсуждается вопрос: как с самого начала необходимо было повести себя дочери и маме, чтобы избежать конфликта? Слушаются точки зрения «родителей» и «детей». Происходит поиск решения, выработка стиля поведения.
Ситуация 2:
Дочь возвращается домой в 2 часа ночи. Родители возмущены до предела. Требуют объяснений.
Аналогичное обсуждение.
Ситуация 3:
Сын требует от родителей купить модную и дорогую вещь. Родители объясняют, что сделать это сейчас нет возможности.
Обсуждение. Поиск путей выхода из данной конфликтной ситуации.
Выработка возможных решений.
Вы видите, что у самой сложной ситуации всегда есть выход, любую проблему можно решить еще до того, когда она превратится в конфликт, глубокий и затяжной. Надо только попытаться встать на позиции родителей, понять их, прислушаться к их аргументам.
Поговорка «родителей не выбирают» все- таки верна. Нравится вам или нет, но достаточно большую часть жизни вы вынуждены провести в родном доме, в семье, и лучше сделать так, чтобы это прошло с пользой и комфортом. Для этого усвойте следующее:
- Во-первых, попробуйте не повышать голос в споре: ничего кроме раздражения, это у родителей не вызовет. К тому же, слова, сказанные абсолютно спокойно и уверенно, скорее будут восприняты и осмысленны противоположной стороной.
- Во-вторых, помните: какими бы несправедливыми ни казались поступки родителей, по большому счету они желают вам добра. Пусть даже они не всегда могут это объяснить. Постарайтесь понять их.
Заключительный блиц-опрос:
- Мои отношения с родителями станут лучше, если…..
- Моих родителей можно перевоспитать, для чего….
- Я больше не буду ссориться с родителями из-за….
- нельзя допускать в отношениях с родителями….
- Родители никогда не должны….
- Идеальными родителями я считаю…
Будьте терпеливы и доброжелательны! Желаем успеха!