Цель урока: изучить причины и повод к началу Первой мировой войны, последовательность вступления в войну основных стран-участниц, рассмотреть боевые действия сторон на начальном этапе и их итог.
Задачи урока.
- быстро и четко работать с таблицами соответствия;
- анализировать сгруппированные данные;
- формирование собственного взгляда на события, проявление гражданской позиции;
- понимать, что война – это всегда великое горе, ужас, страдания и
только потом цели, интересы и т.п;
- научиться делать предположения и выводы на их основе, т.е. формировать
умения мыслить гипотетически.
Оборудование к уроку: компьютер; мультимедийный проектор; презентация на основе «Power Point 2»; учебник Н.В.Загладина «Всеобщая история» 8 класс; четыре карточки с заданиями.
Основные понятия: причины войны, повод к началу войны, ультиматум, морская блокада, план Шлиффена.
План урока.
№ п/п |
Этап урока | Время (мин). |
1 | Организационный. | 2 |
2 | Актуализация знаний. | 6 |
3 | Изучение нового материала. | 18 |
4 | Первичное закрепление. | 11 |
5 | Дополнительная информация. | 5 |
6 | Подведение итогов урока. | 2 |
7 | Инфрмация о домашнем задании. | 1 |
Ход урока.
Этап урока |
Время (мин) |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный | 2 | (Слайд №1).Здравствуйте. Тема сегодняшнего урока «Начало первой мировой войны». Цель нашего урока – понять причины и повод к началу Первой мировой войны. Изучить последовательность вступления в войну основных стран-участниц. Рассмотреть боевые действия сторон на начальном этапе и их итог. В процессе проведения урока нам понадобятся карточки, лежащие у вас на столе. |
|
Актуалазация знаний. | 6 | Для того, чтобы перейти к изучению новой темы вспомним предыдущий материал. Взяли карточку №1 (Приложение 1). (Слайд №2)Соотнесите название государств и их внешнеполитические цели. В течение двух минут заполните таблицу. Кто готов ответить? Прошу дать полный ответ. Сверим ответы (Слайд №3). Вскройте конверты, достаньте правильно заполненную таблицу. Дома вклейте таблицу в тетрадь. Поднимите руку, кто ни разу не ошибся… Молодцы! Посмотрите на экран.(Слайд №4) Вспомним какие два военно-политических блока сформировались накануне войны. Изображение гербов могут послужить подсказкой. Кто готов? |
Учащиеся приступают к выполнению задания. Ученики дают ответы по заданию, называя страны и их внешнеполитчес-
Учащиеся на зывают Антанту и Союз Центральных держав. |
Изучение нового материала. |
6 | Антанта и Союз Центральных держав являлись противоборствующими блоками.(Слайд №5) Обострившиеся противоречия между ними стали причинами войны. Можете ли вы определить эти причины? Хорошо. (Слайд № 5) Причинами войны являются: - борьба за новые рынки сбыта и источники сырья; - захват новых территорий. (Слайд №6) 28 июня 1914 года в столице Боснии городе Сараево сербским террористом Гаврилой Принципом был убит наследник австрийского престола – эрцгерцог Франц Фердинанд. Это событие послужило поводом к войне. (Слайд №7) Австро-Венгрия предъявила ультиматум Сербии. Новое понятие –ультиматум – требование одного государства к другому выполнить определенные условия, которое сопровождается угрозой применения силы в случае отказа. Сербия приняла все условия, кроме одного. 28 июля 1914 года Австро-Венгрия объявила войну Сербии. Эта дата считается началом Первой мировой войны. (Слайд № 8) Являясь союзницей Сербии, 30 июля Россия начала мобилизацию своих войск. В ответ на ее отказ прекратить мобилизацию 1 августа Германия объявила России войну. |
Учащиеся |
Первичное закрепление. | 4 | (Слайд №9) Выполните задание по карточке №2 (Приложение 2), найдите и исправьте ошибки в тексте. Кто готов указать ошибки? (Слайд №10) Проверим свои работы. У кого ответы совпадают с текстом на экране. Хорошо. |
Ученики нахо дят ошибки и исправляют их. Зачитываются тексты с ис правлениями. |
Изучение нового материала (продолжение). | 6 | (Слайд №11) 3 августа немецкие войска начали наступление на Францию. Наступление происходило в соответствии с планом Шлиффена. Начальник Генерального штаба германской армии Альфред фон Шлиффен разработал этот план задолго до начала войны. (Слайд №12) План предусматривал молниеносным броском через Бельгию сокрушить армию Франции, до того как Россия будет готова к активным действиям на Восточном фронте. Тем самым Германия избежала бы военных действий на два фронта, что само по себе являлось предпосылкой к победе в войне. (Слайд №13) Верная союзническому долгу и использовав нападение Германии на нейтральную Бельгию как повод, Великобритания 4 августа объявляет войну Германии. Являясь могущественной морской державой, Британия сразу же устанавливает эффективную морскую блокаду Германии. Новое понятие – морская блокада – перекрытие морских путей для всех судов к побережью враждебного государства. Этот факт сильно повлиял на экономику Германии, что очень сказалось в дальнейшем на ее способности вести активные наступательные операции.(Слайд №14) 6 августа 1914 года Австро-Венгрия вступает в войну с Россией. Боевые действия охватывают почти всю Европу. |
|
Первичное закрепление (работа с учебником). | 3 | Откройте учебник на странице 250. Выполняем задание по таблице «Соотношение сил к началу войны». После выполнения этого задания мы продолжим нашу беседу по событиям начала войны.
К каким выводам вы пришли? |
Учащиеся ана лизируют данные приведен ные в таблице, сравнивая потенциалы сторон перед войной. Очевиден вывод о невероятности победы Германии. |
Изучение нового ма- териала(продолжение). | 6 | (Слайд №14) В первый месяц войны события развивались по плану Шлиффена. Германские войска через территорию Бельгии подошли к Парижу на расстояние в 30-40 км. В результате грандиозной битвы на Марне ( с 5 по 9 сентября) немецкое наступление было остановлено. Большую помощь в спасении Парижа оказала российская армия, которая начала наступление в Галиции и Восточной Пруссии. Чтобы удержать фронт, Германия перебросила часть сил с Западного фронта на Восточный. Молниеносная война, задуманная немецким Генеральным штабом, провалилась. Германия вступила в войну на два фронта. Австро-Венгерские войска захватили Белград, но под натиском армий Сербии и Черногории отступили. В октябре Турция выступила на стороне Германии. Русская армия нанесла ряд поражений туркам в Закавказье. В августе Япония начала боевые действия против Германии, захватив все германские владения в Китае. На Африканском континенте дела у Германии складывались неутешительно. Союзники вытесняли немцев из Африки. По итогам боевых действий 1914 года и Антанта, и Союз Центральных держав понесли большие потери в личном составе и материальных ресурсах. Линии фронтов «замерли», война приняла затяжной, позиционный характер. |
|
Первичное закрепление (Блиц-тест и задание на карточке №4 – работа с источником). | 4 | На этом мы заканчиваем рассмотрение основного материала по новой теме. Если вы внимательно слушали и смотрели, то для вас не составит труда справиться с коротеньким тес- том на карточке №3 (Приложение3) (Слайд №15). Обведите правильные ответы. А также выполните задание на карточке №4 (Приложение 4). Выполненные работы оставьте на столе. После чего я расскажу о некоторых интересных особенностях и фактах Первой мировой войны. |
Класс выполняет задание. |
Дополнительная информация |
5 | (Слайд №16, №17, №18, №19) Рассказываются сведения о новых видах оружия применённых в Первой мировой войне. |
|
Подведение итогов урока |
2 | Сегодня мы рассмотрели важнейшее событие начала XX века, которое повлияло на всю последующую историю человечества. Знание и понимание этого материала важно для осмысления и понимания исторических событий вплоть до наших дней. В целом вашей работой на уроке я довольна. Очень хорошо работали (кто-то), а (кому-то) следует обратить внимание … | |
Информация о домашнем задании. |
1 | (Слайд №20) (Кому-то) подготовить сообщение о генерале А.А.Брусилове. Спасибо за урок. До свидания. |