Урок "Начало Первой мировой войны"

Разделы: История и обществознание


Цель урока: изучить причины и повод к началу Первой мировой войны, последовательность вступления в войну основных стран-участниц, рассмотреть боевые действия сторон на начальном этапе и их итог.

Задачи урока.
- быстро и четко работать с таблицами соответствия;
- анализировать сгруппированные данные;
- формирование собственного взгляда на события, проявление гражданской позиции;
- понимать, что война – это всегда великое горе, ужас, страдания и
только потом цели, интересы и т.п;
- научиться делать предположения и выводы на их основе, т.е. формировать
умения мыслить гипотетически.

Оборудование к уроку: компьютер; мультимедийный проектор; презентация на основе «Power Point 2»; учебник Н.В.Загладина «Всеобщая история» 8 класс; четыре карточки с заданиями.

Основные понятия: причины войны, повод к началу войны, ультиматум, морская блокада, план Шлиффена.

План урока.


п/п
Этап урока Время
(мин).
1 Организационный. 2
2 Актуализация знаний. 6
3 Изучение нового материала. 18
4 Первичное закрепление. 11
5 Дополнительная информация. 5
6 Подведение итогов урока. 2
7 Инфрмация о домашнем задании. 1

Ход урока.

Этап
урока
Время
(мин)
Деятельность учителя Деятельность
учащихся
Организационный 2 (Слайд №1).Здравствуйте. Тема сегодняшнего урока «Начало первой мировой войны».
Цель нашего урока – понять причины и повод к началу Первой мировой войны.
Изучить последовательность вступления в войну основных стран-участниц. Рассмотреть боевые действия сторон на начальном этапе и их итог.
В процессе проведения урока нам понадобятся карточки, лежащие у вас на столе.
 

 

 

 

 

 

 

Актуалазация знаний. 6 Для того, чтобы перейти к изучению новой темы вспомним предыдущий материал. Взяли карточку №1 (Приложение 1). (Слайд №2)Соотнесите название государств и их внешнеполитические цели. В течение двух минут заполните таблицу.
Кто готов ответить? Прошу дать полный ответ. Сверим ответы (Слайд №3). Вскройте конверты, достаньте правильно заполненную таблицу. Дома вклейте таблицу в тетрадь. Поднимите руку, кто ни разу не ошибся… Молодцы!

Посмотрите на экран.(Слайд №4) Вспомним какие два военно-политических блока сформировались накануне войны. Изображение гербов могут послужить подсказкой. Кто готов?
Проверим правильность ответа(Слайд №4).

Учащиеся приступают к выполнению задания.

Ученики дают ответы по заданию, называя страны и их внешнеполитчес-
кие цели.

 

Учащиеся на зывают Антанту и Союз Центральных держав.

Изучение
нового материала.
6 Антанта и Союз Центральных держав являлись противоборствующими блоками.(Слайд №5) Обострившиеся противоречия между ними стали причинами войны. Можете ли вы определить эти причины?
Хорошо.
(Слайд № 5)
Причинами войны являются:
- борьба за новые рынки сбыта и источники сырья;
- захват новых территорий.
(Слайд №6) 28 июня 1914 года в столице Боснии городе Сараево сербским террористом Гаврилой Принципом был убит наследник австрийского престола – эрцгерцог Франц Фердинанд. Это событие послужило поводом к войне. (Слайд №7) Австро-Венгрия предъявила ультиматум Сербии. Новое понятие –ультиматумтребование одного государства к другому выполнить определенные условия, которое сопровождается угрозой применения силы в случае отказа. Сербия приняла все условия, кроме одного.
28 июля 1914 года Австро-Венгрия объявила войну Сербии. Эта дата считается началом Первой мировой войны.
(Слайд № 8) Являясь союзницей Сербии, 30 июля Россия начала мобилизацию своих войск. В ответ на ее отказ прекратить мобилизацию
1 августа Германия объявила России войну.

Учащиеся
пытаются определить причины войны.

Первичное закрепление. 4 (Слайд №9) Выполните задание по карточке №2 (Приложение 2), найдите и исправьте ошибки в тексте.

Кто готов указать ошибки?
(Слайд №10) Проверим свои работы. У кого ответы совпадают с текстом на экране. Хорошо.
Ученики нахо
дят ошибки и исправляют их.

Зачитываются тексты с ис правлениями.
Проверяют правильность своих работ.

Изучение нового материала (продолжение). 6 (Слайд №11) 3 августа немецкие войска начали наступление на Францию.
Наступление происходило в соответствии с планом Шлиффена. Начальник Генерального штаба германской армии Альфред фон Шлиффен разработал этот план задолго до начала войны. (Слайд №12) План предусматривал молниеносным броском через Бельгию сокрушить армию Франции, до того как Россия будет готова к активным действиям на Восточном фронте. Тем самым Германия избежала бы военных действий на два фронта, что само по себе являлось предпосылкой к победе в войне. (Слайд №13) Верная союзническому долгу и использовав нападение Германии на нейтральную Бельгию как повод, Великобритания 4 августа объявляет войну Германии. Являясь могущественной морской державой, Британия сразу же устанавливает эффективную морскую блокаду Германии. Новое понятие – морская блокада – перекрытие морских путей для всех судов к побережью враждебного государства. Этот факт сильно повлиял на экономику Германии, что очень сказалось в дальнейшем на ее способности вести активные наступательные операции.(Слайд №14) 6 августа 1914 года Австро-Венгрия вступает в войну с Россией. Боевые действия охватывают почти всю Европу.
 
Первичное закрепление (работа с учебником). 3 Откройте учебник на странице 250. Выполняем задание по таблице «Соотношение сил к началу войны». После выполнения этого задания мы продолжим нашу беседу по событиям начала войны.

К каким выводам вы пришли?
Дается оценка правильности этих выводов.

Учащиеся ана лизируют данные приведен ные в таблице, сравнивая потенциалы сторон перед войной.
Очевиден вывод о невероятности победы Германии.
Изучение нового ма- териала(продолжение). 6 (Слайд №14) В первый месяц войны события развивались по плану Шлиффена. Германские войска через территорию Бельгии подошли к Парижу на расстояние в 30-40 км. В результате грандиозной битвы на Марне ( с 5 по 9 сентября) немецкое наступление было остановлено. Большую помощь в спасении Парижа оказала российская армия, которая начала наступление в Галиции и Восточной Пруссии. Чтобы удержать фронт, Германия перебросила часть сил с Западного фронта на Восточный. Молниеносная война, задуманная немецким Генеральным штабом, провалилась. Германия вступила в войну на два фронта.
Австро-Венгерские войска захватили Белград, но под натиском армий Сербии и Черногории отступили.
В октябре Турция выступила на стороне Германии. Русская армия нанесла ряд поражений туркам в Закавказье.
В августе Япония начала боевые действия против Германии, захватив все германские владения в Китае.
На Африканском континенте дела у Германии складывались неутешительно. Союзники вытесняли немцев из Африки.
По итогам боевых действий 1914 года и Антанта, и Союз Центральных держав понесли большие потери в личном составе и материальных ресурсах. Линии фронтов «замерли», война приняла затяжной, позиционный характер.
 
Первичное закрепление (Блиц-тест и задание на карточке №4 – работа с источником). 4 На этом мы заканчиваем рассмотрение основного материала по новой теме.
Если вы внимательно слушали и смотрели, то для вас не составит труда справиться с коротеньким тес- том на карточке №3 (Приложение3) (Слайд №15).
Обведите правильные ответы.
А также выполните задание на карточке №4 (Приложение 4). Выполненные работы оставьте на столе. После чего я расскажу о некоторых интересных особенностях и фактах Первой мировой войны.
Класс выполняет задание.
Дополнительная
информация
5 (Слайд №16, №17, №18, №19)
Рассказываются сведения о новых видах оружия применённых в Первой мировой войне.
 
Подведение итогов
урока
2 Сегодня мы рассмотрели важнейшее событие начала XX века, которое повлияло на всю последующую историю человечества. Знание и понимание этого материала важно для осмысления и понимания исторических событий вплоть до наших дней. В целом вашей работой на уроке я довольна. Очень хорошо работали (кто-то), а (кому-то) следует обратить внимание …  
Информация о домашнем
задании.
1 (Слайд №20) (Кому-то) подготовить сообщение о генерале А.А.Брусилове. Спасибо за урок. До свидания.