Задачи урока:
- знакомство учащихся с понятием авторской позиции и понятием жанра сказки;
- освоение позиции читателя-исследователя;
- исследование внутреннего мира героя и автора произведения.
Цель урока:
1. Развивающий аспект:
- развития речи учащихся;
- развития умений анализировать текст, выделять главное и существенное, сравнивать, делать обобщения;
- формирование действий контроля и оценки.
2. Воспитательный аспект:
- расширять круг нравственных понятий и способствовать нравственному развитию детей;
- прививать любовь к сказкам.
3. Познавательный аспект:
- формирование представления об особенностях жанра сказки на материале литературной авторской сказки о животных;
- формирование умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и идею художественного произведения.
Основной тезаурус урока:
- герой, характеристика героя;
- авторская литературная сказка;
- тема и главная мысль сказки;интонация произведения.
Тип урока. Открытие новых знаний.
Метод: проблемно-исследовательский.
Форма деятельности: внутригрупповое общеклассное исследование, самостоятельная работа в группах.
Оборудование:
- Учебник “Литературное чтение” под ред. С.В.Виноградова.
- Толковый словарь С.И.Ожегова.
- Рабочая тетрадь 2.
Количество часов: 2.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Организационный этап Для работы нам нужен помощник - -наш язычок. Давайте, дети, его подготовим. |
Развитие речевого аппарата. Дети проговаривают скороговорки. |
2. Этап актуализации знаний - С каким мастером слова и его произведением вы познакомились дома? - Назовите жанр произведения? - Докажите, что это сказка?!
- К какой группе её можно отнести? - Какую картину рисует рассказчик? - Какое настроение вызывает эта картина? |
Дети отвечают. Сказка. а) присказка Авторская сказка, о животных. Дети делятся своими впечатлениями, используя словарик настроений. (Приложение 1) |
3. Создание проблемной
ситуации Данному произведению 124 года. Много это или мало. На доске эпиграф: “Сказка ложь, да в ней намек добрым молодцам урок ”Давайте вслушаемся в слова, которые являются очень важными и полными глубокого смысла. -Какой жизненный урок вам удалось извлечь из этой истории? -Где мы можем найти ответ? -Какие задачи будем решать при исследовании текста? |
Дети затрудняются ответить. Работа с цветиком- семицветиком. (Приложение 2) Понять: идею Увидеть: героя, его поступки и их мотив, отношение автора к герою. Применить: в групповой работе, в самостоятельной работе с текстом. |
4. Решение проблемы Как вы предлагаете поработать и оценить себя на уроке? Какую задачу будет решать 1группа? Какую задачу будет решать 2 группа? Какую задачу будет решать3 группа? |
В группах, по линеечке успеха. (Приложение 3) Нам хочется узнать черты характера героини.
Составить схему в виде паучка. (Приложение
4) Составить мини-сочинение (отзыв), в котором будет оценка автора. |
5. Физкультурная минутка
|
|
6. Самостоятельное решение
частных задач Учитель контролирует работу групп, оказывает помощь.
Можно назвать нашу героиню оптимисткой? Давайте рассмотрим определение. Оптимизм - бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек во всем видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало добра. Оцените свою работу по линеечке успеха. Оцените свою работу по линеечке успеха. Оцените свою работу по линеечке успеха. |
Каждая группа исследует текст, готовится к выступлению. Результаты работы групп. (Приложение 5) Дети затрудняются ответить.
После определения героиню можно назвать оптимисткой. Дети 1 группы оценивают свою работу. |
7. Итоговая рефлексия - Какой жизненный урок содержит сказка?
-Хотелось бы вам дружить с нашей героиней?
-Где вы можете применить полученные знания? |
1. Быть воспитанным и умным. Мнения разделились: Одни сказали, нет, потому что она лживая и обманщица. Другие сказали, да, потому что она жизнерадостная, а её недостатки можно исправить. В повседневной жизни. |
8. Домашнее задание Автор обрывает свою сказку на самом интересном месте. Расскажи о том, что могло бы произойти дальше. Запиши своё продолжение в тетрадь и прочитай его в классе. |
Литература.
- МатвееваЕ.И. Учим младшего школьника понимать текст. Практикум для учащихся: 1-4 классы.-М.ВАСО 2007г.
- Оморокова М.И.Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя.- М: - АРКТИ 1997.
- Еженедельная методическая газета для учителей начальной школы. Издательство дом Первое сентября. ИД.Медиа-Пресса№9 май 2005г.
- Уроки обучения грамоте и литературного чтения в начальной школе. Из опыта работы //Сост. С.А. Денисова М.ТЦ Сфера 2005г.
- Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя /А.В.Хуторской.- М.Изд-во Владос -Пресс 2005г.
- Библиотека развивающего обучения. Литература как предмет эсэтетического цикла Г.Н.Кудина. З. Н. Новлянская. Томск: Пеленг 1984г
- Я иду на урок в начальную школу: Чтение –М: Издательство “Первое сентября” 2000г.
- Методика развития речи младших школьников. Пособие для учителя -2-е изд. Перераб. - М: Просвещение 1985г. М.Р.Львов.
- Методическое пособие.-2-е изд. ,испр.-М.:Вентана-Граф,2005. Л.А. Ефросинина.