Обучение младших школьников на основе технологии проблемного диалога. Урок литературного чтения в начальной школе по сказке В.М. Гаршина "Лягушка-путешественница" (4-й класс )

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Задачи урока:

  • знакомство учащихся с понятием авторской позиции и понятием жанра сказки;
  • освоение позиции читателя-исследователя;
  • исследование внутреннего мира героя и автора произведения.

Цель урока:

1. Развивающий аспект:

  • развития речи учащихся;
  • развития умений анализировать текст, выделять главное и существенное, сравнивать, делать обобщения;
  • формирование действий контроля и оценки.

2. Воспитательный аспект:

  • расширять круг нравственных понятий и способствовать нравственному развитию детей;
  • прививать любовь к сказкам.

3. Познавательный аспект:

  • формирование представления об особенностях жанра сказки на материале литературной авторской сказки о животных;
  • формирование умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и идею художественного произведения.

Основной тезаурус урока:

  • герой, характеристика героя;
  • авторская литературная сказка;
  • тема и главная мысль сказки;интонация произведения.

Тип урока. Открытие новых знаний.

Метод: проблемно-исследовательский.

Форма деятельности: внутригрупповое общеклассное исследование, самостоятельная работа в группах.

Оборудование:

  1. Учебник “Литературное чтение” под ред. С.В.Виноградова.
  2. Толковый словарь С.И.Ожегова.
  3. Рабочая тетрадь 2.

Количество часов: 2.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Организационный этап

Для работы нам нужен помощник - -наш язычок. Давайте, дети, его подготовим.

 

Развитие речевого аппарата. Дети проговаривают скороговорки.

2. Этап актуализации знаний

- С каким мастером слова и его произведением вы познакомились дома?

- Назовите жанр произведения?

- Докажите, что это сказка?!

 

- К какой группе её можно отнести?

- Какую картину рисует рассказчик?

- Какое настроение вызывает эта картина?

 

Дети отвечают.

Сказка.

а) присказка
б) герои разговаривают человеческим голосом
в) аллегория (женский образ)
г) реальное и вымышленное

Авторская сказка, о животных.

Дети делятся своими впечатлениями, используя словарик настроений. (Приложение 1)

3. Создание проблемной ситуации

Данному произведению 124 года. Много это или мало. На доске эпиграф:

“Сказка ложь, да в ней намек добрым молодцам урок ”Давайте вслушаемся в слова, которые являются очень важными и полными глубокого смысла.

-Какой жизненный урок вам удалось извлечь из этой истории?

-Где мы можем найти ответ?

-Какие задачи будем решать при исследовании текста?

 

 

 

 

 

Дети затрудняются ответить.
Надо еще раз прочитать внимательно текст.

Работа с цветиком- семицветиком.

(Приложение 2) Понять: идею Увидеть: героя, его поступки и их мотив, отношение автора к герою. Применить: в групповой работе, в самостоятельной работе с текстом.

4. Решение проблемы

Как вы предлагаете поработать и оценить себя на уроке?

Какую задачу будет решать 1группа?

Какую задачу будет решать 2 группа?

Какую задачу будет решать3 группа?

 

В группах, по линеечке успеха. (Приложение 3)

Нам хочется узнать черты характера героини. Составить схему в виде паучка. (Приложение 4)
Составим характеристику человека, похожего на нашу героиню.

Составить мини-сочинение (отзыв), в котором будет оценка автора.

5. Физкультурная минутка

На болоте две подружки, две зеленые лягушки.
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот друзья в чем секрет. Всем друзьям физкульт-привет!

6. Самостоятельное решение частных задач

Учитель контролирует работу групп, оказывает помощь.

 

Можно назвать нашу героиню оптимисткой?

Давайте рассмотрим определение.

Оптимизм - бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек во всем видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало добра.

Оцените свою работу по линеечке успеха.

Оцените свою работу по линеечке успеха.

Оцените свою работу по линеечке успеха.

 

Каждая группа исследует текст, готовится к выступлению.

Результаты работы групп. (Приложение 5)

Дети затрудняются ответить.

 

 

После определения героиню можно назвать оптимисткой.

Дети 1 группы оценивают свою работу.
Выступление 2 группы.
Дети 2 группы оценивают свою работу.
Выступление 3 группы.
Дети 3 группы оценивают свою работу.

7. Итоговая рефлексия

- Какой жизненный урок содержит сказка?

 

-Хотелось бы вам дружить с нашей героиней?

 

 

-Где вы можете применить полученные знания?

 

1. Быть воспитанным и умным.
2. Не зазнаваться и хвастаться.
3. Всегда доводить дело до конца.
4. Верить в себя, не унывать, добиваться успехов.

Мнения разделились:

Одни сказали, нет, потому что она лживая и обманщица. Другие сказали, да, потому что она жизнерадостная, а её недостатки можно исправить.

В повседневной жизни.

8. Домашнее задание

Автор обрывает свою сказку на самом интересном месте. Расскажи о том, что могло бы произойти дальше. Запиши своё продолжение в тетрадь и прочитай его в классе.

 

Литература.

  1. МатвееваЕ.И. Учим младшего школьника понимать текст. Практикум для учащихся: 1-4 классы.-М.ВАСО 2007г.
  2. Оморокова М.И.Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя.- М: - АРКТИ 1997.
  3. Еженедельная методическая газета для учителей начальной школы. Издательство дом Первое сентября. ИД.Медиа-Пресса№9 май 2005г.
  4. Уроки обучения грамоте и литературного чтения в начальной школе. Из опыта работы //Сост. С.А. Денисова М.ТЦ Сфера 2005г.
  5. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя /А.В.Хуторской.- М.Изд-во Владос -Пресс 2005г.
  6. Библиотека развивающего обучения. Литература как предмет эсэтетического цикла Г.Н.Кудина. З. Н. Новлянская. Томск: Пеленг 1984г
  7. Я иду на урок в начальную школу: Чтение –М: Издательство “Первое сентября” 2000г.
  8. Методика развития речи младших школьников. Пособие для учителя -2-е изд. Перераб. - М: Просвещение 1985г. М.Р.Львов.
  9. Методическое пособие.-2-е изд. ,испр.-М.:Вентана-Граф,2005. Л.А. Ефросинина.