Цели занятия:
1. Образовательные:
- показать значение воды в жизни живой природы;
- закреплять знания детей о воде и о том, как человек использует её.
2. Развивающие:
- развивать наблюдательность;
- совершенствовать внимание, память, логическое мышление;
- принимать игровую ситуацию и участвовать в ней.
3. Воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к воде.
Цель экспериментальной деятельности:
- Учить проводить исследования.
- Добиваться результатов.
- Размышлять, иметь своё мнение.
- Обобщать результаты опытов.
Материал для занятия:
- глобус;
- иллюстрации о воде;
- запись с шумом океана, с журчанием ручья;
- игрушечные персонажи Кап и Капелька.
Материал для проведения опытов:
На каждого ребёнка: 2 баночки, пипетка, деревянная лопаточка, камушки, гуашь, сахарный песок, соль, речной песок.
Ход занятия
Дети сидят полукругом.
Воспитатель: Жили-были Кап и Капелька. Кап был большой и толстый, а Капелька – маленькая и смешная.
После дождя они весело прыгали с листьев на цветы, с веток на траву. Их фигурки блестящие и прозрачные. В солнечный денёк лесные зверушки: зайчики, лисички, белочки смотрелись в них, как в зеркало. И сегодня Кап и Капелька у нас в гостях.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где они живут? Да! В воде.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде
Мы её не замечаем
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
А где же вода живёт? (Перед детьми ставят глобус)
Да, вода живёт в реке, в океане, в море. Давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе вода?
- Синим!
На нашей планете 4 океана, 30 морей, много рек, озёр. Как вы думаете, это много или мало?
- Много!
А знаете ли вы, какая вода в море?
- Солёная!
Её можно пить?
- Нет!
А мы какую воду пьём?
- Не солёную!
Мы пьём пресную воду. Она находится в реках, прудах, озёрах. Посмотрите, ребята, что я вам ещё принесла (дети рассматривают яркие иллюстрации рек, озёр, водопадов и т.п.).
Ребята, а Капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода?
- Да! Деревьям, птицам, людям, животным, растениям. А нам, в детском саду, нужна вода?
- Да!
А для чего?
- Умываться, мыть пол, готовить обеды, стирать, мыть игрушки, поливать цветы.
Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!
Воспитатель: У воды великая забота – напоить всех обитателей Земли.
Ребята, а вы помните песенку воды? Давайте все вместе споём:
с-с-с-с-с
буль-буль-буль-буль
кап-кап-кап-кап.
А сейчас Капелька предлагает вам послушать песенку океана. Как он шумит! (Включение записи).
Ребятишки, вы, наверное, устали сидеть? Я предлагаю вам поиграть в игру “Вырастим цветы”.
Физкультминутка.
Вы будете семенами, а я хозяйкой. Я сажаю семена в землю. Ярко светит солнышко, на улице тепло. Я беру лейку с водой и поливаю семена. Они набухают и начинают потихоньку прорастать. Вот уже появились первые ростки. Они начинают тянуться вверх. Я ещё поливаю. Вот цветы подросли и раскрыли свои прекрасные бутоны. Как же красиво кругом, свежо и дышится легко и глубоко.
Дети, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить различные фокусы, опыты. Хотите поиграть с водой?
- Да!
Тогда прошу за столы!
Опыт №1 “Когда вода льётся, и когда капает”
Набираем воду в пипетку и капаем в пустую баночку: кап-кап-кап. И с крыши дождик капает.
А сейчас перельём из банки в банку. Вода льётся из крана, в водопаде, из сосуда в сосуд.
Опыт №2 “Не все вещества растворяются в воде”
В одну баночку кладём сахарный песок, в другую – речной песок. Перемешиваем.
Опыт №3 “Прятки”
В банки с водой опускаем камушки, их видно, вода прозрачная. Добавляем в одну банку краску, перемешиваем. Камушек стало не видно. Почему?
Опыт №4 Снег превращается в воду.
Почему?
- Снег кладём на ладошку. Ладошка теплая, снег тает.
Опыт №5 Делаем цветные льдинки.
Вода превращается в лёд.
Почему?
- Потому что вода находится в холоде.
Она и в озере, она и в лужице
Она снежинкою над нами кружится
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит, журчит.
Ребята, вам понравилось занятие?
А что больше всего вам запомнилось?
(Ответы детей).
Что нового о воде узнали?
(Ответы детей).
Кап и Капелька дарят на память своих подружек - “капелек”.
Дружите с ними и берегите их!