Урок развития речи на основе знакомства с окружающим миром в 3-м классе по специальной (коррекционной) программе VIII вида

Разделы: Начальная школа


Концептуальная цель: Расширение круга представлений об изучаемых предметах и явлениях окружающей действительности.

Стратегическая цель: Повышение речевой мотивации детей, развитие интереса к миру профессий.

Тема урока: Мир профессий.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Вид урока: Виртуальная экскурсия .

Задачи:

  • систематизировать знания учащихся о профессиях, их роли в обществе;
  • уточнять, обогащать, активизировать словарный запас учащихся;
  • развивать у учащихся логическое и образное мышление;
  • воспитывать у учащихся ответственное отношение к труду.

Оборудование и дидактические материалы:

  • компьютер;
  • проектор;
  • индивидуальные карточки;
  • толковый словарь;
  • презентация. (см. Приложение 6)

Ход урока

Комментарий хода урока

Развитие личностных качеств психических процессов

Введение

Учитель предлагает послушать начало стихотворения В.Маяковского и определить, о чём пойдёт речь на уроке.

“У меня растут года,
Будет мне 17.
Где работать мне тогда
Чем заниматься?”

Дети отвечают и предполагают тему урока.

Организованность

Положительные эмоции

Определение темы урока, цели

Учитель предлагает отправиться на необычную экскурсию. Дети читают тему экскурсии (тему урока), перевернув на доске карточки.

“Мир профессий”.

Учитель спрашивает: “О чём бы вы хотели узнать на экскурсии? Какие профессии знаете? Кем бы вы хотели стать, когда вырастите?”

На экране появляется презентация “Мир профессий”.( Приложение 6)

Учитель предлагает ответить, как дети понимают, что такое профессия.

На экране появляется слайд “Профессия – основная трудовая деятельность человека”.

Умение слушать и слышать
1. Магазин

На экране появляется фотография магазина.

Учитель предлагает детям узнать здание, и люди какой профессии работают в этом здании.

Детям предлагается для просмотра видеосюжет, на котором продавец предлагает детям разложить товар по отделам.(Приложение 1)

Дети работают коллективно. Им раздаются карточки с названием предметов. Задача учащихся – разложить товар по отделам.

На экране появляется правильный ответ: одежда, обувь, посуда, игрушки.

Дети сравнивают и аргументируют свой выбор. Каждому отделу даётся название.

Поводится итог:

Каким должен быть продавец? Что необходимо уметь, чтобы быть хорошим продавцом?

Логическое мышление

Умение работать в коллективе

2. Почта

На экране появляется фотография здания почтового отделения связи.

Учитель предлагает детям угадать, где они сейчас находятся, и люди какой профессии в этом здании работают.

Детям предлагается для просмотра видеосюжет, на котором почтальон предлагает разнести почту адресатам.(Приложение 2)

Дети определяют значение слова “адресат”. Для уточнения данного слова дети используют толковые словари.

На экране появляется определение “Адресат – тот, кому адресовано письмо, телеграмма, почтовое отправление. С.И.Ожегов”.

Учащиеся выполняют задание: из данных слов составить предложение.

Учащиеся работают парами.

Далее детям даётся задание: определить порядок предложений так, чтобы получился связный рассказ. Учитель предлагает найти в тексте слова, которые помогли правильно определить порядок предложений. Затем коллективно составляют рассказ, выделяют его главную мысль и озаглавливают.

На экране появляется текст: Почтальон разнёс почту адресатам. Сначала маме принесли журнал о цветах. Потом папе и сыну прислали газеты. Наконец дочка получила письмо.

Подводится итог:

Чем важна профессия почтальона?

Учитель сообщает о том, что есть ещё и электронная почта, в чём её преимущество.

Внимание

Память

Умение работать в парах

Образное мышление

3. Гараж

На экране появляется фотография гаража.

Дети определяют, где находятся на этот раз и называют профессию людей.

Детям предлагается для просмотра видеосюжет, на котором шофёр предлагает определить марки машин.(Приложение 3)

На экране появляются логотипы машин, фотографии, затем названия.

Дети определяют марки машин.

Подводится итог:

Что необходимо знать водителю, чтобы ездить без аварий.

Умение работать в коллективе

Наблюдательность

Внимание

4. Физкультурная минутка

Учитель предлагает детям вспомнить правила дорожного движения и поиграть в игру “Светофор”. Если горит красный свет, приседаем. Зажёгся жёлтый - выполняем повороты туловища влево и вправо. Появился зелёный - маршируем.

На экране появляется светофор. Звучит музыка (Звуковой файл. Приложение 4), светофор меняет свет.

Внимание

Двигательная активность

5. Стройка

На экране появляется фотография стройки.

Дети определяют, где оказались на этот раз и называют профессии людей.

Демонстрируется видеосюжет, на котором строитель предлагает построить дом так, чтобы можно было прочитать пословицу.(Приложение 5)

Детям даются карточки со словами, из которых они составляют пословицу. Учащиеся работают парами.

На экране появляется пословица “Труд человека кормит, а лень портит”.

Дети хором читают и объясняют её значение.

Подводится итог:

Что необходимо знать строителю, чтобы качественно строить.

Точность речи

Умение работать в парах

Итог урока

Учитель сообщает о том, что экскурсия подошла к концу, и предлагает вспомнить все профессии, о которых говорили на уроке.

На экране появляются все фотографии изданий. Для перехода к профессиям установлены гиперссылки на каждой фотографии. Стрелкой обозначен переход к следующему слайду.

Далее задаёт рефлексивные вопросы:

Какая профессия понравилась больше всего и почему?

Какая, на их взгляд, профессия самая важная?

Что необходимо делать, чтобы быть хорошим специалистом в любой профессии?

Подводится итог:

Самую важную профессию выбрать нельзя. Все профессии важны и нужны, потому что приносят пользу людям.

На экране появляются слова В.Маяковского: “Все работы хороши, выбирай на вкус!”

Дети читают слова хором.

Внимание

Память

Рефлексивное мышление

Домашнее задание дети выбирают сами.

Задание появляется на экране:

Найти книги о профессиях, о труде.

Подобрать пословицы, поговорки, загадки о труде.

Творческое мышление

Ответственность