Цели урока:
- познавательные: закрепление умений и навыков по сложению чисел с разными знаками, умений применять и переносить свои знания в новую, нестандартную ситуацию, развитие вычислительных навыков, грамотной устной математической речи.
- развивающие: помогать овладению математической терминологией, развивать творческую, речевую, мыслительную активность, используя различные формы работы; развивать интерес к науке на базе получения новой информации.
- воспитательные: воспитание внимательности, активности, самостоятельности в работе
Тип урока: обобщающий
Оборудование
1. Листы для устного счета
2. «Словарный диктант»
3. Тест: «Действия с рациональными числами»
План урока:
- Организационный момент.
- Постановка цели, задачи урока.
- Проверка домашнего задания.
- Устный счет.
- Словарный диктант.
- Тест
- Математический диктант.
- Самостоятельная работа
- Итоги урока, рефлексия
Ход урока
Организационный момент.
1. Проверка домашнего задания.
Идет самопроверка по образцу, записанному на доске. Можно задать дополнительные вопросы после самопроверки: какие затруднения вызвала работа, что было самым сложным?
После этого проводится самооценка домашнего задания, оценка «5» - все решено верно и самостоятельно, «4» - имеются 2 ошибки или работа без ошибок, но выполнена с помощью кого- либо; «3» - ставится при наличии 3 ошибок или работа списана. В других случаях отметка не ставится.
2. Устная работа:
состоит из двух частей
а) примеры записаны на доске ребята по цепочке считают примеры;
б) учащиеся в парах по карточке. Они спрашивают друг друга и оценивают по критериям: «5» - ответ без ошибок, «4» - 1 ошибка; «3» - 2 ошибки.
Вопросы для проверки теоретического материала.
1. Какие числа называются противоположными?
2. Какие числа называются целыми?
3. Чему равна сумма противоположных чисел?
4. Любое число от прибавления отрицательного числа уменьшается или увеличивается?
5. Как сложить числа с разными знаками?
6. Какой знак будет иметь сумма, если числа с разными знаками, если больший модуль имеет отрицательное число?
3. Словарный диктант (вставить пропущенные буквы).
Мы познакомились с положительными и отрицательными числами, при изучении этой темы узнали много новых слов.
Словарный диктант
1 вариант 1. Изм…нение2. К...рд…ната точки 3. Пр…мая 4. П…л…жительное число 5. П…вышение 6. Н…чало от…чета 7. Модул… ч…сла 8. Пр…т…воположные числа |
2 вариант 1. Координатная пр…мая2. …трицательное число 3. П…р…м…щение 4. Ув…л…чение 5. Н…чало к…рд…нат 6. П…н…жение 7. …елые числа 8. Модул… ч…сла |
4. Тест « Действия с рациональными числами».
В каждом столбике выберите те примеры, которые не содержат ошибок. Подсчитайте их количество их количество и запишите это число в соответствующий квадрат.
1) 0,7-0,3 = 0.4 |
2) -3,7+( – 6,7) = - 10,2 |
||
3) 0,8+(- 0,9) = 0,1 |
4) - 3,6+ (– 6,1) = - 9,7 |
5. Математический диктант.
А где и когда возникли отрицательные числа? Вы это узнаете после написания математического диктанта. Название страны зашифровано с помощью заданий на сложение чисел с разными знаками. Я читаю выражение, ваше задача – грамотно его записать, найти значение и соответствующие значению буквенный символ.
1 вариант А -10,45 Т -6 С 15,61 К - 7,9 О -0,06 И - 11,1 Й 4 |
2 вариант Я - 4 М -0,06 Н И -10,45 А 15,61 Д -6 И -7,9 |
|
|
Проверим ваши результаты: у первого варианта получилось слово КИТАЙ, а второго – ИНДИЯ.
Действительно. Первые сведения об отрицательных числах встречаются у китайских математиков во 2 веке до н.э. Они уже умели их складывать и вычитать. Положительные числа они понимали как «имущество», а отрицательные как «долг». Китайский император Ши Хуан Ди, разгневавшись на ученых, повелел все их книги сжечь, а их авторов и читателей казнить.
Затем отрицательные числа заинтересовали индийских математиков уже в 7 веке, и индийский математик Брахмагупта изложил правила сложения и вычитания чисел с разными знаками: «Сумма двух имуществ есть имущество, сумма двух долгов есть долг, сумма имущества и долга равна их разности»
6. Самостоятельная работа.
1 вариант -3,7 + (-1.4) |
2 вариант 5,6 + (-7,5)-2,4 + (-1,7) -4,7 + (-3,6) -3 -5,5 + 2,3 5,8 + 1,7 -2,9 + (-1,6) |
Оценочный лист
фамилия | дом зад | устный счет | словар диктант | тест | матем диктант | самост работа | оценка |
Итоги урока.
Учащимся предлагается ставить себе отметки за урок в целом, в зависимости от отметок за каждый этап урока и за понимание материала.
Рефлексия:
- что для вас было наиболее трудным на этом уроке?
– что вы считаете полезным для себя?
Домашнее задание:
«5» - 1107; 1108(а);
«4» - 1072(а-в); 1074;
«3» - 1072 (а-г); 1076; 1080(2);