Цель урока: Создавать условия для формирования представлений о связи архитектуры и моды через работу над художественно-декоративными проектами, объединенными единой стилистикой (архитектура, одежда, мебель, детали интерьера).
Задачи:
- способствовать усвоению учащимися знаний о стилистике и моде разных эпох, через виртуальное путешествие;
- способствовать поиску творческих идей для создания художественно-декоративных проектов;
- воспитывать эстетический вкус, любовь и уважение к культурному наследию как источника творческой мысли людей;
- создать условия для делового психологического климата при работе в группах;
- развивать умение работы в коллажной технике через конструирования элементов архитектуры и костюма.
Материально-техническая база и оснащение:
компьютер, мультимедийный проектор, карандаши, ватман, формат А-4, цветная бумага, ножницы, клей, ластик.
Дидактическое обеспечение:
слайды, инструкции для групп.
Форма урока: интегрированный с элементами исследовательско-поисковой и проектной деятельности
1. Вступительное слово учителей
Учитель технологии Одежда является составной частью материальной и духовной культуры общества. С одной стороны, это материальные ценности, созданные человеческим трудом и удовлетворяющие определенные потребности, с другой – это произведения декоративно-прикладного искусства, эстетически преобразующие облик человека.
Учитель изобразительного искусства. Вместе с архитектурными сооружениями, предметами труда и быта одежда отражает развитие производительных сил исторического периода, климатические условия страны, национальные особенности жизни народа и его представления о красоте. Но «…..Если архитекторы строят жилища, а художники прочих отраслей прикладного искусства участвуют в создании обстановки, окружающей человека в быту, то объектом художника-модельера является сам человек». Благодаря этой непосредственной связи костюма с человеком «…ничто с такими тонкими нюансами не отражает художественных вкусов эпохи, как костюм».
2. Объявление темы урока: «Мода - зеркало стиля эпохи» (слайд 1) - Приложение 1
3. Целеполагание:
Учитель технологии - Менялись стили – менялась мода.
Учитель изобразительного искусства. - А какие стили в искусстве вы знаете? (ответы детей) (слайд 2)
Учитель технологии - А зависла ли мода от стиля?
Учитель изобразительного искусства. ЦЕЛЬ: Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо найти связь между модой и стилем эпохи. (Слайд 3)
- Что необходимо для того, чтобы установить эту связь?
Дети формулирует задачу: Изучить стили искусства и моду эпох.
Учитель технологии - В этом нам поможет: Виртуальное путешествие «Мода и стиль» (10 минут) (слайды 4 - 10)
Учитель изобразительного искусства. (Слайд 11)
Стиль в искусстве – это исторически сложившаяся, относительно устойчивая общность образной системы средств и приемов художественного выражения, обусловленная единством идейного содержания в искусстве. Основные черты стиля отражаются в архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве, литературе, музыке.
В костюме общая стилевая направленность выражается в основных формах и пропорциях, способе ношения, применение определенных материалов и цветовых сочетаний, характере украшений.
Изменения общего художественного стиля эпохи всегда связаны с большими идейными и общественными сдвигами. Происходят они в течение длительного исторического периода. Но в пределах каждого стиля существует более подвижное и кратковременное явление – мода, затрагивающая все области человеческой деятельности.
Учитель технологии. (Слайд 12)
Мода – это кратковременное господство определенных форм, связанных с постоянной потребностью человека в разнообразии и новизне окружающей действительности.
4. Подготовка к практической работе. (Слайд 13)
Учитель технологии. А сейчас вы как путешественники, разделившись на группы, выделите: Какие черты связывают моду и архитектурный стиль вашей эпохи? Если у вас будут затруднение, вы можете обратиться за информацией к инструкциям. (3 минут на обсуждение – 6 минут на ответы) - Приложение 2
(Слайд 14)
Учитель изобразительного искусства. Теперь, вооружившись знаниями, вам предстоит создать отчет о вашем путешествии в форме художественно-творческого проекта «Мода – зеркало стиля эпохи». Работать вам предстоит в группах. В каждой группе будет свой искусствовед, свой архитектор, свой модельер, и помощник. Инструкция поможет лучше понять, какие обязанности есть у каждого члена группы. Вы должны показать через связь моды и стиля архитектуры дух эпохи.
Инструктаж:
- Итак, в какой технике вы будете работать, если для работы у вас есть цветная и белая бумага, ножницы и клей, цветные карандаши и фломастеры? (Аппликация). Помните, о правилах работы с данными материалами.
5. Практическая работа. (Слайд14)
Дети выполняют проект, опираясь на инструкционные карты.
6. Защита проектов. Подготовить выступающего.
Вопросы учителя:
Учитель изобразительного искусства. - Какие знания помогли вам в создании проекта?
Учитель технологии - Почему стили эпох не похожи друг на друга?
7. Итог урока.
- Как вы оцениваете свою работу в группе?
Учитель технологии - Что вы узнали нового?
Учитель изобразительного искусства. - Чтобы вы хотели узнать еще по этой теме?
Учитель технологии - Где можно использовать полученные знания в дальнейшем?
Учитель изобразительного искусства. - Встречаются ли в современной моде элементы одежды из прошлого?
Учитель технологии - Спасибо за работу!
Литература
- Каминская Н.М. История костюма. М. «Легкая индустрия», 1977.
- Рябцев Ю.С. История русской культуры XVIII – XIX веков. М. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997.
- Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Издательство «Титул», г. Обнинск, 1996.
- Тураев С.В. Зарубежная литература. М. Просвещение, 1977.