Цель и задачи программы:
- сформировать у учащихся обширное представление о женском рукоделии, декоративно- прикладном искусстве, обучить различным видам рукоделия на основе полученных знаний, умений и навыков на уроках технологии;
- развивать творческие способности учащихся посредством изготовления изделий практического характера своими руками;
- воспитывать бережливость к материалам, оборудованию, трудолюбие, усидчивость, ответственность, рационализаторство; аккуратность в процессе выполнения работы, взаимопомощь и самоконтроль.
Вышивка - один из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Это не только женское рукоделие, но и в большей степени духовное занятие, требующее умения видеть и понимать красоту.
Изучение вышивки, как части духовного и материального наследия, способствует воспитанию уважения к истории и традициям, развитию чувства красоты и гармонии, способность воспринимать мир художественных образов.
Долгое время вышивкой украшали одежду, головные уборы, постельное и столовое белье ( скатерти, салфетки, наволочки и так далее). Сейчас все большую популярность приобретает создание вышитых картин: натюрмортов, пейзажей, портретов, изображений животных.
Более интересной эта работа становится, если учащиеся имеют возможность поработать в различных техниках как традиционных ( художественная гладь, крест) так и нетрадиционных (вышивка лентами, бисероткачество). Выполняя картину или панно, учащиеся овладевают техникой, какой либо вышивки, получают знания композиции, орнамента, цветоведения, узнают основы дизайна и художественного оформления.
Овладение учащимися содержанием программы кружка «Рукодельница» не только обогатит их духовно, но и подготовит к взрослой жизни, даст возможность поставить на рынок товаров и услуг уникальный продукт. Это является одной из форм социальной защиты учащихся входящих в мир новых социально – экономических условий с его жесткой конкуренцией и необходимостью борьбы за выживание.
Программа кружка «Рукодельница» включает в себя:
- историю возникновения и развития рукоделий;
- изучение основы композиции, цветоведения, дизайна и художественного оформления изделий;
- способы определения уровня творческих способностей и возможности влиять на их развитие;
- изучение технологий выполнения швов;
- умение оценить качество изделия;
- умение организовать труд и самостоятельную работу;
- приобретение навыков работы с лоскутом и бисером.
В процессе практической работы учащиеся овладевают приемами работы в различных техниках вышивки с учетом традиций и современных технологий. Приобретают навыки работы с тестом, бисером. При этом неуклонно соблюдается индивидуальный подход, вариативность заданий, принцип от простого к сложному. Возможность выбора учащимися форм работы.
Итогом работы по программе является подготовка и организация выставки работ. Учащиеся осваивают приемы самостоятельной и коллективной творческой деятельности от идеи до конечного результата. Формируется способность оценивать идеи, исходя из реальных возможностей учащихся, умение выбирать наиболее технологичные, экономичные, отвечающие потребностям семьи, школы и рынка, варианты их реализации.
Учащиеся должны знать:
- роль искусства и творческой деятельности в жизни человека, в развитии цивилизации на примере декоративно-прикладного искусства;
- основные сведения о вышивальном производстве;
- традиции и новейшие технологии обработки различных материалов( ткани, теста);
- основы композиции, орнамента, дизайна - как современного способа мышления при создании новых мышлений;
- требования к выбору профессии.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять разработку несложных рисунков, орнаментов;
- выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, инструментов и приспособлений;
- выполнять изделие по эскизу в различных техниках рукоделия;
- разбираться в узорах, орнаментах, видах вышивок;
Тематический план.
I. Изучение ремесел декоративно- прикладного искусства.
№п/п | Тема занятия | Теория | Практика | Изделие | Материалы, оборудование | Межпредметные связи | Класс, дата. |
Кол-во часов. |
1. | Вводное Занятие. Правила техники безопасности при проведении занятий кружка. Понятие о ремеслах Владимирского края |
Правила т/б при выполнении ручных, машинных и утюжильных работ. Беседа с уч-ся о ремеслах Владимирского края, знакомство с предметами быта, украшениями для дома, изучение исторических сведений. | Изучение видов декоративно- прикладного искусства на практических примерах; литературы по данному виду творчества. Запись видов изделий и зарисовка эскизов по историческим моментам. | Изучение готовых изделий по видам декоративного искусства | Швейная машина, иглы, др. приспособления, утюг. Книги, журналы. |
История литература. | ||
2. | Изучение видов изделий. Изготовляемых из соленого теста. | Виды соленого теста, виды красителей, способы изготовления, применяемые инструменты и материалы. Виды изделий: панно, фигурки, подарки. | Приготовление соленого теста, виды красителей. Изготовление изделий. Создание эскизов по желанию учащихся изделия, которые будут выполняться. | Фигурки животных, подвески, миниатюры, подсвечники, цветы. | Для теста: мука, соль; инструменты: миска, ложка, скалки, сито, вилки, ножи, кисти, вода. | Рисование. | ||
3. | Тепловая обработка изделия: сушка и обжиг. | Виды обработки изделий из соленого теста. Понятие о сушке и обжиге готовых изделий. | Изготовление шаблонов для изделий. Выполнение изделий по шаблонам. Украшение изделий бисером, паетками и др мат-ми. | Изделия по желанию учащихся: символ будущего года, различные подарки. | Инструменты: ножи, кисти, сито, вилки, и т.д. | Рисование. | ||
4. | Понятие о цвете, сочетании цветов; о форме, о пропорциях в изделиях. Виды оформления изделий. | Цветовой круг сочетания цветов, понятие о форме, пропорциях в изделии. Оформление изделий. | Изготовление практической работы в тетради по раскрашиванию элементов узора с применением сочетания цветов. Оформление изделий( раскрашивание). | Изготовление работ из соленого теста.(цветы, медальоны). | Изготовление работ из соленого теста.(цветы, медальоны). | Фломастеры, карандаши цветные, гелевые ручки, альбом, тетрадь. |
II. Изготовление мягкой игрушки. Технология обработки.
1. | Введение. Знакомство с литературой, готовыми изделиями мягкой игрушки. Подготовка рабочего места, материалы, инструменты. | Подготовка рабочего места для изготовления мягкой игрушки. Виды материалов, инструменты. | Просмотр различных игрушек; организация рабочего места для пошива игрушек. | Игрушка из лоскутов. | Иглы, швейная машина, ножницы. | ИЗО, экономика, литература, история. | ||
2. | Работа с выкройками, шаблонами. Раскрой материалов для игрушек. | Понятие о выкройке, шаблоне. Виды материалов для изготовления игрушек. | Изготовление выкроек, из картона. План раскроя. | Игрушки из тканей разных видов. | Иголки, булавки, картон, мм. Бумага, калька, циркуль. | Экономика, математика. | ||
3. | Технология обработки мягкой игрушки. | Виды швов используемые для обработки. | -шов «строчка»,-петельный шов, через край, потайной шов, назад иголка. | Игрушки из лоскутков. | Иголки, булавки, ножницы, ткань, нитки. | |||
4. | Набивка игрушек. | Виды используемых материалов для набивки мягкой игрушки. | Набивание синтепоном. | Игрушки по желанию учащихся: для подарков, на елку. | Карандаш, ножницы, синтепон, игла с нитками. | |||
5. | Изготовление элементов игрушки. Раскрой. | Правила раскроя элементов игрушки. Подготовка к раскрою. | Раскрой элементов игрушки- вырезание по шаблонам. | Мягкая игрушка. | Швейная машина, утюг, ножницы, выкройки, шаблоны. | Экономика, математика. | ||
6. | Изготовление игрушки к новому году. | Атрибуты новогоднего праздника. Символ 2009г. « | Изготовление по технологии игрушки. | Мягкая игрушка. | Нитки, ножницы, булавки, швейная машина, утюг. | |||
7. | Изготовление туловища, головы игрушки. Виды оформления лица. | Виды оформления лица, виды изготовления туловища, головы(глаза, нос, рот, мелкие детали). | Изготовление элементов игрушки с применением вышивальных швов, ручных швов для сметывания. | Мягкая игрушка. | Нитки, игла, ножницы, утюг. | |||
8. | Обработка мелких деталей игрушки. Раскрой, виды оформления. | Виды мелких деталей игрушки. Правила их раскроя, оформления. | Изготовление мелких деталей игрушки, обработка пришивание. | Мягкая игрушка. | Рабочая коробка. | |||
9. | Сборка игрушки. Окончательная обработка игрушки. Художественное оформление игрушки. | Виды швов для сборки игрушки, контроль качества готового изделия, виды художественного оформления. | Использование ручных швов, применение дополнительных материалов для художественного оформления изделия. | Мягкая тгрушка. | Рабочая коробка, бисер, игла для бисера, паетки, стразы,ленты. |
III. Работа с бисером. Бисероплетение.
1. | Виды материалов, инструментов, приспособлений, используемых для бисерного рукоделия. | Исторические сведения о бисероплетении. Виды материалов. | Беседа с учащимися о видах работ с бисером, приемах плетения, материалах для бисерного рукоделия. | Виды изделий из бисера, изготовленные учащимися. | Бисер, игла, леска, ножницы. | История. | ||
2. | Подготовка к работе. Организация рабочего места и времени. | Начало работы с бисером, подготовка рабочего места, освещения,приспособлений для бисера. Медицинские рекомендации при работе с бисером. | Изготовление приспособлений для работы с бисером, его хранение. Выполнение упражнений для рук и глаз. | Планшет, «тарелочка» из ткани. | Ткань, рейки, фанера, поролон, гвозди, клей, степлер. | |||
3. | Цветоведение и композиция. | Виды цветов, цветовые сочетания, ритм, симметрия, асимметрия. | Таблица сочетания цветов. | Цветовые таблицы, зарисовки в тетрадь. | Таблицы, цветовой круг, изделия. | Рисование. | ||
4. | Виды работ из бисера. Бисерная азбука. | Низание, ткачество, вышивка. Виды изделий. | Знакомство с видами работ из бисера. | Изделия, изготовленные в разных видах техники. | Книги по бисерному рукоделию. | Изо. | ||
5. | Элементы бисероплетения. Основы техники «низание». | Виды простых миниатюр, параллельное плетение. | Изготовление изделий простых элементов. Техника плетения: «цепочка»-простая, с пупырышками, с бугорками,с петельками и т.д. | Фенечки, бьаслеты, цепочки, игрушки плоские(броши). | Игла, бисер, леска, проволока, ножницы. | Математика. | ||
6. | Простейшие приемы бисероплетения. | Виды подвесок из составления вариантов одинакового приема. | Бахрома, цветочки, веточки, объемные элементы(шарик, шнуры, уголки). | Изделия по желанию учащихся. | Бисер, леска, игла, ножницы. | Математика. |