Повторительно-обобщающий урок геометрии по теме "Параллелограмм и его свойства"

Разделы: Математика


Цель урока: усвоение всеми учащимися стандартного минимума и расширение фактических сведений о параллелограмме и его свойствах.

Обучающий аспект урока: создание условий для формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения.

Воспитательный аспект урока: формирование ценностных отношений к знаниям; обеспечение гуманистического характера обучения;

Развивающий аспект урока: развитие психологических характеристик учащихся, таких как умение сопоставлять факты и делать выводы с научных и эстетических позиций.

Материалы к уроку: КП «Параллелограмм и его свойства» (Приложение 3) , листы с заданиями, закладки, картина для рефлексии (желательно с изображением природы), конверты с цветными фигурками параллелограммов.

Ход урока:

1. Организационный момент. Постановка цели урока.

2. Первичная актуализация знаний:

  • повторение основных свойств параллелограмма;
  • знакомство с понятием характеристических и характерных свойств объекта;
  • творческая исследовательская работа по определению характеристических и характерных свойств параллелограмма;
  • закрепление учебного материала в ходе устного решения задачи.

3.Системная актуализация знаний:

  • применение ЗУН в нестандартной ситуации.
  • расширение представлений учащихся через мир искусства и архитектуры.

4. Подведение итогов:

  • проведение рефлексии учащихся через создание картины «Живая радуга»;
  • творческое домашнее задание с использованием электронной почты;
  • результаты урока.

1.Организационный момент. Постановка цели урока.
Данный этап урока выполняет роль мотивационного и снимающего некоторое напряжение учеников, проходит легко и быстро
Доброе утро! Рада видеть вас в полном составе. Начинаем урок (СЛАЙД №1).
Сегодня мы посетители интерактивной выставки: «Мир четырехугольников».
(СЛАЙД №2).Остановимся на мгновение перед работой начинающих художников- учащихся школы №6 «Птица Говорун». Назовите ее главные свойства ( отличается умом и сообразительностью, …). И я жду от вас интересных и ярких идей, а в конце экскурсии у вас будет возможность попробовать свои силы в творчестве (СЛАЙД №3).
Центральная  фигура выставки параллелограмм необыкновенный.
Как вы думаете, ребята, почему автор выбрал такое название?
(Разноцветный, яркий, объемный, четко просматриваются диагонали, обладает определенными свойствами …).
Можно сказать, что параллелограмм - одна из значимых фигур в планиметрии Он обладает интересными свойствами и достоинствами. А вот какими свойствами обладает параллелограмм мы сейчас и вспомним.

2.Первичная актуализация знаний:
Реализуется через фронтальную форму организации познавательной деятельности, с использованием мультимедийной презентации и интерактивной доски, для активизации зрительной и слуховой памяти. Это позволяет проверить усвоение учащимися связей и отношений между  основными понятиями  учебного материала школьного курса геометрии и расширить математический кругозор учащихся, включая интуицию, логику, образное мышление, сопоставление. Это своего рода мини исследовательская деятельность при работе с новыми понятиями  способствует  как отработке базовых знаний, надпредметных умений, так и формированию интереса к  изучаемому материалу и предмету в целом.
Возьмите, пожалуйста, лист заданий (Приложение 1), подпишите свою фамилию и дату (СЛАЙД 4). В первом задании из 10 утверждений выберите те, которые на ваш взгляд формулируют свойства параллелограмма. Зачеркните номера лишних утверждений.

У параллелограмма

  • Противоположные стороны равны.
  • Биссектриса угла параллелограмма отсекает от него равнобедренный треугольник.
  • Противоположные углы равны.
  • Сумма углов, прилежащих к одной стороне, равна 180°.
  • Диагонали равны.
  • Диагонали точкой пересечения делятся пополам.
  • Биссектрисы соседних углов параллелограмма перпендикулярны.
  • Диагонали взаимно перпендикулярны.
  • Каждая диагональ делит параллелограмм на два равных треугольника.
  • Четырехугольник, у которого стороны попарно параллельны, называется параллелограммом.

Для проверки несколько учащихся зачитывают и дополняют (при необходимости) выбор других. (СЛАЙД  5)
Кроме 5,8,10 утверждений все остальные являются свойствами параллелограмма. (СЛАЙД 6). Проговорите их еще раз про себя. Среди них есть основные свойства, сформулированные в виде теорем и доказанные нами. И свойства, полученные при решении задач – более полно характеризующие объект. Обратив внимание учащихся на 10 утверждение вспомнить определение параллелограмма и отличие формулировок определения и свойства. Немного истории (СЛАЙД  7).
А сейчас вам потребуется интуиция. Свойства необходимые, а все вместе достаточные для описания объекта называются характеристическими. (СЛАЙД 8). Выберите из свойств параллелограмма те, которые на ваш взгляд являются характеристическими, т.е. существенными, основными и запишите их в 1 столбик. Остальные свойства являются характерными – они вытекают из предыдущих. (СЛАЙД 9).

3.Системная актуализация знаний:
Переход из презентации на интерактивную доску на интерактивную доску:
Решаем устную задачу1 (Стр. 1 на доске):

Дано: ABCD параллелограмм,
BE биссектриса,  ABE =620.
Найти углы параллелограмма.

Задача  2 (Стр.2 на доске, текст смотри на листе заданий):

  • выслушать варианты решения задачи от учащихся, помочь в ходе решения, просмотреть еще раз, заранее заготовленный  план решения (стр. 3 на доске).
  •  оставить на доске только  чертеж и дать время  для  записи решения учащимися на листе заданий (чертеж там уже подготовлен)
  • После окончания работы учащиеся сдают листы.

Обобщение материала осуществлялось через составление алгоритма решение задачи на основе известного материала. Наглядность, поддержание постоянного интереса, результативный частично-поисковый метод решения способствуют успешности  учащихся при решении нестандартной задачи. Составление схемы решения задачи помогает слабым ученикам.
Переход в презентацию: СЛАЙД 10-15

5) На нашей выставке представлены две очень знаменитые и интересные  работы.  Одна из них – картина Казимира Малевича «Черный квадрат» выполнена в технике плоскостных фигур у многих вызывает противоречивые чувства, а картина Грисса «Мистер Х» представляет направление кубизм. Включим интуицию. Проведем параллель: квадрат – куб, прямоугольник- параллелепипед. И с этим мы встречаемся в повседневной жизни, только порой не замечаем этой красоты. Следующий зал нашей выставки посвящен архитектуре. Смелость архитектурной мысли вносит приятное разнообразие в нашу жизнь. Предложите название этому архитектурному комплексу (Параллелепипед и куб). Посольский дом в Москве. Что необычного вы увидели в этом здании?  Его фасад украшают окна в форме различных геометрических фигур.

4. Подведение итогов (рефлексия):
Наша экскурсия подходит к концу и наступает момент творчества. Мы создадим картину «Живая радуга» И пусть она соединит в себе ваше настроение, ваши чувства и эмоции. Пожалуйста, в конверте выберите любую понравившуюся вам деталь (СЛАЙД 16 - значения цветов)
Пока ученики выбирают и наклеивают  на картину детали, передавая ее по рядам, учитель завершает урок.
Время урока ограничено, а мир геометрии красив и безграничен, и много интересного осталось за рамками экскурсии. Наша совместная работа доставила мне истинное удовольствие. Вы хорошо отвечали и  внимательно слушали. На память об этом уроке вам остаются закладки (Приложение 2)с интересными фактами с нашей выставки.
Что же у нас получилось? Очень яркая радуга говорит о том, что вы с интересом работали на уроке, узнали много нового, что заставило вас задуматься и изменить свое отношение к геометрии. Я позволю себе добавить несколько штрихов:
- Пусть бабочка окрыляет нас к успеху и творчеству. (Наклеиваю бабочку)
- Я надеюсь, что урок принес радость не только мне, но и вам уважаемые мои ученики (Наклеиваю солнце).
-А те знания, что вы приобрели, сегодня пусть останутся с вами. (СЛАЙД 17)
Для домашнего задания – творческая работа:
Картина из четырехугольников - создать на компьютере и переслать мне по электронной почте. (СЛАЙД 18)

Спасибо за урок. Удачи вам!