Цель урока:
Обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся по использованию формул для вычисления площади прямоугольника, квадрата, треугольника, перевода единиц измерения.
Задачи:
- Отработать навык использования формул для вычисления площадей прямоугольника, треугольника, квадрата, сложных фигур.
- Отработать навык использования математических навыков в жизни.
- Отработать навык перевода единиц измерения.
- Воспитать любовь к малой Родине.
- Развивать творчество
Ход урока.
1. Устная работа:
-Что такое площадь?
(Часть плоскости, которую занимает фигура)
-Как вычислить площадь прямоугольника?
(Записать: S=ab)
-Как вычислить площадь квадрата?
(Записать.S=a2)
-Перечислить единицы измерения площадей.
(кв. мм., кв.см. - 10мм, кв. дм., кв. м., ар. (сотка), га (гектар), кв. км.)
Показ на экране: картинка - квадрат 10x10
-Какими единицами измеряются площади небольших участков земли?
(ар) (на экране выделить)
-Что такое ар?
АР - (площадь квадрата со стороной 10 м.) ГЕКТАР(100 кв.м.), КВАДРАТНЫЙ КИЛЛОМЕТР, (по очереди)
-Какими единицами измеряется площадь полей?
(гектарами) (на экране выделить)
-Что такое гектар?
(площадь квадрата со стороной 100 кв. м.)
-Какими единицами измеряются площади стран?
(кв. км.) (на экране выделить)
-Правильно ли составлено соотношение между единицами площадей?
На экране:
1. 1кв. см. = 100 кв. .мм.
2. 1 кв. дм. = 100 кв. см.
3. 1 кв. м. = 100 кв. дм. = 1000 кв. см.
4. 1 а = 100 кв. м.
5. 1 га = 10 000 кв. м. = 1000 а
6. 1кв. км.=100 га = 100 000 кв. м.
-Какую старинную единицу измерения площади вы знаете?
(десятина-площадь квадрата со стороной, равной десятой части версты)
(1 десятина = 107в к = 11449 кв. метров)
(1 верста = 500 саженям = 1км. 67м.)
2. Закрепление материала.
Учитель:
- Наши места связаны с именами декабристов, жившими или побывавшими здесь в разное время.
Сёла Никольское, Ржавки связаны с именем Ильи Андреевича Долгорукова, бывшего здесь в имении своего отца Андрея Николаевича Долгорукова.
Пользуясь близостью расположения усадьбы от Санкт-Петербургского тракта, он привозил сюда друзей по тайному обществу «Союз Спасения».
Очевидно, под воздействием передовых идей своего сына и его друзей, князь Долгоруков более чем за 10 лет до отмены крепостного права отпускает крестьян своих деревень – Ржавки, Савёлки, Никольское – в «вольные хлебопашцы».
Задача № 1 . (текст на экране)
Какую площадь земли, леса и угодий в современном исчислении отдал крестьянам князь Долгоруков А.Н., если в его уставной грамоте сказано:
«…ныне увольняю в звании вольных хлебопашцев, предоставляя в собственность их все земли, леса и угодья, какие к этому имению принадлежат и которые по Генеральному межеванию и межевым книгам заключают в себе 1358 десятин в общее неразделённое всех тех крестьян владение…». ( Повторить вопрос и подчеркнуть на экране).
Решение:
1358 десятин = 1358 Х 11449 кв. м. = 15547742 кв. м.: 10 000 = 1554 га
47742 кв. м.
На экране «Штыки». <Рисунок 1 >
Учитель:
Шоссе бежит за горизонт
На север, к Волге, в Ленинград.
Где проходил когда-то фронт
Стоит теперь Зеленоград.
Ожесточенные бои наших войск с немецко-фашистскими захватчиками в районе Крюково и окрестностях развернулись в декабре 1941г.
Ларин Б.В.- краевед, которому в ту пору было 9 лет, вспоминает:
Задача №2. (Текст на экране)
«Девять дней в деревне и вокруг нее шли ожесточенные бои, и все эти дни мы большей частью сидели в своём убежище: семнадцать человек – взрослых и детей в землянке 3х3 метра и тамбуром 2 кв.м. В землянке по сторонам от входа были земляные углубления, где мы в основном и размещались. Какая же приблизительно площадь приходилась на обитателей землянки?».
Дома выясни, какая площадь приходится на члена твоей семьи и сравни условия.
(Опережающее обучение)
Сравнить с 1 кв.м., выложив его на полу.
Решение:
- 3х3 = 9(кв.м.) - площадь землянки
- 9х2 =18 (кв.м.) – общая площадь
- 11:17 = 11/17(кв.м.)
Учитель: История г. Зеленограда начинается 3 марта 1958г. В 1960 году было начато усиленное строительство.
Сейчас Зеленограду 50 лет. Какой он?
Задача № 3 (на экране).
В специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва № 111 (СДЮИФ №111) есть зал борьбы шириной 15 м. и длиной 42 м. Чему равна площадь и периметр зала борьбы?
Решение:
1) S = ab S= 42Х15 S = 630 кв.м.
2) P = 2(a+b) P = 2(42+15) P = 114 м.
Ответ: 630 кв.м.; 114м.
На экране. Задача № 4
Найти площадь девятого микрорайона в больших единицах.
Масштаб 1: 27500.
<Рисунок 2>
(опережающее обучение)
Учитель:
Масштаб показывает во сколько раз длина отрезка на местности больше длины отрезка на рисунке 2.
11см. Х 27500=302500
Обсудить ход решения и Д.З.
- S(ABEK) = AK x AB CD=NE, CN=DE
- S(NCDE) = BD x DE
- S(BCN) = BN x CN : 2
- S(ABCDK) = S(ABEK) + S(NCDE) + S (BCN)
Задача №5 (на экране, раздать текст).
С целью обеспечения предприятий малого и среднего бизнеса современными производственными помещениями в Зеленограде реализуется проект «Создание специализированной территории малого предпринимательства – Зеленоградская - 1» на базе земельного участка общей площадью 12 га. Сколько кв. м. производственных площадей будет освоено в четырёх пусковых комплексах, если в декабре 2006г. введено на 5000 кв.м. производственных площадей больше, чем в декабре 2005г., а в июле 2007г. на 10000 кв.м. больше, чем в декабре 2005г., а в декабре 2007г. на 5000 кв.м. меньше чем в первую очередь. И ещё будет построено административное здание площадью 6600 кв.м., и прилегающие территории займут 23400 кв.м.
Схема:
Строительство «Зеленоградская - 1»
Первоначально – Х кв.м.
Декабрь 2006 г. – на 5000 кв.м. больше.
Июль 2007 г. – на 10000 кв.м. больше.
Декабрь 200 7г. – на 5000 кв.м. меньше.
Административное здание – 6600 кв.м.
Общая площадь – 12 га = 120000 кв.м.
Прилегающая территория – 23400 кв.м.
Сколько кв.м. производственных площадей будет освоено в четырёх пусковых комплексах?
(В классе составить уравнение)
Х + Х + 5000 + Х + 10000 + Х – 5000 + 6600 + 23400 = 120000
3. Итог урока.
Без математики в жизни не обойтись. Еще раз зафиксируем домашнее задание:
- Выяснить, какая площадь приходится на каждого члена вашей семьи. Расспросить о ВОВ. Записать рассказ.
- Вычислить приблизительную площадь девятого микрорайона, перевести в более крупные единицы.
- Решить задачу о современном строительстве в Зеленограде.
- Найти материал для составления задач о современном Зеленограде или его прошлом.
Презентация к уроку: Приложение 1