Цель представленной работы: сохранение и укрепление здоровья детей.
Движение пальцев и кисти рук имеют особое оздоравливающее воздействие.
Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно еще во 11 веке до н.э. игры с участием рук и пальцев приводит в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии. Японский врач Намиком Токудзиро разработал оздоравливающую методику воздействия на кисти рук, а через них на внутренние органы человека, рефлекторно связанные с ними массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательных пальцев положительно воздействует на состояние желудка, среднего на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца на сердце. В Японии широко используют для ладоней и пальцев игры с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее действие на организм оказывает и использование в работе с детьми нетрадиционных техник рисования, а так же цвет.
На этом я и хотела остановиться подробнее.
Задумывались ли вы когда – ни будь о том, какое значение в нашей жизни имеют цвета!
Только представьте себе, что снег вдруг станет оранжевым трава и листья красными, небо – фиолетовым. Наша психика не выдержала бы столь насыщенного зрелища.
Да, цвет может угнетать и навевать печаль, но он может и лечить.
Красный – нормализует кровообращение и обмен веществ. Но избыток красного цвета может спровоцировать перевозбуждение, головную боль и усталость глаз. В медицине его используют для лечения ветряной оспы , скарлатины, кори, гнойных ран.
Желтый цвет стимулирует зрение, нервную деятельность, благотворно воздействует на интеллект, повышает концентрацию внимания, улучшает настроение и память. Лечит бессонницу, возбуждает аппетит, помогает при нарушении работы печени.
Зеленый – самый успокаивающий – способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз. Назначается при различных сердечно-сосудистых заболеваниях, при головных болях и глазных недугах.
Синий – помогает при бессоннице, вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение, снижает артериальное давление. Если синим цветом переборщить то может оказывать и угнетающее действие.
Рисование нетрадиционными техниками развивает чувственно двигательную координацию. Его достоинство является в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций.
Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям перестраивает свои отношения, в разных ситуациях, дает возможность выразить различного рода эмоции, в том числе и отрицательные.
Поэтому оно широко используется для снятия психического напряжения, стресса, координации неврозов страхов т.е психического здоровья. Кроме того нетрадиционные техники рисования оказывают благоприятное воздействие и на физическое развитие:
- развитие мелкой моторики;
- развитие тактильного восприятия;
- увеличение остроты и объема зрительного восприятия;
- развитие моторики крупных движений;
- приобретение опыта координации движений в системе «глаз — рука».
Сейчас хочется обратить ваше внимание на рисунок, на котором показано, что определенному пальцу руки соответствуют рефлекторные точки внутренних органов человеческого организма, а это значит использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми стимулирует эти точки, что так же благотворно сказывается на развитии растущего организма. Происходит как бы его закаливание.
Пальцевая живопись: рука или отдельные пальцы – это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем кисть или карандаш . Хорошо если мы научим детей пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным, а всеми. Рисование пальцевой живописью способствует развитие контроля за мелкой моторикой, увеличению зрительного восприятия. Для выполнения детям предлагаю следующие темы «Дождик, дождик, дождик кап, кап, кап», «Дорисуй арбуз»(предлагается нарисованная долька арбуза , а дети рисуют семечки); «Украсим косынку», «Яблоки созрели», «Ветка рябины» (дети дорисовывают ягоды)
Кляксовая живопись : дает возможность научить ребенка делать кляксы (разноцветные), научить ребенка различать и называть цвета, а затем уже видеть образы, предметы или разные детали. На что похожа твоя клякса?, Что она тебе напоминает? – эти вопросы очень полезны т.к. развивают мышление и воображение. После этого следует научить детей складывать лист бумаги пополам и наносить кляксы на одну сторону листа и прикрыв его другой половиной , прогладить ладошкой, в результате получится целый сюжет и это же способствует развитию мелкой моторики и сенсорному воспитанию. Прекрасное средство для изживания некоторых страхов, развитие моторики крупных движений, а также мелкой моторики. Для выполнения детям предлагаю следующие темы: «Волшебные бутылочки», «Осенняя сказка», «Песенка вьюги», «Сказка для мамы», «Весенняя песенка».
Печатание ладошкой, картофелем, поролоном: (обмакивают ладошку или картофель(из которого уже вырезан нужный предмет) или поролон (также уже вырезана нужная форма) в краску , а затем делают отпечаток на бумаге. Уже название материалов, используемых в данной технике рисования, говорит о том, что у детей развивается мышление, воображение, дети узнают качество материала, его свойства, закрепляется название цвета. формы, величины и сенсорное развитие. Воспитывается умение любоваться выполненной работе. Способствует приобретению опыта координации зрения и руки.
Для выполнения детям предлагаю следующие темы: «Листочки бывают разные: желтые, зеленые, красные», «Осенние лужи», «Тучка и дождик», «Овощи».
Рисование нитками, опилками (другие по текстуре):
на контур рисунка воспитателем наносится клей, дети берут щепоткой резаные нитки (опилки) и накладывают на данный контур, а затем плотно с помощь салфетки прижимают нитки (опилки) к нему. После того как рисунок подсохнет, лишние нитки (опилки) с помощью кисти следует удалить с листа, привлекая к этому самого ребенка. Эта техника рисования несколько сложнее для ребенка ,так как ему следует видеть линию т.е. границы рисунка, напрягать мышцы руки. В процессе рисования дети познают текстуру, отмечают свойства ниток (опилок), их цвет, развивается моторика и сенсорное восприятие. Снимается эмоциональное напряжение, увеличивается острота зрительного восприятия, приобретение опыта координации зрения и руки.
Для выполнения детям предлагаю следующие темы: «Угостим коровку травкой», «Что растет на огороде», «Угостим зайку морковкой», «Шарик», «Елка», «Варежки».
Коллаж (коллективная работа воспитателя и детей): само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько выше указанных т.е при выполнение коллажей дети использую ранее полученные навыки и умения нетрадиционных техник рисования. Пробуждается фантазия ребенка и занятие превращается в увлекательную игру. В процессе выполнения работы у детей происходит развитие контроля за тонкой моторикой, тактильного восприятия, увеличение остроты зрительного восприятия, развитие моторики крупных движений, приобретение опыта координации зрения и руки.
Темы работ самые разнообразные: «Листочки бывают разные: желтые и красные», «Чудо дерево», «Вот как мы умеем», «Вместе дружная семья», «Что растет на огороде».
Работа с соленым тестом Этот вид занятий самый творческий позволяет снять стресс, помогает выражению чувств, избавиться от избытка слов если ребенок очень говорлив, приобщить к социальной активности не общительных детей, формирование двигательных умений и навыков, развитию тактильного восприятия, развитие мышц разгибателей. Рецепты (9 видов) приготовления соленого теста даны в журнале «Обруч».
Игры с песком и водой стимул для развития не только тонких движений, но и стабилизируется эмоциональное состояние, развивается тактильно-мимическая чувствительность, ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям, а вместе с тем и закаливание организма доказано, что в группах где размещены центры песка и воды заболеваемость детей снижается.
Первыми педагогами в жизни ребенка являются родители. Мы стараемся привлечь родителей к освоению нетрадиционных техник рисования. Для этого в конце каждой тематической недели родители вместе с детьми выполняют домашнее задания: «Портрет моего ребенка», «Папа, мама, я – спортивная семья» (коллаж), «Осень» (книжки малышки); Овощи (поделки из поролона); фото альбомы «Я и моя семья».
В апреле 2008 года мною проведен семинар – практикум с педагогами нашего ДОУ (программа семинара прилагается). Особенно заинтересовала педагогов практическая часть, где педагоги на практике имели возможность поработать нетрадиционными техниками рисования. С удовольствием выполнили коллаж «Весна души». В итоге воспитатель подготовительной группы Надежда Ивановна Дорофеева изъявила желание, использовать нетрадиционные техники рисования с детьми.
Результаты работы видны на лицо: так в 2005-2006 учебном году количество простудных заболеваний составило – 14 случаев; в 2006-2007 учебном году – 11 случаев, а в 2007-2008учебном году -9 случаев. В тоже время сократились и сроки продолжительности болезни, если за два предыдущих года дети болели по 7 дней, то 2007-2008 учебном году – 5 дней.