В группе «Надежда» 25 воспитанников, все они являются учащимися 9-х классов КРО.
1. Актуальна цель подготовки к выпуску социально-зрелой личности, готовой к самостоятельной жизни в обществе, выбору профессии. Важна подготовка к овладению выбранной профессией.
2. Главной задачей в нашей работе с воспитанниками является профориентация воспитанников. Расширение спектра выбора новых профессий, т.е. ознакомление с такими профессиями как рекламный дизайнер, пользователь ПК, профессии печатного издательства и многое другое.
Прежде всего, работа по профориентации включает в себя: изучение особенностей, склонностей, интересов, возможностей каждого ребенка; налаживание взаимодействия с учреждениями профессионального образования.
Мы провели беседы с воспитанниками о том, как будет проходить процесс профориентации. Многие восприняли это событие с энтузиазмом. Мы сформировали из двух 9-х классов две группы и определили объекты эксперимента. 12 человек (6 мальчиков и 6 девочек) составили смешанную группу формирующего эксперимента, остальные 13 вошли в контрольную группу. Смешанная группа в период формирующего эксперимента велась с полным погружением в работу по допрофессиональной подготовке и социально-трудовой адаптации, другая группа включилась в работу в обычном режиме.
Воспитатели проводили беседы по профориентации, просмотры видеофильмов, знакомили с журналами по профориентации, экскурсии.
Проведено тестирование по опроснику (ДДО Климова) для определения 5 профессиональных проб.
Таблица определения профессиональных проб в 9-х классах
Человек-природа | Человек-техника | Человек-человек | Человек-знак | Человек-художественный образ |
5 | 8 | 7 | 2 | 4 |
Мы опирались на эти данные для организации и проведения экскурсий, ознакомления с профессиями, близкими детям, при обучении определенных навыков.
Главной задачей формирующего эксперимента является:
- Определить, по каким профессиям лучше готовить воспитанников детского дома.
- Определить интересы, склонности и, в конечном счете, возможности воспитанника.
С формирующим экспериментом в смешанной группе 9-х классов мы связали углубленную работу с психологом из Центра труда и занятости Буйницкой В.Э., которая провела тестирование по Голланду.
Была проведена углубленная работа психолога с юношами. Смешанная группа занималась с психологом 1 раз в месяц. После проведения экскурсий с воспитанниками проводилась рефлексия в виде впечатлений и размышлений об увиденном и услышанном. Познавательная игра в виде ток-шоу «На золотом крыльце сидели…» проводилась руководителем Медиацентра Струговец А.Н. в октябре и ноябре с целью расширения представлений о выбранной профессии и сопутствующих специальностях. В октябре познакомились с профессиями водителя, механика, слесаря и т.д. В ноябре с профессиями слесаря-сантехника, газоэлектросварщика. В декабре с профессиями железной дороги. Ребята готовили сообщения по выбранной специальности и защищали ее во время ток-шоу.
Цель ОЭР: исследовать уровень подготовки социально зрелой личности, готовой к самостоятельной жизни, выбору профессии.
1 этап. Определение объекта эксперимента. Набрана смешанная группа из 12 человек, учащихся 9-х классов. 6 девочек: Колодаева Екатерина, Парецкова Светлана, Прусова Ирина, Седельникова Ирина, Хмелевская Евгения, Шпак Ольга. 6 мальчиков: Агафонов Игорь, Гайнетдинов Эдуард, Парецков Михаил, Рыльков Сергей, Торгашин Андрей, Терехов Павел.
Остальные учащиеся 9-х классов составляют контрольную группу, занимаются в обычном режиме в отличие от формирующей группы.
2 этап. Диагностический. На этом этапе подключаются психологи детского дома и Центра труда и занятости. Они проводят тестирование по определению способностей в той или иной области будущей специальности, профессии.
3 этап. Индивидуальная работа с каждым воспитанником по выбору той или иной профессии. Информирование воспитанников о профессиях. Какие качества нужно в себе выработать, чтобы быть успешным.
Вопрос о выборе профессии возникает в течение всей жизни человека. Правильный выбор профессии требует непрерывного творческого поиска самого себя, знаний своих индивидуальных возможностей.
Чтобы сделать правильный выбор, воспитанникам нужна помощь:
- они должны хорошо знать мир профессий и требования, которые предъявляются к человеку, выполняющему ту или иную работу;
- определить свои интересы, оценить свои возможности и соотнести их с требованиями выбираемой профессии;
- исходить из реального получения образования.
4 этап. Составление жизненного плана производим вместе:
5 этап. Организация и проведение экскурсий. Этот этап работы оказался наиболее познавательно насыщенным и разнообразным по впечатлениям.
16 октября Экскурсия в АПАП (автобусное предприятие).
Были показаны все цеха, которые есть на предприятии. Ознакомились с новыми профессиями. Помимо водителей существуют профессии медника, оцинковщика, вулканизатора, аккумуляторщика, мойщика транспортных средств, механик, слесарь и др.
Особый интерес проявили мальчики Михаил П., Игорь А., Жаргал Ш.
Новой для них оказалась специальность вулканизатора. Работники показали, чем они занимаются в течение рабочего дня. Основной акцент сделан на то, что все специальности связаны во взаимодействии и отсутствие какой-либо специальности делает невозможным существование огромного предприятия. Интерес к специальности водителя проявили 2 девочки Света П. и Катя К. Воспитанники узнали много нового и интересного и о своих впечатлениях написали в газету «Детский вестник».
По окончании экскурсии была проведена беседа «Что нового мы узнали на экскурсии».
Цель: выявление интересов воспитанников. Обсуждение возможности учиться на получение понравившейся профессии. Интерес к профессии водителя проявился у 2 девочек.
26 октября. Экскурсия в парикмахерскую «Ольга».
Цель: ознакомление с профессией. Требования к ней. Пояснить воспитанникам, что необходимо для приобретения данной профессии.
Мастер ознакомила с основными требованиями к парикмахеру, о качествах, которыми он должен обладать. Представлены инструменты и атрибуты, которые необходимы парикмахеру.
Девочки в восторге. Саше Б. была выполнена стрижка. Мастер объяснил, как делается стрижка, поделился своими секретами. Были даны координаты учебного заведения, где можно учиться на парикмахера.
Особый интерес проявили Александра Б. и Евгения Х.
Девочки задавали вопросы мастеру. С его разрешения оказывали помощь в работе. Свои впечатления девочки высказали в сочинениях, написанных в группе.
27 октября Поездка в ветлечебницу.
Цель: экскурсия проведена по просьбе группы, для ознакомления с особенностями данной профессии.
Врач ознакомил детей с основными требованиями к профессии. Была показана операция по кастрации кота. Многие поняли, что эта профессия не для них, т.к. нужно иметь самообладание. Некоторые не смогли находиться в операционной. Особый интерес проявили Дарья К., Ира С., Катя К. Сделаны фотосъемки экскурсии.
2 ноября Поездка в п. Н-Куранах в «Демис» (молочное производство).
Цель: ознакомление с профессиями отрасли. Многие поехали без особого желания. Но в процессе знакомства с производством мальчики заинтересовались машинами, которые работали в цехе, принципами их работы. Девочки заинтересовались процессом приготовления молочной продукции.
Экскурсоводом были рассказаны требования к людям, работающим на молочном производстве. У многих сразу пропал интерес по причине раннего начала рабочего дня, не всегда большая оплата труда. Проявили интерес Игорь А., Оля Ш. Написаны отзывы, сделаны фотографии.
8 ноября Экскурсия в ШЦГТР и ГО «Живой уголок».
Цель: экскурсия по просьбе детей.
Многие проявили интерес, любовь к животным. Интересовались, в чем заключается работа лаборанта живого уголка. Как нужно ухаживать за животными. Делились впечатлениями от экскурсии в ветлечебницу с лаборантом живого уголка. Интерес проявили Оля Ш., Даша К., Катя К., Ира С. Им была дана возможность общения с животными, сделаны фотографии и написаны отзывы об экскурсии.
Дарья К. мечтает стать ветеринаром, так как очень любит животных.
15 ноября Экскурсия в МЧС.
Цель: ознакомление с профессией пожарных и сопутствующих специальностей.
Воспитанникам рассказано о профессиях, существующих в пожарной службе. Показано оборудование, которое используется при выезде на пожар. Также разъяснены требования к здоровью служащих и особенностях характера людей, работающих в пожарной охране МЧС. Особый интерес вызвала экскурсия в депо МЧС. Была дана возможность самостоятельно осмотреть оборудование, попробовать привести его в действие. Особенно заинтересовались разговором Игорь А., Миша П., Света П.. Они задавали вопросы по практической работе. После экскурсии делились впечатлениями со своими сверстниками.
25 ноября Поездка на каток.
Цель: физическое развитие детей, ознакомление с работой тренера по конькобежному спорту.
Поехала с удовольствием вся группа. Тренер катка рассказал о том, какие качества нужны чтобы стать тренером, какие требования предъявляются к работе тренера и его физическому здоровью.
Интерес вызвал лишь процесс катания.
1 декабря Экскурсия в военкомат.
Цель: ознакомление с профессиями, изучение требований к профессиям.
Все внимательно слушали экскурсовода.
Задавали вопросы, касающиеся армии, контрактной службы. Заинтересовались многие, но останавливает то, что необходимо учиться, физическое здоровье, напряженный график работы.
После экскурсии написаны сочинения-размышления.
8 декабря Экскурсия на почту.
Цель: ознакомление с работой почтовых служб, изучение требований к работе и режим работы. Вначале был интерес, поехали с удовольствием, но по мере знакомства со сложностями работы почтальонов, телефонистов и т.д., интерес пропал. К тому же не устраивает то, что работа малооплачиваемая.
14 декабря Экскурсия в локомотивное депо ЖДЯ.
Цель: изучение работы в депо. Требования к профессии железнодорожника, сопутствующие профессии.
Воспитанники увидели различные тепловозы, в том числе американский тепловоз. Услышали рассказы о специфике работы. Здесь работают люди с большой ответственностью за жизни других людей-пассажиров. Необходима четкая работа, слаженность коллектива, образование.
Основной интерес проявили мальчики: Жаргал Ш., Игорь А., Миша П., Серёжа Р., Паша Т. Они задавали вопросы по профессиям, о том, где и как можно учиться. Оценивая увиденное, многие пришли к выводу, что профессии в депо неплохие и можно задуматься о них. Но в то же время мальчики признали, что, прежде всего, придется работать над собой (избавиться от вредных привычек, лени, упорно учиться).
Впечатления воспитателя Котельниковой Т.Ю. о Ток-шоу «На золотом крыльце сидели…», проведенном в октябре. Цель: обобщение знаний о транспортных профессиях и сопутствующим им специальностям.
- Каждый из присутствовавших воспитанников рассказал о профессии, которая его заинтересовала;
- Проведена викторина по профессиям;
- Выполнение творческого задания.
Занятие Ток-шоу было записано на видеокамеру. Позднее участники могли видеть и оценить себя как бы со стороны. По итогам занятия 1 место присуждено Мише П., 2 место – Жаргалу Ш.
Следующее занятие Ток-шоу «На золотом крыльце сидели» проведено в ноябре с целью обобщения знаний о профессиях слесаря-сантехника и сварщика. Каждый участник рассказал о понравившейся ему профессии.
Выводы:
- мероприятие прошло неплохо, но были проблемы со сбором воспитанников, многие пошли без особого желания, объясняя тем, что это им не нужно. Отказались от участия трое воспитанников;
- в процессе мероприятия воспитанники активизировались, многие рассказали о своих наблюдениях.
Общие выводы:
- В ходе ознакомления с профессиями на различных производственных предприятиях, ребята остановили свой выбор на приобретении следующих специальностей:
- парикмахер – Евгения Х.;
- водитель – Михаил П., Игорь А.;
- проводник – Ира С., Оля Ш.;
- оператор ЭВМ, работы, связанные с компьютером – Миша П., Паша Т., Ира П., Серёжа Р.;
- профессии МЧС – основная масса мальчиков.
- Конкретные действия воспитанников в достижении цели:
- собирают портфолио достижений;
- пишут сочинения – отзывы;
- поиск и изучение литературы, касающиеся выбранной профессии;
- распечатка информации о понравившейся профессии;
- участие в ток-шоу «На золотом крыльце сидели»;
- практические занятия: работа в гараже, стрижка и покраска волос, работа в компьютерном салоне.
- выезды на экскурсии по предприятиям, организациям и учреждениям города и района.
- В начале эксперимента все дети были заинтересованы. В ходе работы интерес постепенно спадал – воспитанники столкнулись со следующими трудностями:
- необходимость обучения, иногда на базе 11 классов;
- проявление качеств самодисциплины, организованности и ответственности, которые часто не могут проявлять воспитанники детского дома (необходимость рано вставать, отсутствие желания что-либо делать);
- не нравится оплата труда, хотя профессия нравится;
- несформированное понятие взрослости. Воспитанники считают, что взрослый человек может делать то, что ему хочется в данный момент, недопонимают, что работа означает ответственность;
- не понимают необходимости работы с психологом. Отказываются ездить в Центр труда и занятости населения, несмотря на подробное разъяснение значимости работы с психологом;
- наблюдаются перепады настроения, пассивной позиции;
- в ходе ОЭР столкнулись с фактами абсолютного равнодушия к предлагаемым занятиям со стороны Нины Х, Сергея Т. Мотивация следующая: «Мне это не надо», «Не хочу, лень…» и т.д.
- Мне как педагогу было интересно и одновременно сложно провести исследование в ОЭР с 9-ми классами, организовать рефлексию и сделать предварительные выводы, которые являются достоверными и подтверждают исследования ученых и практиков в оказании «сопротивлений» в ходе работы со стороны воспитанников;
- приложить к Докладу фотографии и рефлексию воспитанников 9 кл. КРО.
Таблица 1. Траектория дальнейшего обучения (в %) 9 кл. после окончания школы (формирующий эксперимент):
Наименование | % |
ССУЗы ПУ Обучение в 10-11 кл. Не определились в дальнейшем выборе обучения |
22,8% 69,6% 7,6% - |
Таблица 2. Траектория дальнейшего обучения (в %) 9 кл. после окончания школы (контрольная группа ОЭР):
Наименование | % |
ССУЗы ПУ Обучение в 10-11 кл. Не определились в дальнейшем выборе обучения |
- 100% - - |