Цели урока:
- Познакомить с определением квадратного уравнения;
- организовать поисковую деятельность учащихся при решении неполных квадратных уравнений, научить воспроизведению решений неполных квадратных уравнений всех трёх видов по образцам;
- формировать качества личности: организованность, дисциплинированность, ответственность;
- развивать умение самостоятельно приобретать новые знания, развивать познавательный интерес к предмету.
Ход урока
1.Организационный момент. Постановка задач. (презентация, 2слайд)
Эпиграфом урока будут слова великих учёных Диофанта и Пифагора.
Диофант. «Уравнение- это золотой ключ, открывающий все математические замки».
Пифагор. «Уравнение представляет собой серьёзную и важную вещь в математике».
Сегодня мы познакомимся с новыми уравнениями и найдём способы их решения.
2.Устная работа. Актуализация знаний.
( На доске записаны уравнения)
1) 2х+3=0
2) 5х=3х+16
3) х2=25
4) 8х2+15х+7=0
(Игра «Светофор» - это длинная полоска картона, одна половина красная, другая – зелёная. При опросе ученики поднимают «Светофор» красной или зелёной стороной вверх, сигнализируя о своей готовности к ответу).
- Что это?
-Дайте определение уравнения.
- Сгруппируйте.
2х+3=0 |
х2=25 |
- Чем похожи эти уравнения?
- Чем они отличаются?
-Дайте название первой группе уравнений.
-Дайте определение линейного уравнения.
- Что значит « решить уравнение»?
(решаем линейные уравнения устно).
- Какие свойства мы используем при решении линейных уравнений ?
- Как бы вы назвали вторую группу уравнений?
У. Это тема нашего урока.
3. Объяснение нового материала.
(Запись 1темы урока с формулированием основных задач урока по этой теме).
(Из истории квадратных уравнений рассказывают ранее подготовленные дети)
Презентация, слайд 3
- Какое из этих уравнений мы умеем решать?
- Решите его.
-Почему у него два корня?
-Назовите общий вид этого уравнения.
У. А теперь разберём второе уравнение из этой группы.
8х2+15х+7=0
-Запишите это уравнение в общем виде.
-Что означают буквы а,в,с в этом уравнении?
-Ограничения для а,в.с.
-Дайте определение квадратного уравнения.
Работа с учебником. Читаем определение квадратного уравнения.
(Презентация, 4-6слайды)
Закрепление и тренировка с самопроверкой:( у каждого ученика раздаточный материал на парте).
а) Дополнить таблицу, находя коэффициенты квадратного уравнения.
Квадратные уравнения | Коэффициенты квадратного уравнения | ||
а | в | с | |
2х2-х+7=0 | 2 | -1 | 7 |
х2-5х-7=0 | |||
-3х2+5х-9=0 |
б) Дополнить таблицу, составляя квадратное уравнение по заданным коэффициентам.
Коэффициенты квадратного уравнения | Квадратное уравнение | ||
а | в | с | |
2 | -5 | -3 | 2х2-5х-3=0 |
5 | -8 | 3 | |
1 | 7 | -4 |
в) Работа с учебником: №504
Задание: сгруппируйте в 2 группы.
Подчеркните одной чертой1коэффициент, двумя- второй, волнистой линией – свободный член.
Объяснение нового материала.
(На доске записаны уравнения)
х2+7х+6=0
4х2-16=0
2х2-3х=0
5х2=0
4х2+16=0
2х2=4х=0
3х2=0
-Что это?
-Какое уравнение лишнее?
(оставшиеся уравнения называются неполными квадратными уравнениями).
-В каких случаях квадратные уравнения можно считать неполными?
-Как их сгруппировать?
-Дадим характеристику каждой группе.
(презентация, 7-8слайды)
4.Закрепление. тренировка. Отработка умений и навыков.
1) работа с учебником. №509 (а,б). №510(а,б). «Показательный ответ». Один ученик отвечает у доски. Остальные слушают и работают в тетрадях.
Цель. Сформировать у остальных учащихся образец ответа, к которому нужно
стремиться.
2) работа в парах: сгруппируйте и решите уравнения каждый своей группы. Добавьте ещё по одному уравнению самостоятельно.
Каждая пара получает карточку.
Например:
2х2-5=0
3х2+6х=0
4х2-16=0
4х2-3х=0
Пока класс работает в группах проходит «Тихий опрос», т.е. беседа с отдельными учениками шёпотом, о способах решения неполных квадратных уравнений.
3)Развивающая работа по теме «Решение квадратных уравнений»
(Раздаточный материал на парте).
Проверьте, что , если коэффициенты квадратного уравнения ах2+вх+с=0 удовлетворяют условиюа+в+с=0, то корнями уравнения являются числа 1 и с/а; а если а-в+с=0, то -1 и
-с/а. Используя это удобное свойство, решите уравнения:
Вариант1.
1.х2-9х+8=0 |
2. 3х2-8х+5=0 |
Вариант2.
1.х2-13х+12=0 |
2. 8х2-15х+7=0 |
Самопроверка. Ответы даны на закрытой доске.
5.Рефлексия:
-Что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Оцените свою деятельность, (поставьте себе оценку – проговорите внутри себя)
-Поставьте перед собой цель на следующий урок.
6.Домашнее задание.
Начинаем готовиться к зачёту, вопросы теории и практики вывешены на стенде,
Прочитать исторические сведения о квадратных уравнениях из дополнительной литературы и из учебника, стр.214
№511(а,б.д), 3514(в), №521