"Действия с дробями" (6-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 6


Урок закрепления по математике сложен тем, что идет процесс отработки навыков, а чаще всего это однообразные примеры, поэтому учителю на каждом этапе урока надо поставить задачу так, чтобы обычный пример или задача вызвали интерес. Для реализации этой задачи на уроке используется дополнительный материал о городе, технические средства. В начале урока ставится проблема: как формулируется тема, к которой сегодня применим математику.

С целью повышения личностного потенциала учебного курса привлечена дополнительная информация, а также преобразование организации способов познания. На других уроках просто излагают материал, а на уроке математики он переведен в коммуникативно – деятельностную форму. Включенный материал о городе, способствует расширению развивающего пространства. Решая задачи, ребята узнали много интересного о родном городе.

Цели урока:

  • Создание условий для формирования у учащихся навыков решения задач на все действия с дробями.
  • Воспитание любви к родному городу.
  • Развитие познавательной активности через включение материала о Барнауле.

Ход урока

I Оргмомент.

II Целеполагание.

Тема сегодняшнего урока «Решение задач на все действия с обыкновенными дробями».
Какие действия с обыкновенными дробями мы умеем выполнять?
Какова задача сегодняшнего урока?
Итак, сегодня мы учимся решать задачи на все действия с обыкновенными дробями.

III

Слайд №1 (Приложение 1*)
А начать урок я бы хотела с высказывания Бертрана Рассела «Математика представляет собой собрание выводов, которые могут быть применены к чему угодно».

Слайд №2

Выполним устно задания и прочтем тему, к которой применим математику сегодня.
Ответы запишите в тетради.
Найти:
от 30
    18
от 12
    9
25% от 400    100
8% от 40    3,2
    1,1
   
    3

Т.о., сегодня мы поговорим о Барнауле. (Фрагмент фильма, на фоне музыки учитель читает стихотворение)

Здравствуй, мой город светлой мечты.
Я всегда с тобою молод, как со мною ты.
Мы идем в твои закаты и рассветы,
Как с ровесником. С тобою говоря
От широкой нашей площади Советов
К нашей площади рабочей Октября.

Слайд №3

Сейчас мы с вами находимся на площади Октября. На каждой площади города есть памятники. На площади Октября это жилой дом, который называется «Дом под шпилем». Он построен в 1956 году архитектором Дарицей.

Слайд №4

Известно, что высота здания с крышей составляет , а высота шпиля в раза больше.
Какова общая высота архитектурного памятника?
1)
2)

Всего на территории города 210 памятников архитектуры, но кроме них есть еще памятники истории и культуры.

Слайд №5

В городе 65 памятников истории и культуры.
Памятники истории составляют всех памятников.
Остальные памятники культуры. Сколько памятников культуры в Барнауле?
1)(истории)
2) 65 – 35 = 30 (культуры)

Два таких памятника в Ленинском районе, это монумент «Целинники» на улице А. Петрова и памятник В.М. Шукшину.

(Краткий рассказ учащихся о В.М.Шукшине)

Слайд №6

Шукшин Василий Макарович (1929-1974), писатель, кинорежиссер, актер. Родился в с. Сростки Бийского р-на в семье крестьянина. 3a 15 лет творческой деятельности снимался в фильмах, ставил фильмы по собственным сценариям. Фильм "Живет такой парень" (1964) удостоен почетного приза "Золотой Лев св. Марка" на 16-м Международном кинофестивале в Венеции и признан на Ленинградском фестивале; "Ваш сын и брат" (1965) - премии им. братьев Васильевых; "Калина красная" (1974) - первой премии на 7-м Всесоюзном кинофестивале. За исполнение роли инженера Черных в фильме Сергея Герасимова "У озера" Шукшину присуждена Государственная премия СССР (1971), "за актерские работы последних лет" - Ленинская премия (1976, посмертно). За заслуги в области киноискусства награжден орденом Трудового Красного Знамени (1967). С 1969 - заслуженный деятель искусства РСФСР.

Прославился Шукшин и как писатель. При жизни изданы сборники рассказов и два романа: "Любавины" (1965), "Я пришел дать вам волю" (1974).

Слайд №7

По своим книгам Василий Макарович снял 6 фильмов, а количество фильмов,
в которых он успел сняться, в раза больше.
Сборники произведений, изданные при жизни, составляют ¼ этих фильмов. Сколько сборников произведений было издано?

Ежегодные шукшинские чтения стали традиционными на его родине. Именем Шукшина названы: в Сростках - улица и средняя школа, там же действует музейный комплекс, в Барнауле - краевой драматический театр, Дом литераторов, в Бийске - центральная библиотека. Редакцией журнала "Алтай" учреждена ежегодная премия им. Шукшина. Его имя носят: малая планета, ледник на Белухе, 2 теплохода. Во ВГИКе учреждена специальная премия. В 2009 год – год 80-летия В.М.Шукшина, в городе уже началась подготовка к шукшинским чтениям.

Памятник В.М. Шукшину, открыт 25 июля 1989 г. к 60-летию со дня рождения писателя. Скульпторы памятника: М.А. Кульгачев, Н.В. Звонков; архитектор - С.А. Боженко, при участии скульптора В.Ф. Рублева). Изготовлена скульптура из латуни.

Ребята, а как называется улица, на которой стоит памятник В.М. Шукшину? В городе очень много улиц, которые носят имена писателей, политических деятелей, ученых.

Названия каких улиц вы знаете?

Самая длинная из названных улиц – это улица Попова. А кем был Александр Попов? Он изобрел радио.

Какова длина этой улицы?

Слайд №8

Ответ на этот вопрос вы узнаете, решив уравнение. Решаем самостоятельно.

, х = 9,8

Решив второе уравнение, вы узнаете протяженность всех улиц Ленинского района:

, х = 58,8

Ответ третьего уравнения подскажет общую длину всех улиц города:

, х = 715

Заканчиваем работу. Проверьте свои ответы.

IV Индивидуальная работа для учащихся, закончивших раньше.

Решив уравнения, узнаешь, чем прославился Барнаул в XIX веке.

Барнаул в цифрах.

1. В 1835 году в Барнауле проживало тыс. человек,
а в 1916 году натыс. человек больше.
Сколько человек проживало в Барнауле в 1916 году?

2. В конце XIX века в Барнауле было 33 улицы и переулка.
Сейчас их враза больше.
Сколько проспектов, улиц и переулков в нашем городе?

3. Нынешнее здание ЦУМа составляет 3 этажа,
в ближайшее время оно вырастет враза.
Какова будет этажность здания?

4. По переписи 2002 года в Барнауле проживает 667 тыс. человек,
что враза больше, чем в конце XIX века.
Каков был численный состав населения в конце XIX века.

V

Время нашего путешествия заканчивается. Откроем дневники и запишем домашнее задание.

Слайд №9

  1. Составить 1-2 задачи о Барнауле, решить их и красиво оформить.
  2. Если у кого – то не получится, то №644 и №667 из учебника.

VI Оценки.

VII

Слайд №10

А сейчас я попрошу вас ответить на несколько вопросов:

  • Какие ранее приобретенные знания тебе пригодились?
  • Какие новые знания ты приобрел(а)?
  • Какие достижения у тебя на сегодняшнем уроке?

Фрагмент из фильма, на фоне музыки учитель продолжает:
Закончить урок я бы хотела припевом из песни:

Площадей твоих гул
Не забыть никогда,
Барнаул, Барнаул,
Ты со мною всегда.

Приложение 2 (задачи о барнауле)

* Полную версию Приложения 1 можно получить у автора статьи.