Коррекционно-развивающее занятие "Наши имена"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Отработка моделей коммуникативного общения;
  • Воспитание нравственности и развития творческого интереса учащихся к самим себе и окружающим их людям;
  • Коррекция мышления на основе упражнений в установлении аналитико-синтетической связи.

Материал и оборудование:
Набор разрезных картинок «Сложи пословицу», макет цветка «Ромашка», наглядный материал (плакаты: «Впиши имя», «Образуй новое слово», «Вычисли своё число», «Найди имя в предложении»).

Музыкальное оформление. Аудиозапись песни «Позови меня тихо по имени», фонограмма песни «Саша + Даша».

1. Мотивация.

Наше коррекционное занятие мы начнём с ответа на простой вопрос: «Чем один человек отличается от другого на примере нашего класса?» Внимательно посмотрите друг на друга и скажите: «Чем вы отличаетесь друг от друга»? (ответы детей)
Есть ещё одно отличие, его вы узнаете, отгадав загадку.

 «Тебе дано, а люди пользуются». (Имя)
Сегодня мы поговорим об именах. Мы живём в мире имён. Недаром ещё Гомер в своей «Одиссее» писал:

Между живущих людей безымянным
Никто не бывает,
Вовсе, в минуту рождения каждый
И низкий и знатный
Имя своё от родителей в сладостный
Дар получает.

Сейчас нам трудно представить, что может быть человек без личного имени. А когда-то, в бесконечно далёком прошлом не существовало разделения на имена собственные и нарицательные. Различие появилось постепенно, на протяжении, может быть, тысячелетий, незаметно для говорящих. Имя раньше давали в церкви при крещении ребёнка. День памяти святого считался именинами человека, названного в его честь.

Был в старину такой обычай
Несли младенца в церковь
Там в страницы святцев пальцем тыча
Тот имена давал по дням
Коль ты родился в день Ефима
То назван именем таким
Но если в день Иеронима,
То хошь, не хошь - Иероним.
(М.Владимиров)

Шло время. Одни имена возникали, другие изменялись, а третьи совсем исчезали. Много лет назад к нам пришло много новых имён, в основном из греческого языка.

2. Введение в тему.
Что означают наши имена?

1. Сегодня мы поговорим о том, что означают наши имена, зачем человеку нужно имя, какие имена часто употребимые.
2. Вот они – наши имена. (Поют дети на мотив песни «Саша + Даша»)

Есть у всех вещей названье
У людей есть имена
Их дают всем со дня рожденья
Ведь статистика важна.

В седьмом классе нашем
Есть паренёк Саша,
Ещё два Дениса, Сергей и Антон.
Тимур, Инна, Галя,
Петрухина Таня,
Владимир Сергеич
И Нейфейдт Диман.

3. Итак, что же они обозначают и откуда к нам пришли?
(Дети срывают лепестки от ромашки и объясняют).

Александр – древнегреческое «защитник людей». Стало особенно частым после победы Александра Невского над немецкими рыцарями.
Антон - от древнеримского «вступающий в бой»
Владимир – это имя состоит из двух корней: Влад (владеть) и «мир», то есть «владеющий миром».
Денис – в мифологии Древней Греции «Дионис» - бог природы и вина. Имя чаще всего ассоциируется с героем Отечественной войны 1812 года Денисом Давыдовым.
Дима, Дмитрий – образовано от греческого слова, что означает посвящённый «Деметре» - богине земледелия и плодородия.
Сергей – от римского Сергиус – что означает «высокий, высокочтимый».
Тимур - железный.
Татьяна – имя греческого происхождения, тат, что значит устанавливать, предписывать или производное от латинского Татиус – имя легендарного сабинского царя. Татьяна – самое счастливое русское имя.
Галина – тишина, спокойствие.
Инна – полноводная.

3.Основной этап.
Нравятся ли вам ваши имена?

  • Тебе нравится твоё имя? Почему? Хотел бы, чтобы тебя назвали по-другому? Как?
  • Почему тебя так назвали? В честь кого? (учащиеся высказывают своё мнение)
  • Зачем человеку имя?

1. Главное предназначение имён – отличать одного человека от других.
Что же всё – таки имя? Как утверждают нумерологии и астрологи: имя – это число, только зашифрованное. Число имён легко рассчитать, пользуясь таблицей.

Рассмотрим, как пользоваться таблицей на примере Лена.
4+6+6+1=17
1+7=8
(Индивидуальная работа, упражнение на коррекцию внимания)

Как ладят числа друг с другом, вы можете узнать из специальной таблицы. Если числа совпадают, эти имена «дружат», в гармонии со всеми находится число «5». (см. приложение №1)

2. Как вы знаете, имена бывают мужские, бывают женские, а бывают такие, которые подходят и тем и другим.

Задание: рассмотрите рисунок. ( Упражнение на коррекцию мышления на основе упражнений в классификации)

Найдите закономерность в расположении имён.
А теперь внесите в него имена Володя, Валя, Оля, пользуясь тем же принципом. (Цвет)
(Приведите свои примеры)

3. Релаксация.
Звучит тихая музыка. Под музыку ученик читает стихотворение Пушкина А.С. «Что в имени тебе моём?» (см. приложение №2)

4. У каждого человека есть имя. Оно дано ему с рождения, и он носит его всю жизнь. Но случается и так, что самого человека – то никогда не было, а имя его живёт. Например, каждый слышал о непослушном мальчике Иванушке и его сестрице Алёнушке. А ведь на самом деле их не существовало.

Задание: По подсказкам назовите имена других, несуществующих людей.(Упражнение на коррекцию памяти на основе упражнений в запоминании и классификации, индивидуальная работа)

  1. Обладательница цветика – семицветика. (Женя)
  2. Кому повезло поймать волшебную щуку? (Емеля)
  3. герой русских народных сказок по прозвищу Дурачок? (Иванушка)
  4. Былинный герой из города Мурома? (Илья)
  5. Кто нашёл в хрустальном гробу свою невесту? (Елисей)

А теперь запомните эти имена: Женя, Илья, Емеля, Елисей, Иванушка. По памяти заполните клетки таблицы этими именами.

1. А что делать, если например, в коллективе несколько одинаковых имён? Как к ним обратиться?
Давайте потренируемся, как назовём девочек.
 Игра «Назовите ласково».
 (На примере имени Таня). (Коррекция речи на основе упражнений в словообразовании имён).
(Таня, Татьяна, Танюша, Танечка, Танюшка, Татьянушка,….).
Ученик читает стихотворение «Восемь Тань» З.Александровой.(см. приложение №3)

2. Имя человека – это самый, самый сладостный
и самый важный звук на любом языке.
(Д.Корнеги).

Следующее задание: «Найдите спрятанные имена».(коррекция внимания на основе аналитико-синтетической деятельности)

  1. Принесите кофе дяде. (Федя)
  2. Где лежат бигуди мамы? (Дима)
  3. Я рисую радугу. (Юра)
  4. Зашёл баран на поле гороха и остановился. (Анна, Егор).

3. Игра «Вставь имя»
Вставь женское имя так, чтобы получилось слово.
(коррекция мышления на основе упражнения в образовании новых слов)

(ответы: поляна, корзина, черника, картина, малина, ежевика, ванна, гроза).

4. Жизнь человека на Земле не бесконечна. Но некоторые люди за свою жизнь успевают сделать так много полезного для других, что их постоянно вспоминают с благодарностью и уважением. В их честь называют города и улицы. Бывает, самого человека уже нет, а имя его живёт. (Приведите примеры)

Как называются люди, имеющие одинаковые имена? (Тёзки)

Назовите как можно больше знаменитых людей прошлого и настоящего, с именем Александр. (Коррекция памяти)

  • Пушкин
  • Невский
  • Македонский
  • Розенбаум
  • Карлин
  • Серов
  • Абдулов
  • Буйнов

4.Заключение.

Итоги школьного социологического исследования.

Наши девочки провели небольшое социологическое исследование. Они выяснили, какие имена носят девочки и мальчики нашей школы, какие имена занимают по частоте употребления первое, второе, третье и т.д. места. Познакомимся с этой информацией.

Всего в нашей школе 79 мальчиков.

На первом месте имя – Вова(6 ч)
На втором месте имя – Денис и Саша(5 ч)
На третьем месте имя – Анатолий(4 ч)

У нас три Вани, Серёжи, Димы, Олега, Алёши.

Два Вадима, Руслана, Максима, Николая, Павла, Антона, Васи, Вити, Славы, Стаса.

Есть имя Артем, Данил, Матвей, Эдик, Юра, Виталя, Тимур, Андрей, Боря, Георгий, Мурат, Валера, Миша, Влад.

Всего в нашей школе 40 девочек.

На первом месте имя – Наташа(4 ч)
На втором месте имя – Таня(3 ч)

У нас две Оли, Гали, Ани, Яны, Марины, Лены, Алены.

Есть имя Лиза, Вика, Снежана, Ира, Света, Инна, Маша, Оксана, Анжела, Лида, Юля,Алия, Анара, Карина, Кристина, Влада, Алла,Надя,Тавифа.

5.Итог.

Наука изучающая имена – ономастика. Имя, безусловно, влияет на личность, предопределяя его психологические характеристики. Однако люди оценивают Вас не по Вашему имени, а по Вашим делам и поступкам.
Собери поговорку и объясни смысл. (Работа в парах, коррекция зрительного восприятия на основе упражнений на внимание).

Не имя красит человека, а человек имя.

Какие имена бы мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на Земле. Я думаю, что каждый из нас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем – то хорошим, добрым, светлым. Об этом думали и мечтали разные люди в разные времена.

Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определённая личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.
Наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями и знакомыми. Наше имя связывает нас с нашей малой и большой Родиной.

(Звучит аудиозапись песни «Позови меня тихо по имени»)

Приложение 4