Вначале урока учащиеся самостоятельно формулируют цели урока, исходя из темы урока.
Цель урока:
- Повторить и систематизировать знания по теме: Проценты.
- Показать важность и необходимость применения математики в семье.
Задачи урока:
- Конкретизировать и применять в практических задачах основные знания, умения и навыки по теме: Проценты.
- Формировать основные учебные компетенции: учебная, коммуникативная, личностная.
- Формировать правильное поведение в семье и отношения в будущей семейной жизни.
- Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, выступать перед аудиторией.
- Развивать творческие способности, активизировать интерес к математике.
План урока:
1.Формулировка темы, цели, задач урока. Вступительная часть.
2.Обсуждение домашнего задания, повторение теории.
3.Фронтальная устная работа по учебнику.
4.Математичесикй диктант. Работа в парах.
5.Физкультпауза.
6.Самостоятельная работа в группах с последующим обсуждением.
7.Рефлексия.
8.Подведение итогов. Релаксация.
Ход урока
1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
2008 год – год семьи.
Семья – опора и основа государства. В семье закладываются основы нравственного воспитания, культурно – духовного развития, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность.
Целью Года семьи является возрождение авторитета российской семьи, укрепление базовых семейных ценностей и традиций.
Наш урок посвящен году семьи. Этот проект мы готовили вместе с вами.
120 учащихся принимали участие в творческом конкурсе задач «Семейная математика», самые интересные из них мы сегодня рассмотрим.
2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ, ПОВТОРЕНИЕ ТЕОРИИ:
- Что называют процентом числа (величины)?
- Как найти р % от числа А?
- Как найти число А по р %?
- Как найти сколько процентов первое число А составляет от второго числа В?
В это время на доске появляются 4 карточки (приготовленные заранее):
1. 1%=1/100
2. р % от А это р : 100 х А
3. А по р % это 100 : р х А
4.число А составляет от В это А : В х 100
3. ФРОНТАЛЬНАЯ УСТНАЯ РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ
«Арифметика-6» С.М.Никольского:
стр. №24. №№93, 95(а), 97, 98.
№93
Назовите проценты в виде дроби: 1%, 5%, 70%, 100%, 120%, 150%, 200%, 1020%.
№95(а)
Назовите дроби в виде процентов:1/100, 3/100, 5/100, 10/100, 1/10, 1/20.
№97
Назовите 1% от 1 метра, 1 центнера, 1 килограмма.
№98
Назовите 5%, 17%, 23 % от 1 метра, 1 центнера, 1 килограмма.
ЗАПОМНИ: 1/100=1%, 10/100=1/10=10%, 1/5=20%, 1/4=25%, 1/2=50%, 3/4=75%, 100/100=1/1=100% (заранее запись на доске).
4. МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. РАБОТА В ПАРАХ.
Два ученика работают у доски, остальные учащиеся на своих местах.
1. Запишите проценты в виде дроби: 10%, 20%, 75%, 150%.
2.Запишите дробь в виде процентов: 1/20, 1/5, 1/4, 1/2, 1/1.
3.Вычислите 50% от 400, 10% от 20, 25% от 16, 75% от 8.
4.Найдите число, 1% которого 3, 10% которого 40, 50% которого 250.
5.Сколько процентов число 50 составляет от числа 200?
6.Сколько процентов число 200 составляет от числа 50?
- Учащиеся меняются тетрадями,
- учащиеся у доски меняются местами,
- идет взаимопроверка выполненной работы,
- взаимооценка диктанта,
- подведение итогов диктанта.
ОТВЕТЫ:
1. 1/10, 1/5, 3/4, 1 ½.
2. 5%, 20%, 25%, 50%, 100%.
3. 200, 2, 4, 6.
4. 300, 400, 500.
5. 25%.
6. 400%.
5. ФИЗКУЛЬТПАУЗА.
Моя семья (поочередное сгибание пальцев, начиная с большого)
Этот пальчик - дедушка, Раз, два, три, четыре, пять -
Этот пальчик - бабушка, Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик - папочка, Раз, два, три, четыре, пять -
Этот пальчик - мамочка. В домик спрятались опять.
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ГРУППАХ (5 минут).
ГРУППА 1:
Определить какая сумма лежала на вкладе «Семейный» в банке, если доход в размере 6 %, начисленный на нее, составил 720 рублей?
Решение: 720:6х100=12000 руб.
ГРУППА 2:
Папа купил телевизор в кредит, уплатил первый взнос 1500 руб., остальные 75% стоимости телевизора он должен уплатить в следующие 6 месяцев равными частями. Сколько стоит телевизор? Какую сумму папа будет выплачивать каждый месяц?
Решение:
1.1500х100:25=6000 руб. стоит телевизор.
2.(6000-1500):6=750 руб. папа будет выплачивать каждый месяц.
ГРУППА 3:
Зарплата мамы в этом месяце увеличилась на 10% и составила 9900рублей.
Какова была зарплата мамы в прошлом месяце?
Решение: 9900х100:110=9000 руб.
ГРУППА 4:
Дружная семья – мама, папа, брат и я отправилась в магазин за покупками. Было у нас - 5000 рублей, 50% всей суммы потратили на обувь детям, а 40% остатка израсходовали на продукты. Сколько денег осталось?
Решение:
1.5000:2=2500 руб. стоит обувь.
2.5000-2500=2500 руб. остаток.
3.40х2500:100=1000 руб. стоят продукты.
4.2500-1000=1500 руб. осталось.
ГРУППА 5:
За хорошую учебу своего сына мама с папой решили купить ему новый компьютер. Первоначальная стоимость компьютера составляла 20 000 руб.
Семье повезло дважды: воскресная скидка 5% и новогоднее предложение – скидка 10%. Определите цену товара после двух понижений сначала на 5%, а потом на 10%.
Решение:
1.20 000:100х5=1000руб. составляют 5%.
2.20 000-1000=19 000руб. цена после первой скидки.
3.19 000:10=1900 руб. составляют 10%.
4.19 000-1900=17 100руб. цена товара после двух понижений.
ГРУППА 6:
Туристическая семья отправилась на легковой машине в путешествие по маршруту Архангельск - Москва - Сочи. В первый день они проехали 35 % всего пути, во второй – 40% всего пути, а в третий день они проехали остаток пути – 650км. Сколько км. составляет маршрут в одну сторону?
Решение:
1.100-(35+40)=25 % пути в третий день.
2.650х100:25=2600 км. продолжительность маршрута.
ГРУППА 7:
Построить круговую диаграмму «Расходы семьи за месяц», если известно, что:
- Квартплата и коммунальные платежи составляют - 5000руб.
- На питание тратится - 10 000 руб.
- На проезд в общественном транспорте расходуется - 2000 руб.
- На одежду, обувь в среднем тратится - 4000 руб.
- На прочие покупки - 3000 руб.
Каков бюджет этой семьи?
Решение:
5000+10 000+2000+4000+3000=24 000 руб. бюджет семьи, кратко - 24
360:24=15 градусов составляет 1000 руб.
5х15=75 град. квартплата
10х15=150 град. питание
2х15=30 град. проезд
4х15=60 град. одежда, обувь
3х15=45 град. прочее
Рассматриваются и анализируются решения задач каждой группы.
7. РЕФЛЕКСИЯ
Продолжите фразу
Сегодня на уроке …
Теперь я знаю …
Мне на уроке …
8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕЛАКСАЦИЯ.
Активно на уроке работали …,
старались …,
жду большей активности, точности от …
Спасибо всем за работу.
РЕБЕНОК УЧИТСЯ ТОМУ, ЧТО ВИДИТ У СЕБЯ В ДОМУ.
РОДИТЕЛИ – ПРИМЕР ТОМУ!