Тип урока: изучение нового материала
Цель:
- Формирование представления о оптических явлениях в атмосфере
Задачи:
- Проверить знания по теме “Климат”;
- Развивать мыслительную деятельность учащихся;
- Познакомиться с различными оптическими явлениями в атмосфере: радуга, миражи, гало, полярное сияние, молния и огни святого Эльма, и причинами, которые их вызывают;
- Формировать коммуникативные навыки через работу в группе и навык публичного выступления.
Оборудование: УМК “Сфера”, компьютерный класс, мультимедийное оборудование, карточки с заданиями, географический лабиринт, карточки-слова (радуга, “Огни Святого Эльма”, молния, туман, миражи, венцы, гало, полярное сияние).
Ход урока:
Этапы занятия, время в мин. |
Деятельность |
Средства обучения |
|
Учителя |
Ученика |
||
Оргмомент 1 мин. |
Психологический настрой на работу | ||
Проверка и закрепление знаний по теме
“Климат” 10 мин. |
Делит класс на две группы. Часть детей
выполняет тест на компьютере. С остальными проверяет домашнюю работу в тетрадях-тренажерах и задает уточняющие вопросы по необходимости. Ставит оценки за тест и домашнюю работу (по усмотрению учителя). |
CD-диск, компьютер, тест с.105 Т-Т. с.65, з.6, с.75, з.12 |
|
Актуализация знаний и целеполагание 5 мин. |
Показывает различные явления природы,
происходящие в атмосфере: ураган, ветер, снег,
радугу, полярное сияние и т.п. Задает вопросы:
|
Отвечают на вопросы учителя | Медиопроектор Рисунки природных явлений, происходящих в атмосфере (с CD-диска). |
Предлагает определить тему урока, решив географический лабиринт (прилож. 1) | Решают географический лабиринт. Записывают тему урока в тетрадь |
Географический лабиринт | |
Изучение нового материала 15 мин. |
Что известно вам о оптических явлениях?
Тема “Оптика” будет изучаться Вами на уроках
физики в 8 классе. Сегодня мы лишь познакомимся с
оптическими явлениями, которые происходят в
атмосфере. Ребята, я хочу Вам показать фотографии этих оптических явлений, но они открываются только после того, как о них расскажут. |
||
Учитель делит класс на группы и контролирует работу в группах. У каждого учащегося листочек с определениями оптических явлений (прилож. 2). Для быстроты выполнения работы лучше дать 2-3 понятия на группу. | Работают в группах с текстом учебника или с CD-диском и готовят рассказ-объяснение о своих оптических явлениях. | Учебник с.106-107 CD-диск, установленный на компьютеры для учащихся. |
|
Демонстрирует оптическое явление. Контролирует выступление группы и работу класса. | Рассказывают о оптическом явлении, дополняют друг друга. Задают уточняющие вопросы и делают записи на листочках. | CD-диск, медиооборудование | |
Закрепление изученного материала 10-15 мин. |
Внимательно посмотрите на доску. Здесь название атмосферных явлений: радуга, “Огни Святого Эльма”, молния, туман, миражи, венцы, гало, полярное сияние. Определите лишнее явление и почему? | Все вместе определяют лишнее явление (туман, не оптическое явление). | Карточки. (Если есть интерактивная доска, можно написать слова на доска) |
Разделите эти оптические явления на две группы, объясните свой выбор. | Двое учащихся у доски делят на группы и объясняют свой выбор. Класс проверяет и если необходимо поправляет. | ||
Что ж Вы хорошо справились со всеми
заданиями, остается закрепить пройденный
материал. Организует работу с тетрадью-тренажером |
Выполняют самостоятельно в тетради-тренажере задания. | Тетрадь-тренажер с.62 з.3, с.70 з.11 | |
Домашнее задание 1 мин. |
Проверяет запись домашнего задания | Записывают задание с доски | Учебник стр.106-107. Найти описание оптических явлений в литературе. |