Пояснительная записка
Программа элективного курса составлена для 10 (11) класса гуманитарного или социально-гуманитарного профиля. Курс является предметно-ориентированным, поддерживающим профиль.
Программы по истории в профильной старшей школе предполагают работу с историческими версиями и оценками. Государственный стандарт среди прочих называет и такие цели изучения истории на профильном уровне, как “умение выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности”. А среди требований к уровню подготовки выпускников – “знать важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу; уметь различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории”. В части С ЕГЭ по истории также имеются задания историографической направленности и, как утверждают разработчики контрольно-измерительных материалов, их количество будет увеличиваться. То есть ученики старшей школы, выбравшие гуманитарный профиль, должны иметь устойчивые умения работы с историографическими оценками.
Цель программы – познакомить учащихся с основами и особенностями историографии, привить умения работать с историографическими оценками.
Задачи программы:
- познакомить учащихся с особенностями историографии как науки;
- рассмотреть основные школы и концепции в исторической науке;
- проследить эволюцию русской исторической науки;
- познакомить с известными русскими и светскими историками, их взглядами на русскую историю;
- отработать умения анализа историографических оценок;
- развивать навыки самостоятельного поиска и работы с различными источниками информации;
- развивать умения определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
Особенность программы состоит в том, что она носит деятельностный, практико-ориентированный характер. Ученики в процессе практической деятельности осваивают основы историографии.
Программа состоит из трех частей.
Первая часть – Вводная (теоретическая). Знакомство с особенностями историографии, историей русской исторической науки, выдающимися историками России, историософией.
Вторая часть – Практическая. Рассмотрение нескольких дискуссионных проблем русской истории с позиций различных историков, составление историографических версий. Темы могут быть заменены учителем с учетом имеющихся материалов у учителя, подготовленности класса и образовательной необходимости (предложенный вариант ориентирован на программу курса истории России в 10 классе). Количество тем и время на их изучение может быть уменьшено или увеличено.
Третья часть – самостоятельная работа. Подготовка и защита проектов. Темы проектов лучше выбрать в начале изучения курса и тогда подготовка к ним будет идти на протяжении всего курса. Но наиболее интенсивная она в конце, когда уже изучена теория и имеются навыки практической работы.
Содержание программы
Введение. Историография как наука. Основные концепции исторической науки. История русской исторической науки. Величайшие русские историки. Историческая наука в советское время. Российские историки ХХ века. Историософия.
Дискуссионные проблемы русской истории.
“Призвание варягов” в русской историографии.
Русь и Орда: традиционная версия и теория Н.Гумилева.
Александр Невский: выбор между Востоком и Западом (оценка историков).
Поход Ивана III на Новгород: московская и новгородская версии.
Оценка личности и эпохи Ивана Грозного в русской историографии.
Петр I: оценка историками личности и преобразований.
Индивидуальная работа над проектами. Защита проектов.
Курс рассчитан на 34 часа, один час в неделю на изучение в 10 или 11 классе. Количество часов может быть уменьшено. Также курс может быть использован для предпрофильной подготовки в 9 классе.
Межпредметные связи: тесная связь с историей (темы уроков-практикумов совпадают с содержанием программы истории России в 10 классе) и с обществознанием (темы о концепциях исторического развития, русских историках).
Региональный компонент: несколько тем программы (примерно треть) являются специфическими новгородскими: Новгородская республика, Александр Невский и Новгород, поход Ивана III на Новгород, Новгород и Смута.
Тематическое планирование
№ темы |
Название темы урока, форма урока |
Количество часов |
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13
14 15 |
Часть 1. Введение Наука историография Основные теории исторической науки История русской исторической науки Величайшие русские историки Историческая наука в советское время Российские историки ХХ века (урок сообщений учащихся) Историософия Часть 2. Уроки-практикумы. “Призвание варягов” в русской историографии Русь и Орда. Традиционная версия и теория Л.Н.Гумилева Александр Невский: выбор между Востоком и Западом (оценка историков) Поход Ивана III на Новгород: московская и новгородская версии Оценка личности и эпохи Ивана Грозного в русской историографии Петр I: оценка личности и преобразований русскими историками Часть 3. Защита проектов. Индивидуальная работа над проектами Защита проектов (урок-конференция) |
1 1 1 2 1 1 1
2 4 2 2 4 4
6 2 |
Всего – 34 часа
Темы проектов
1. Историки о происхождении названия “Русь”.
2. Споры об образовании русского государства.
3. Ярослав Мудрый в оценке историков.
4. Крещение Руси в оценке историков.
5. Значение периода раздробленности для Руси, по мнению русских историков.
6. Русь и орда (Князья и татары) в оценке русских историков.
7. Дмитрий Донской в русской историографии.
8. Присоединение Новгорода в оценке историков.
9. Новгородская республика (оценка историков).
10. Иван Калита: исторический портрет.
11. Иван III: оценка деятельности.
12. Опричнина: оценка историками.
13. Причины смуты в русской историографии.
14. Оценка Петра I историками.
15. Значение женщин в русской истории, по мнению русских историков.
16. Б. Годунов и царевич Дмитрий: было ли убийство?
17. М.В.Скопин-Шуйский – неизвестный герой земли Новгородской.
18. Иван Сусанин: миф или реальность?
19. С.М.Соловьев и В.О.Ключевский: разные взгляды на русскую историю.
20. Труды Н.М.Карамзина с точки зрения современной исторической науки.
Критерии оценки работ учащихся:
- прочтение трудов историков по выбранной теме;
- соотнесение и анализ противоположных точек зрения на проблему;
- наличие собственных выводов, мыслей по проблеме;
- связное изложение в письменном виде;
- качественное представление работы перед аудиторией.
Литература к программе
Богданов В. Историческая наука и ее особенности // История и обществознание для школьников. 2004 г. №4 с.40-46
Брандт М. История и исторический процесс // История и обществознание для школьников. 2004 г. №4 с.48-54
Коломийцев В. В поисках смысла истории // История 1999 г. 313 с.14-16
Коломийцев В. Методология истории (краткий очерк становления и развития) // история 1998 г. №34 с.7-9
Сиземская И. Историософия в России // История 2000 г. №36-37
Панарин А. Введение в философию истории // История 1999 г. №13 с.14
Литвинов А. Российская историография большого террора // история 1999 г. №33 с.11-13
Ключевский В.О. Русская история (любое издание).
Карамзин Н.М. История Государства Российского (любое издание).
Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей (любое издание).
Соловьев С.М. История России с древнейших времен (любое издание).
Скрынников Р. Иван Грозный М., “Москва”, 2001
Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., “Москва”, 2000
Гумилев Л.Н. От Руси до России М., “Айрис-Пресс”, 2004
Головатенко А. Русь, Запад и Восток в XIII – XVI в.в. Материалы к урокам в старших классах. М., “Школа-Пресс”, 1999
Хрестоматия по истории России Том 1. С древнейших времен до конца XVII века М., “Международные отношения”, 1994