Цели урока:
- Обучающие цели:
- обеспечить усвоение учащимися особенностей правописания местоимений с предлогами.
- совершенствовать орфографические навыки. - Развивающие цели:
- развивать интеллектуальные и практические умения детей;
- развивать умения выражать свои мысли в устной и письменной форме. - Воспитательные цели:
- воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки;
- воспитывать человека культуры, уважающего личность другого человека;
- воспитывать умение работать в группе, паре.
Ход урока.
1. Организационный момент. Выход на тему.
(На каждой парте стоит коробочка. Под крышкой - буква эн)
Ребята сидят группами (три уровня развития)
- Вас ждет сюрприз. Откройте крышку коробочки.
- Что вы увидели? Что нас ожидало? (буква эн) слайд
- Что вы можете о ней сказать? Дать характеристику. ( буква эн – обозначает звук Н - согласный, сонорный, мягкий, твердый в словах)
Эта буква наша гостья.
2. Проблемная ситуация
А какую роль она будет играть на нашем уроке, мы должны сами раскрыть ее тайну.
У вас на парте лежит подсказка.
На сколько групп можно разделить данные слова? (две группы: местоимения , предлоги)
Учащимся III группы - подсказка.
- Найдите среди них одинаковые (родственные по написанию) слайд
- Что их объединяет? (местоимения 3го лица)
Остальные местоимения зачеркнуть.
- А теперь сформулируйте тему урока.
3. Объявление темы урока
Обоснуйте. (Правописание местоимений 3го лица с предлогами, в которых имеет место Н)
4. Чистописание.
Буква Н – гостья нашего урока. Порадуем ее. Прописать строчку букву Н в узоре.
5. Словарная работа. (по группам)
I группа
П…беда
Р…бота
Т…варищ
Ф…враль
Ур…жай
Б…р…г
Г…рой
II группа
Составить и записать словосочетания, преобразовав одно из существительных в прилагательное
- Победа – быстрота (быстрая)
- Работа – труд (трудная)
- Товарищ – вера (верный)
- Февраль – холод (холодный)
- Урожай – богатство (богатый)
- Берег – камень (каменистый)
- Герой – храбрость (храбрый)
III группа
Найдите словарные слова в пословицах. Запишите в тетрадь.
- Где смелость, там и победа.
- Каков мастер, такова и работа.
- Сам пропадай, а товарища выручай.
- Мороз и метели под февраль налетели.
- Хороший снежок урожай сбережет.
- Тихая вода подмывает берега.
- Кто за правду горой, тот истинный герой.
Проверка на экране: победа, работа, товарищ, февраль, урожай, берег, герой. слайд
6. Объяснение нового материала.
- Раскройте наш сюрприз.
- Что же вы заметили? (на букве -названия падежей)
- Как вы думаете, какое задание просит буква ЭН нас выполнить?
Кто? Кого? Кому? Кого? Кем? О ком? |
Он, она, они Его, ее, их Ему, ей, им Его, ее, их Им, ею, ими О нем, о ней, о них |
Кто? У кого? К кому? На кого? С кем? О ком? |
Он, она, они У него, у нее, у них К нему, к ней, к ним На него, на нее, на них С ним, с ней, с ними О нем, о ней, о них |
(у каждой группы)
- Что общего в обеих частях? (склоняются мест. 3го лица, он, она, они)
- Чем отличаются вопросы первой части от вопросов второй части? ( в первой части предлог в вопросе П. падежа, во второй – предлог, во всех падежах, кроме И)
- Что изменилось в местоимении 3го лица с появлением предлогов в падежных вопросах? (появилась буква Н)
- Сделайте вывод: когда в местоимениях 3го лица пишется ЭН? (после предлогов в начале местоимений 3-его лица)
7. Физминутка
Учащиеся одной группы называют предлог или местоимение. Учащиеся класса выполняют движения.
8. Закрепление
1. Задание выполняется коллективно. (карточку с падежами свернуть на 2 половинки)
- Глядя на первую часть таблицы. Напишите местоимения 3го лица: он, она, они с предлогами, группируя их по падежам и выделяя орфограмму.
2. Устно «Ты - редактор» слайд
- Заменить выделенные существительные местоимением.
Лиса
Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле редко лисе это удается. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.
- Для чего нам нужно это знать? (писать правильно сочинение)
- Назовите местоимение с предлогом.(у нее)Объясните правописание.
3. Работа по группам.
I группа
Прочитайте. Напишите предложения, ориентируясь на таблицу. Раскройте скобки. Вставьте пропущенные буквы.
- Через несколько ч…сов (у) … его (на) коже по…вляются бугорки.
- Потом (из) … их выходят мя…кие иголоч…ки.
- Рождается ежонок совсем гла…ким и голеньким.
- Постепенно они тв…рдеют и ст…новятся грозными к…люч…ками.
№ предлож. |
Местоимения 3го лица |
||
Ед.ч. Р.п. |
Мн.ч. Р.п. |
Ед.ч. И.п. |
|
1 |
+ |
- |
- |
2 |
- |
+ |
- |
3 |
- |
- |
- |
4 |
- |
- |
+ |
II группа
Продолжите начатые строчки, подбирая словосочетания, состоящие из глаголов и местоимений с предлогами, не менее чем по трем признакам одновременно.
- местоимения 3го лица
- предлог пишется отдельно
- местоимение после предлога начинается с буквы Н
Подчеркните орфограмму. Определите падеж.
- Взял у него, …………………………
- Общался с ней,………………………
- Говорили о нем,……………………..
- Шли к нему………………………….
III группа
Рассмотрите таблицу
Местоимение |
Предлоги |
||||
в |
за |
к |
о |
от |
|
Он |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Она |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
они |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
- Напишите в строчку местоимения с предлогами, ориентируясь на следующие цифры.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
10 |
9 |
8 |
7 |
6 |
|
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
- Подчеркните орфограммы
В нем, за ним, к нему, о нем, от него
От нее, о ней, к ней, за ней, в ней,
В них, за ними, к ним, о них, от них
9. Итог урока
Игра « Аукцион»(учитель называет местоимение, задача ученика: дать характеристику этого местоимения)
10. Домашнее задание.
I группа –составить и записать в тетрадь словосочетания, используя местоимение 3 –его лица
II – предложения
III – рассказ составить.