Урок русского языка в 4-м классе по теме "Раздельное написание местоимений 3-го лица с предлогами"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Обучающие цели:
    - обеспечить усвоение учащимися особенностей правописания местоимений с предлогами.
    - совершенствовать орфографические навыки.
  2. Развивающие цели:
    - развивать интеллектуальные и практические умения детей;
    - развивать умения выражать свои мысли в устной и письменной форме.
  3. Воспитательные цели:
    - воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки;
    - воспитывать человека культуры, уважающего личность другого человека;
    - воспитывать умение работать в группе, паре.

Ход урока.

слайд

1. Организационный момент. Выход на тему.

(На каждой парте стоит коробочка. Под крышкой - буква эн)

Ребята сидят группами (три уровня развития)

- Вас ждет сюрприз. Откройте крышку коробочки.

- Что вы увидели? Что нас ожидало? (буква эн) слайд

- Что вы можете о ней сказать? Дать характеристику. ( буква эн – обозначает звук Н - согласный, сонорный, мягкий, твердый в словах)

Эта буква наша гостья.

2. Проблемная ситуация

А какую роль она будет играть на нашем уроке, мы должны сами раскрыть ее тайну.

У вас на парте лежит подсказка.

На сколько групп можно разделить данные слова? (две группы: местоимения , предлоги)

Учащимся III группы - подсказка.

 - Найдите среди них одинаковые (родственные по написанию) слайд

- Что их объединяет? (местоимения 3го лица)

Остальные местоимения зачеркнуть.

- А теперь сформулируйте тему урока.

3. Объявление темы урока

Обоснуйте. (Правописание местоимений 3го лица с предлогами, в которых имеет место Н)

4. Чистописание.

Буква Н – гостья нашего урока. Порадуем ее. Прописать строчку букву Н в узоре.

5. Словарная работа. (по группам)

I группа

П…беда
Р…бота
Т…варищ
Ф…враль
Ур…жай
Б…р…г
Г…рой

II группа

Составить и записать словосочетания, преобразовав одно из существительных в прилагательное

  • Победа – быстрота (быстрая)
  • Работа – труд (трудная)
  • Товарищ – вера (верный)
  • Февраль – холод (холодный)
  • Урожай – богатство (богатый)
  • Берег – камень (каменистый)
  • Герой – храбрость (храбрый)

III группа

Найдите словарные слова в пословицах. Запишите в тетрадь.

  1. Где смелость, там и победа.
  2. Каков мастер, такова и работа.
  3. Сам пропадай, а товарища выручай.
  4. Мороз и метели под февраль налетели.
  5. Хороший снежок урожай сбережет.
  6. Тихая вода подмывает берега.
  7. Кто за правду горой, тот истинный герой.

Проверка на экране: победа, работа, товарищ, февраль, урожай, берег, герой. слайд

6. Объяснение нового материала.

- Раскройте наш сюрприз.

- Что же вы заметили? (на букве -названия падежей)

- Как вы думаете, какое задание просит буква ЭН нас выполнить?

Кто?

Кого?

Кому?

Кого?

Кем?

О ком?

Он, она, они

Его, ее, их

Ему, ей, им

Его, ее, их

Им, ею, ими

О нем, о ней, о них

Кто?

У кого?

К кому?

На кого?

С кем?

О ком?

Он, она, они

У него, у нее, у них

К нему, к ней, к ним

На него, на нее, на них

С ним, с ней, с ними

О нем, о ней, о них

(у каждой группы)

- Что общего в обеих частях? (склоняются мест. 3го лица, он, она, они)

- Чем отличаются вопросы первой части от вопросов второй части? ( в первой части предлог в вопросе П. падежа, во второй – предлог, во всех падежах, кроме И)

- Что изменилось в местоимении 3го лица с появлением предлогов в падежных вопросах? (появилась буква Н)

- Сделайте вывод: когда в местоимениях 3го лица пишется ЭН? (после предлогов в начале местоимений 3-его лица)

7. Физминутка

Учащиеся одной группы называют предлог или местоимение. Учащиеся класса выполняют движения.

8. Закрепление

1. Задание выполняется коллективно. (карточку с падежами свернуть на 2 половинки)

- Глядя на первую часть таблицы. Напишите местоимения 3го лица: он, она, они с предлогами, группируя их по падежам и выделяя орфограмму.

2. Устно «Ты - редактор» слайд

- Заменить выделенные существительные местоимением.

Лиса

Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле редко лисе это удается. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.

- Для чего нам нужно это знать? (писать правильно сочинение)

- Назовите местоимение с предлогом.(у нее)Объясните правописание.

3. Работа по группам.

I группа

Прочитайте. Напишите предложения, ориентируясь на таблицу. Раскройте скобки. Вставьте пропущенные буквы.

  1. Через несколько ч…сов (у) … его (на) коже по…вляются бугорки.
  2. Потом (из) … их выходят мя…кие иголоч…ки.
  3. Рождается ежонок совсем гла…ким и голеньким.
  4. Постепенно они тв…рдеют и ст…новятся грозными к…люч…ками.

№ предлож.

Местоимения 3го лица

Ед.ч. Р.п.

Мн.ч. Р.п.

Ед.ч. И.п.

1

+

-

-

2

-

+

-

3

-

-

-

4

-

-

+

II группа

Продолжите начатые строчки, подбирая словосочетания, состоящие из глаголов и местоимений с предлогами, не менее чем по трем признакам одновременно.

  • местоимения 3го лица
  • предлог пишется отдельно
  • местоимение после предлога начинается с буквы Н

Подчеркните орфограмму. Определите падеж.

  • Взял у него, …………………………
  • Общался с ней,………………………
  • Говорили о нем,……………………..
  • Шли к нему………………………….

III группа

Рассмотрите таблицу

Местоимение

Предлоги

в

за

к

о

от

Он

1

2

3

4

5

Она

6

7

8

9

10

они

11

12

13

14

15

- Напишите в строчку местоимения с предлогами, ориентируясь на следующие цифры.

1

2

3

4

5

6

10

9

8

7

6

 

11

12

13

14

15

 

- Подчеркните орфограммы

В нем, за ним, к нему, о нем, от него
От нее, о ней, к ней, за ней, в ней,
В них, за ними, к ним, о них, от них

9. Итог урока

Игра « Аукцион»(учитель называет местоимение, задача ученика: дать характеристику этого местоимения)

10. Домашнее задание.

I группа –составить и записать в тетрадь словосочетания, используя местоимение 3 –его лица

II – предложения

III – рассказ составить.