ЦЕЛИ:
- познакомить детей с растениями и животными морей и океанов;
- учить детей пересказывать тексты, правильно владеть речью;
- развивать логическое мышление, внимание.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
II. Проверка знаний детей по теме: «Вода в природе»
Природоведческий диктант.
- Где встречается вода в природе?(Моря, океаны, реки, озёра)
- В каких трёх состояниях может быть вода?(Твёрдое, жидкое, газообразное)
- Что такое термометр?(Прибор для измерения температуры)
- При какой температуре закипает вода?(100оС)
- При какой температуре замерзает вода?(0оС)
- Растворяется ли в воде соль?(Да)
- Растворяется ли в воде песок?(Нет)
- С помощью чего можно очистить воду от песка?(Фильтр)
- Какие бывают облака?(Перистые, кучевые, слоистые)
- Что такое айсберг?(Ледяная гора)
- Что такое гейзер?(Природный фонтан, который возникает в районах вулканов)
- Какое озеро самое глубокое? (Озеро Байкал. Глубина более 1740 м)
- Какие реки Воронежской области вы знаете?(Дон, Усманка, Воронеж)
- Почему Воронеж назван «колыбелью русского флота»? (В 1696 г. начато строительство первых кораблей царём Петром I)
III. Работа по теме урока.
1. Рассказ учителя о жизни морских растений.
В северной части Японского моря в бухтах с прозрачной чистой водой на глубине 4-6 метров растут раскидистые кусты очень крупной породы саргассовой водоросли – до 3 м высотой.
Часто они прикрепляются к камням, раковинам моллюсков. В августе и сентябре они всплывают на поверхность моря, благодаря сотням и тысячам пузырьков на каждом кустике и увлекают на поверхность воды за собой моллюсков.
Гигантские, в десятки и даже сотни метров длиной, водоросли растут вдоль тихоокеанских берегов Южной и Северной Америки, у Аляски, Алеутских, Командорских и Курильских островов.
Многие водоросли являются ценным сырьём для пищевой (морская капуста) и химической промышленности. Из них добывают йод, агар-агар, ацетон, аммиак и другие вещества.
Гигантские водоросли, наматываясь на винты, замедляют движение кораблей и могут служить причиной аварий.
Часто между берегом и зарослями водорослей образуется, как за барьерным рифом, затишье, где во время шторма или сильной зыби, идущей со стороны открытого моря, бывает относительно спокойно. В этом затишье могут укрыться мелкие суда, сесть на воду самолёты. Кроме того, о заросли разбиваются волны. Водоросли действуют как волноломы.
Обширные подводные луга образованы морской травой высотой от 10-15 см до 2-3 м. Заросли морской травы служат убежищем или пастбищем множеству морских животных. Одни скрываются в норах между корневищами (травяной бычок Азовского и Чёрного морей); другие живут в грунте (черви, моллюски); третьи прячутся под листьями морской травы (скат – хвостокол, крабы, морские ежи, морские звёзды); четвёртые плавают среди травы или отдыхают, зацепившись за листья (морские коньки, креветки, морские иглы).
Обычно они имеют зеленую защитную окраску.
В тропических водах среди морской травы пасутся жвачные млекопитающие – ламантины.
2. Рассказы детей о животных морей и океанов.
а) Вводное слово учителя.
Живой мир морей и океанов очень разнообразен. Учёные считают, что жизнь на нашей планете возникла именно в мировом океане.
В настоящее время в морях и океанах обитает более 20 тысяч видов рыб и множество других морских животных.
- Каких морских животных знаете вы?
б) Рассказы детей об известных им морских животных.
3. Рассказ учителя об исследовании морских глубин.
а) Словарная работа. батискафы, батисферы,
иллюминаторы.
б) Чтение текста «Учёные выходят в море» стр.
166.
- Что такое батисфера?
- Что такое батискаф?
IV. Итог урока.
- В заключение урока мы разгадаем кроссворд и ещё раз вспомним жителей морей и океанов.
- Эти зубастые киты охотятся на морских котиков и тюленей. Иногда они целой стаей нападают на своих больших сородичей, норовя вырвать у беззащитных животных мягкий жирный язык.
- Эта птица не боится мороза. У неё чёрный сюртук и смешная походка. Эти птицы схожи с людьми, и поэтому они вызывают у нас симпатию.
- Эта рыба – самая страшная рыба. Она прожорливая и хищная. Некоторые из них могут перекусить человека пополам.
- У этого животного 8 или, иногда 10, тёмных «рук». Эти «руки» помогают ему хватать добычу.
- Это морское животное очень общительно и дружелюбно. Оно может подружиться с человеком. Это животное умное, способно к обучению.
- Этот кит живёт в полярных водах. Его возраст достигает 50-ти лет.
- Это - морское животное, но некоторые люди думают, что это – растение. Эти животные, умирая, образуют в море целые острова. Но, конечно, не сразу, а за несколько тысяч лет.
- Какое название лишнее?
(Пингвин)
- Почему?
(Пингвин - птица)
Молодцы, ребята. Сегодня вы хорошо работали на уроке. Я хочу сказать вам СПАСИБО - слово, которое получилось у нас при разгадывании кроссворда.
Спасибо за хорошую работу на уроке, спасибо за интересные рассказы.
V. Домашнее задание. Творческая работа. Подготовить интересные сообщения о жизни растений и животных морей и океанов.