Цель: воспитание чувства гордости за свою родину, знакомство с героическими страницами прошлого.
Задачи:
- показать нерасторжимую связь истории страны;
- пробудить познавательный интерес к истории государства в русской нации, её культуре;
- воспитание патриотизма, понимание и уважение к истории России.
Оборудование.
- Участники мероприятия с Георгиевскими ленточками.
- Сцена оформлена высказыванием об А.В. Суворове, портретом, геральдической символикой.
- Мероприятие сопровождается мультимедийным оборудованием.
План проведения мероприятия.
ВСТУПЛЕНИЕ .
- Звучит маршевая музыка конца 17 – начала 18 веков. – 5 минут.
- Звучит сигнал «Внимание!»
- Слово ученика.
- Слово учителя. – 2 минуты.
- Гимн России – 1 минута.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
Звучит сигнал «Внимание!»
Слово учителя. Сегодня мы открываем еще одну страницу героической летописи России. На долю нашего государства выпало много тяжелых и опасных войн. Не раз судьба ее зависела от мощи её вооруженных сил, от мужества её солдат, конечно, от умения и таланта её полководцев: Суворова, Нахимова, Кутузова, Жукова и других. Мы обязаны им не только знаменательными страницами нашей военной истории, но и тем престижем великой державы, который имеет Россия в наше время.
Ученик 1.
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда!
Звучит Гимн России на фоне флага России
Ученик 2.
«Не ходите на Русь!»-
Мономах обращался к соседям
«Не ходите на Русь!»-
Но враги наступали кроваво …
И тогда нам вручала родная страна
Вместе с грозным оружьем
Поля нашей славы,
Наших предков великих
Святые для нас имена.
Слайд 1. Портрет А.В. Суворова с датами жизни.
Ученик 3. А.В. Суворов – самый знаменитый в русской истории полководец. Родился 13 ноября 1730 года в почтенной дворянской семье потомственных военных.
«1742 года 22 октября по Указу Её императорского Величества господа штабные офицеры лейб-гвардии Семеновского полка приказали: недоросля Александра Суворова записать в полк солдатом, с обязательством на два года отпустить для прохождения указанных наук – арифметика, языки, тригонометрия, артиллерия, инженерия, латынь, язык и литература русские и иностранные».
Ученик 4. «Не ученик, не школяр – солдат! Изволь учиться, соблюдая строгую дисциплину. Не позволять себе никаких поблажек, закаляй себя постоянно. Солдату надлежит быть тверду, храбру, правдиву».
Таким он и был с самого начала солдатской службы. Само имя Суворова навсегда стало символом доблести и славы российского оружия.
Ученик 2.
От Волги и Дона до Савы, Моравы и Дравы.
Коврами цветов мы над пеплом покроем луга.
Могилы славян вознесутся курганами славы,
И пахаря плуг разровняет могилы врага.
Ученик 5. Семилетняя война сделала Суворова знаменитым. Из уст в уста передавались байки о суворовской находчивости, остроумии, смелости.
Он вернулся с семилетней войны генерал-майором , награжденный орденом Святой Анны и орденом Святого Георгия 3 степени.
Слайд 2, 3.
Ученик 6. В 1773 году, когда началась война с Турцией, Суворов со своим опытом понадобился в первую очередь. В турецкой компании, 1773-1775 годов произведен в генерал – поручики, награжден за успешное взятие Керчи и Азова орденом Святого Георгия 2 степени.
Ученик 2. Турецкий султан не мог смириться с потерей. В 1787 году началась новая война. В 1790 году военные действия переместились к Дунаю, оплотом турок была мощная крепость Измаил. Долгое время осада крепости была безуспешной. Все попытки штурма не давали результатов. Наступила зима. В ноябре 1790 года Суворов получил от Потемкина письмо: «Измаил остается гнездом неприятеля, и хотя сообщение прервано через флотилию, все равно он вяжет руки для предприятий дальнейших. Моя надежда на Бога и вашу храбрость. Поспеши мой милостивейший друг!».
Ученик 7. 25 ноября 1790 года Потемкин назначил командующим Суворова. Он прибыл к Измаилу 2 декабря, осмотрел укрепления и назначил на подготовку штурма 10 дней.
Войска непрерывно тренировались, для чего Суворов распорядился соорудить подобие измаильских укреплений.
Ученик 3.
Он под военною трубой
Был вскормлен, вспоен и воспитан.
И добрый барабанный бой
Не раз в бою им был испытан.
На неприступный Измаил
Ведя полки под вражьи клики,
Он барабанный бой ценил
Превыше всяческой музыки.
Ученик 7. В 3 часа ночи 11 декабря войска заняли исходное положение, а через два часа двинулись к стенам крепости. Штурм начался одновременно со всех сторон.
Слайд 4, 5.
Ученик 7. Суворов, наблюдая за боем распоряжался резервами, посылая подмогу тем, кто более в ней нуждался. Жестокий бой на улицах города продолжался еще 6 часов. К вечеру Измаил был взят. «Крепость Измаильская,- доносил Суворов,- столь укрепленная, столь обширная, и которая казалась неприятелю непобедимою, взята страшным для него оружием российских штыков. В плен взято 6 тысяч человек, захвачено свыше 300 знамен, 266 орудий. Наши потери – 4 тысячи 600 человек».
Ученик 8.
Последний горный перевал…
На перевале пела вьюга
Холодный ветер завывал.
Гуськом, хватаясь друг за друга,
Ползли солдаты. Ни кирки,
Ни альпенштока. Ветер в спину
Перевернули карабины,
Шли, опираясь на штыки.
Среди лишений и страданий,
Среди камней и снежных груд,
Солдаты знали без гаданий,
Что русские везде пройдут!
Слайд 6.
Ученик 5. Походы 1799 года надломили силы 70-ти летнего полководца. Больным вернулся он в Петербург в апреле 1800 года, где вскоре умер. Прах его покоится в Александро-Невском лавре. На надгробной плитке высечена краткая надпись «Здесь лежит Суворов».
Ученик 9.
Вдоль долгих улиц гроб несли.
На бархате ряды регалий,
Оркестры медным шагом шли,
Полки армейские шагали.
Он с ними не один редут
Взял на веку. И, слава богу,
За ним в последнюю дорогу
Армейские полки идут.
Ученик 7. Полководческое искусство Суворова основывалось на стратегии активных и решительных наступательных действий. Он стремился приучить солдат к смелым и инициативным действиям, пробудить в них чувство национального самосознания и любви к Родине.
Ученик 1.
Или бейся за правду ты смело,
Или сразу сдавайся в рабы.
Быть героем – нет выше удела!
Быть рабом – нет позорней судьбы!
Слайд 7.
Ученик 10. Решение об учреждении Ордена Суворова трёх степеней было принято в дни тяжёлых боёв, на юге СССР, когда советские войска отходили к Дону и Волге, а осаждённый Севастополь был уже обречён.
Ученик 11. Указ Президиума Верхнего Совета СССР от 29 июля 1942 года «Орденом Суворова награждаются Командиры Красной Армии за выдающиеся успехи в деле управления войсками, отличную организацию боевых операций и проявленные при этом решительность и настойчивость в их проведении, в результате чего была достигнута победа в боях за родину в Отечественной войне».
Ученик 4. Первое награждение орденом Суворова 2-ой степени состоялось 26 декабря 1942 года. Награждён генерал – майор Баданов, генерал- лейтенант Ротмистров и многие другие, всего 23 человека.
Орденом Суворова I степени в январе 1943 года было награждено 23 человека. Маршал Георгий Жуков, генерал армии Васильевский, маршал бронетанковых войск Рыбалко, Гречко, Говоров и многие другие.
3 февраля 1943 года орденом Суворова III степени награжден майор Гаранин.
Ученик 3.
Да, Русь всегда доверчива. Все так.
Но сколько раз в истории случалось,
Как ни ломал, как ни тиранил враг
Она всегда, рассеивая прах,
Как птица Феникс, снова возрождалась!
А если так, то, значит и теперь
Все непременно доброе случится,
И от обид, от горя и потерь
Россия на куски не разлетится!
Ученик 1. Эстафету славных подвигов Александра Васильевича Суворова приняли молодые. Суворовские военные училища в Советском Союзе были созданы в год коренного перелома в ВОВ, когда в августе 1943 года в небе над Москвой прогремел первый победный салют в честь разгрома фашистских войск на курской дуге.
Слайд 8.
Ученик 1. 1 декабря 1943 года в девяти суворовских военных училищах начались занятия в торжественной обстановке были вручены боевые красные знамена.
Слайд 9.
Ученик 7. Гордостью суворовцев являются космонавты Ю.Глазков и Джанибеков, генерал – полковник Борис Громов, академики Витушкин и Палов, народный артист Герард Васильев, спортсмены Юрий Власов, Виталий Попенченков и многие другие.
Ученик 3. В городе Новокузнецке именем А.В. Суворова названа улица, на небольшой площади которой стоит памятник.
Слайд 10.
Исполняется песня «Учил Суворов».
Ученик 2.
Я не умру, мой друг.
Дыханием цветов себя я в этом мире обнаружу
Над головой твоей, далекий правнук мой,
Я в небе пролечу, как медленная птица.
Я жизнь мою прожил, я не видал покоя
Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я.
О, я недаром в этом мире жил!
Звучат колокола.