Цели:
- Способствовать актуализации ведущих знаний.
- Формировать умения анализировать, выделять главное, сравнивать, самостоятельно и оперативно применять знания, а также уметь работать в группе, т.е. помогать друг другу и уметь контролировать свои действия.
- Воспитывать аккуратность, добросовестность, прививать интерес к изучаемому предмету.
- Способствовать развитию навыков сознательного и рационального использования ЭВМ в своей учебной деятельности.
Оборудование: интерактивная доска, компьютеры.
Об игре: игру я провожу в рамках недели точных наук. Время проведения - ноябрь. Данная игра дает всегда положительные результаты: она актуализирует знания, поднимает интерес в учебе, вызывает массу чувств (ведь занятие проходит с высоким эмоциональным накалом, работают все: и участники команд, и болельщики). После проведения данной игры убеждаешься в том, что в процессе соревнования учащиеся проявляют много активности, смекалки и конечно творчество.
Участники игры: две команды – по 8 человек, они должны иметь название, эмблему и визитную карточку ( все это выполняется в виде презентации в MS PowerPoint и делается это заранее, т.е. до игры).
1. Конкурс–презентация (представление команд). В него входят презентации выполненные в MS PowerPoint, которые должны содержать в себе информацию о названии команды, эмблеме и визитную карточку с информацией по физике. При оценке учитываются остроумие, оригинальность, юмор, отражение физического содержания. Максимальное число очков за выступление – 4 балла. На данный конкурс можно отвести 10 минут (по 5 минут для каждой презентации).
2. Конкурс « Отгадай слово». Командам на интерактивной доске высвечивается 2 кроссворда, в которых после правильных ответов на вопросы можно прочитать слово, находящееся в заштрихованных клетках. Максимальное число очков за каждый кроссворд – 7 баллов; отводимое на работу время – 5 минут.
Вопросы к кроссворду для первой команды:
- Свойство твердого тела восстанавливать форму и объем после прекращения действия силы? (упругость)
- Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его химические свойства? (молекула)
- Способ передачи тепла, связанный с переносом вещества? (конвекция)
- Вещество, сжигаемое для получения теплоты? (топливо)
- Знак для обозначения числа? (цифра)
- Действие для проверки правильности теоретических рассуждений? (опыт)
- Изображение знака препинания , выражающего восторг, восклицание? (!)
По вертикали в заштрихованных клетках: «умницы!»
Вопросы для второй команды:
- Мельчайшая частица вещества? (атом)
- Газовый процесс, происходящий в электрической лампе накаливания? (изохорный)
- Тонкая трубка, по которой жидкость поднимается под действием силы поверхностного натяжения? (капилляр)
- Прибор для определения точки росы? (гигрометр)
- Переход вещества из жидкого состояния твердое? (отвердевание)
- Процесс получения жидкости из газа? ( конденсация)
- Синоним слова «эксперимент»? (опыт)
Слово по вертикали: «молодцы».
Для интерактивной доски загружается документ подготовленный в MS Word. (Приложение №1.)
3. Конкурс « Встреча капитанов». Капитаны получают задание, которое состоит из создания таблицы в MS Word. Таблица должна состоять из двух столбцов: 1 – портрет ученого физика, 2 – закон, который им был открыт. Учащиеся в данном конкурсе не только должны знать известных физиков, но и уметь работать с таблицей в MS Word, а также пользоваться методом выделения текста и вставки его в таблицу. Каждому капитану предлагается по 5 описаний законов и папка с портретами, они должны правильно расположить для каждого описания свой портрет. За каждое правильное совпадение капитан получает 1 балл, в итоге можно набрать по 5 баллов максимально. На данное задание можно отвести 10 минут.
Для капитана 1 команды.
- Он был рыцарем Почетного легиона, получил звание сенатора и графа. Наполеон не упускал случая посетить заседания Французской академии наук, где он выступал. Он изобрел электрическую батарею, пышно названную «короной сосудов». (Алессандро Вольта)
- Он стал академиком в 39 лет, причем в избрании не играли ни малейшей роли его работы по магнетизму и электричеству. Он славился своей рассеянностью. Про него рассказывали, что однажды он с сосредоточенным видом варил в воде свои часы 3 минуты, держа яйцо в руке (Ампер).
- Он – один из первых ученых, работавших на войну, и первая жертва войны среди людей науки. Круг его научных интересов: математика, механика, оптика, астрономия. Он – крупный изобретатель. Его изобретения широко известны. С одним из его открытий мы сталкиваемся почти каждую неделю (Архимед).
- Он открыл один из важнейших количественный закон цепи электрического тока. Он установил постоянство силы тока в различных участках цепи, показал, что сила тока убывает с увеличением длины провода и с уменьшением площади его поперечного сечения. Он нашел ряд из многих веществ по возрастанию сопротивления (Георг Ом).
- Он создал теорию, в которой впервые упоминается термин «электромагнитное поле». Он предсказал существование электромагнитных волн и не дожил до их открытия (Джеймс Максвелл).
Для капитана 2 команды.
- Он изобрел универсальный тепловой двигатель – паровую машину, сыгравшую большую роль в переходе к машинному производству. В честь него бала названа единица мощности (Джеймс Уатт).
- Он первым сформулировал закон прямолинейного распространения света. Он написал свой самый главный труд «Начала», состоящий из 15 книг. Оказал огромное влияние на развитие математики (Евклид).
- Он родился в год смерти Галилея. Родился он очень слабым и был так мал, что его можно было искупать в большой пивной кружке. Им были открыты основные законы классической механики, открыл дисперсию света, хроматическую аберрацию, исследовал интерференцию и дифракцию, построил зеркальный телескоп и также открыл закон всемирного тяготения (Исаак Ньютон).
- Он был изобретателем и предпринимателем, организатором и руководителем первой американской промышленно-исследовательской лаборатории. Автор свыше 1000 изобретений. Он изобрел фонограф, патрон к электрической лампочке, обнаружил явление термоионной эмиссии (Т.А.Эдисон).
- Он открыл один из важнейших законов электричества в 1785 году, используя для этого крутильные весы. Прием, использованный им, лишний раз доказывает, что изобретательность человеческого ума не знает границ (Шарль Кулон).
Для данного конкурса нужно использовать: Приложение № 2 или Приложение№2а, Приложение №3.
4. Конкурс болельщиков. Этот конкурс проводится в то время, пока капитаны выполняют свое задание. Он состоит из вопросов по физике. За каждый правильный ответ болельщик получает 1 балл и отдает его в пользу своей команды. Отвечает тот, кто вперед поднял руку и это фиксирует жюри.
Вопросы для болельщиков:
- Химический элемент, используемый в технике, но в виде самородков в природе не встречающийся? (алюминий)
- Кто в России изобрел трансформатор? (П.Н.Яблоков)
- Какой прибор измеряет напряжение? (вольтметр)
- Почему уменьшается количество воды, если сосуд с водой оставить открытым? (испарение)
- Какую температуру имеет кипящая вода в чайнике? (100°С)
- Предполагается, что родина этого изобретения Китай? (ракета)
- Для изучения закономерностей свободного падения тел он использовал наклонную башню в г. Пиза? (Галилео Галилей)
- Ему первому удалось увидеть строение части скелета живого человека? (В.К.Рентген)
- Кто, не учившись, говорит на всех языках? (эхо)
- В печь положить – вымокнет, в воду положить – высохнет.? (свеча)
- Без глаз, а слезы проливает ? (оконное стекло)
- Небесная лошадь скачет, из-под ног огонь сыплется? (гром и молния)
- Французский физик и химик, открывший один из газовых законов? (Гей-Люссак)
- В каких единицах измеряется импульс в Международной системе? (1 Н·с)
- Древнегреческое название янтаря? (электрон)
5. Конкурс «Художников». Командам раздается по 5 загадок по физике, они должны ответы изобразить в виде рисунков в графическом редакторе Paint. В полученной картинке должен присутствовать художественный смысл, т.е. картинка должна бить законченной. На данный конкурс отводится 15 минут.
Вопросы-загадки для первой команды:
- В нее льется, из нее льется, сама по земле плетется. (река)
- Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. (туча)
- По синему морю белые гуси плывут. (облака)
- Летит огневая стрелка, никто ее не поймает: ни царь, ни царица, ни красна девица. (молния)
- Поднялись врата, всему миру красота. (радуга)
Вопросы-загадки для второй команды:
- Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (снег)
- Я вода, да по воде же и плаваю. (лед)
- Белая морковка зимой растет. (сосулька)
- Черная кошка лезет в окошко. (ночь)
- В синем небе светляки, не дотянешь к ним руки. Один большой светляк загнулся, как червяк. ( звезды и Месяц)
Командам, как и в первом конкурсе, можно дать загадки на интерактивной доске в виде документа, подготовленного в MS Word. (Приложение №4) В данном конкурсе учитывается правильность ответов, оригинальность, смекалка, целостность картины. Наибольшее количество баллов – 5.
Итог: в заключительной части данного занятия подводятся итоги всей игры. Жюри подсчитывает общее количество баллов для каждой команды. Призы вручаются победившей команде.