Цели урока:
Образовательные:
- учить обобщать, систематизировать изученный материал;
- расширять знания учащихся по изученной теме
Развивающие:
- сформировать объективное понимание исторических событий на основе глубокого усвоения необходимого объёма знаний;
- продолжить работу по формированию речевых умений, практических умений работать самостоятельно с историческими источниками, учебником;
- развивать умения систематизировать материал.
Воспитательные:
- возбудить интерес учащихся к прошлому;
- формировать активную жизненную позицию и твёрдые убеждения;
- воспитывать культуру мышления и речи, навыков взаимосотрудничества.
Методическая цель: формирование устойчивых исторических представлений учащихся на основе проблемного метода обучения
Оборудование:
- Настенная карта “Русское государство в ХVII в.”, на доске.
- Атласы по истории России с древнейших времён до ХVII века, на партах.
- Карточки с тестовыми заданиями на знание дат (для работы учащихся в парах)
- Исторические источники, документы (ксерокопии), на партах.
- Карточки с терминами и их значения (для работы на доске).
- Дидактические карточки с заданиями на знание терминологии
- Иллюстрации по теме урока (на доске).
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке – гости! Давайте поздороваемся, посмотрим на них, чтобы в течение урока не отвлекаться. Садитесь, настраиваемся на работу.
Сегодня у нас урок повторения и обобщения по пройденной теме истории России в XVII веке.
- Ребята, что мы с вами сегодня будем повторять?
II. Проверка домашнего задания
На прошлом уроке вам было предложено выбрать для подготовки сообщения ту историческую личность, которая вас наиболее привлекла.
Заслушивание подготовленных заранее сообщения учащихся о выдающихся личностях периода XVII вв. (Дмитрий Пожарский, Алексей Михайлович, Богдан Хмельницкий, Патриарх Филарет, Степан Разин), демонстрация иллюстраций к сообщениям учащихся. (8 мин)
III. Закрепление и обобщение изученного материала.
План обобщения:
- фронтальная беседа по основным вопросам периода;
- тестовые задания на знание исторических дат данного периода;
- устный опрос на знание исторических терминов;
- определение территорий, вошедших в состав Российского государства в XVII вв.
- решение исторических задач
1. Фронтальный опрос по основным событиям XVII в.:
- Почему XVII век в нашей истории называется Бунташным? Перечислите самые значительные восстания и бунты XVII века.
- Почему смутное время получило такое название? Какие именно государства участвовали в интервенции и что этому способствовало?
- Нарисуйте схему государственного устройства России XVII в. (Выполняется на доске)
- Назовите причины прихода семьи Романовых к власти в России по окончании Смутного времени. Перечислите первых царей из рода Романовых, правивших в XVII веке.
- Назовите основные сословия России в XVII в.
- Назовите причины церковного раскола. Назовите основных деятелей церкви XVII в.
- Назовите и покажите на карте территории, вошедшие в состав России в XVII в.
- Назовите важных государственных деятелей России в XVII в.
2. Тестовые задания на знание исторических дат данного периода;
Учащимся раздаются карточки с тестовыми заданиями на знание дат, проводится взаимопроверка в парах (5 мин)
- Смутное время – это период:
а) 1600-1615 гг. б) 1598-1613 гг. в) 1613-1645 гг. г) 1666-1667 гг. - Окончательное закрепощение крестьян
произошло в:
а) 1598 г. б) 1648 г. в) 1649 г. г) 1645 г. - Соляной бунт произошёл в:
а) 1682 г. б) 1647 г. в) 1652 г. г) 1648 г. - Соборное Уложение XVII было создано в:
а) 1649 г. б) 1652 г. в) 1666 г. г) 1619 г. - Избрание Михаила Романова на царство
произошло в:
а) 1698 г. б) 1648 г. в) 1613 г. г) 1649 г.
- Подведём итоги знания хронологии. Назовите самые значимые даты XVII века
3. Устный опрос на знание исторических терминов
Для проведения устного опроса на знания терминов учащиеся получают карточки, обдумывают ответы, отвечают
|
вариант 1 |
самодержавная монархия, сословия, первопроходцы |
|
вариант 2 |
гражданская война, раскольники, Юрьев день |
|
вариант 3 |
Земский собор, ясак, приказы |
|
вариант 4 |
Боярская дума, старообрядцы, мануфактура |
|
вариант 5 |
интервенция, подворная подать, барщина |
- Подводим итоги знания терминов.
4. Работа учащихся с исторической картой- показать на карте у доски территории, присоединённые к Российскому государству в XVII вв.
- Делаем вывод о расширении Российского государства в XVII веке
5. Решение исторических задач
проводится в форме ответов на проблемные вопросы учащимся в парах по принципу «верно, неверно, спорно». Учащиеся внимательно читают текст, определяют всё ли верно, находят исторические ошибки (если они есть), обосновывают свой выбор, поднимая соответствующую карточку «верно», «неверно», «спорно».
- В 1646 г., по инициативе боярина Морозова правительство для улучшения финансового положения решило ввести косвенный налог: была увеличена цена на хлеб. Но при этом отменялись ямские и стрелецкие деньги. Население отказывалось покупать дорогой хлеб. По стране прокатился ряд бунтов.
- В середине XVII века в России назрела необходимость проведения реформы Церкви. Начало ее осуществления связано с именем митрополита Макария. Основные мероприятия реформы включали в себя исправление церковных книг по древнерусским текстам, необходимость креститься двумя пальцами, порядок церковного песнопения и др. Государственные власти не вмешивались в дела Церкви, но выражали симпатии противнику реформы протопопу Аввакуму.
- Согласно Соборному Уложению 1649 года, феодал получал полное право на землю и зависимых крестьян. Был установлен бессрочный розыск беглых крестьян и большой штраф за укрывательство беглецов. Юрьев день был отменён.
- Иван Сусанин завёл в леса и болота поляков и тем самым спас жизнь Михаилу Романову. В знак благодарности царь пожаловал мужу единственной дочери Сусанина половину дворцовой деревни с освобождением его и его потомства от всяких податей. Почему награда досталась мужу дочери Сусанина, а не ей самой?
- Московская Русь тянулась к образованию и просвещению. При этом ориентировалась на Западную Европу. Однако правительство часто не решалось заимствовать западное образование напрямую от его учителей, мастеров и специалистов, а искало посредников, которые могли передать русским образование. Почему?
Подводим итог повторения. Подводим учащихся к выводу о том, что Россия в XVII веке была готова к масштабным преобразованиям, которые затем проведёт Пётр I.
IV. Рефлексия.
Учащимся предложено написать синквейн с использованием понятий, имен курса. (выполняется на доске учителем с помощью учащихся) Например:
Алексей Михайлович
образованный богобоязненный -2 прилагательных
правил реформировал укреплял – 3 глагола
Русский царь – общее определение
«Тишайший - слово, наиболее точно характеризующие личность
V. Подведение итогов урока, выставление оценок.
VI. Домашнее задание. Подготовиться к контрольной работе по теме: «Российское государство в XVII в.», составить кроссворд по изученной теме*