Цели урока:
- закрепление практических навыков работы с квадратными корнями;
- развитие вычислительных навыков, контроль над уровнем усвоения материала;
- воспитание коллективизма, взаимоуважения, пропаганда здорового образа жизни.
Оборудование: доска, плакаты – 4 шт., карточки «математическое лото», варианты ответов лото для доски, карточки «рыбка», сигнальные карточки для устного счета (плакаты – с изображениями крокодила, мартышки, с пожеланием, с девизом урока).
Ход урока
I. Организационный момент.
а) Сообщение темы и цели урока.
б) Знать и уметь.
Знать: определение арифметического квадратного корня и его свойства.
Уметь: применять определение и свойства при работе с корнями.
в) Девиз урока: «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем!»
г) Пожелание. Ребята, я вам желаю извлечь только положительный корень из всех неудач и промахов.
II. Устная работа.
а) Опрос определений, свойств.
б) Устный счет.
Ребята! Минздрав прислал газету с предупреждением «Вовремя извлекая корни, вы сможете поддерживать отличную форму».
(Вывешиваю плакат с изображением крокодила на доску [2] (Рисунок 1)).
Давайте вместе с доктором Айболитом попробуем извлечь корни… зубов крокодила.
Найдите значение корня:
Молодцы ребята! А вот про крокодила этого не скажешь, наверное, он плохо ухаживал за зубами.
(Небольшое сообщение о правильном уходе за зубами).
Зубы – это здоровье, красота, беречь их надо с детства. Чтобы зубы меньше разрушались и не болели необходимо соблюдать режим питания, есть разнообразную пищу, пить больше молока. Есть больше твердой пищи (жесткой), это укрепляет жевательные мышцы, увеличивает приток крови к зубам, повышает обмен веществ. После любого приема пищи, полезно съесть какие либо фрукты или сырые овощи (морковь, яблоко, капустную кочерыжку, ломтик репы и др.) это значительно полезнее, чем печенье и конфеты (сладкое). Частицы сладкой пищи со временем превращаются в кислоту, которая и разрушает зубы. И не забывайте зубы нужно чистить в течение 2–5 минут, два раза в день и после каждого приема пищи желательно сполоснуть ротовую полость, чтобы избавиться от ее остатков. Ребята, а какой химический элемент укрепляет ткань зубов, в каком продукте питания он содержится? (Небольшая беседа-диалог, в результате которой выясняется, что рыба богата полезными элементами: фосфор, кальций).
III. Индивидуальная работа
Раздаю учащимся карточки, изготовленные в форме рыбки с заданиями по вариантам (I, II, III).
Задания вида:
IV. Решение уравнений.
(Работа с учебником. Один учащийся у доски).
V. Устная работа.
Найдите ошибки.
VI. Математическое лото.
На парту – один набор лото и варианты ответов, ответов больше чем заданий. Пока ребята выполняют задание, я готовлю для проверки лото на доске. Из предложенных вариантов дети выбирают карточку с верным ответом и прикрепляют её с помощью магнитов. Заполняют соответственно 1-й ряд – I столбик, 2-й ряд – II столбик, 3-й ряд – III столбик. Таким образом, выполняется взаимопроверка.
VII. Басня на размышление.
Мартышка – апельсинов продавщица,
Приехав как-то раз к себе на дачу,
Нашла там с радикалами задачу.
Но сосчитать не в силах стройный ряд,
Разбрасывать их стала все подряд.
И молвила: «Что толку в той задаче,
Коль из неё не слепишь новой дачи!»
Мы верим все же, что мартышки мненье –
Не истина для тех, кто знает толк в ученье.
И просим вас, девчонки и мальчишки,
Решить «задачу на хвосте мартышки». [2]
Вывешиваю на доске плакат с изображением мартышки. [2] (Рисунок 2).
Сократите дробь:
VIII. Итоги урока.
Итак, ребята, с какими определениями и свойствами мы сегодня работали? Какие правила и формулы применяли? Что узнали полезного для нашего здоровья? Как правильно ухаживать за зубами? Какими полезными советами вы можете поделиться?
Оценки за урок.
Домашнее задание. П. 11–18; приготовить математическое лото для соседа по парте (3 столбика, 2 строки).
Список использованной литературы:
- Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г, Нешков К. И., Суворова С.Б. Алгебра. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.
- Газета «1 сентября» приложение «Математика» № 9 с. 5 «Урок алгебры в 8 классе». – М.: Первое сентября. 1997.