Тема: «Медведь – любимый персонаж русских народных сказок. Сказка «Маша и медведь».
Место урока в учебном плане: 2 четверть 1 класса, раздел «Сказки народов нашей республики».
Класс: 1
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: выставка книг со сказками, рисунки детей, мягкие игрушки-мишки, костюмы героев сказки «Маша и медведь», короб с пирожками, пластилин, природный материал (шишки), компьютер, проектор, экран.
Программное обеспечение: презентация: Power Point (приложение 2)
Цифровые ресурсы: информация из сети Интернет.
Аннотация: Урок по истории и культуре народов Республики Марий Эл. Урок является продолжением знакомства детей со сказками народов, населяющих нашу республику. Тип урока комбинированный. Используются наглядно-образный, словесный, практический методы обучения., различные формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная, фронтальная, в паре.
Цели:
- Способствовать получению и расширению знаний детей о родном крае, о медведе как любимом персонаже народных сказок;
- Учить детей описывать нравственный образ главного героя;
- Учить быть сообразительными и находчивыми в беде;
- Развивать устную речь, мышление, память, интерес к сказкам; мелкую мускулатуру рук;
- Воспитывать чувство патриотизма, внимательность и заботу к окружающим, любовь к родным.
План урока:
- Оргмомент.
- Проверка домашнего задания.
- Подготовка к усвоению знаний.
- Новая тема.
- Систематизация знаний.
- Практическая работа.
- Итог урока.
Конспект урока
1. Организационный момент.
Учитель: Внимание, ребята! Сегодня мы с вами покажем урок необычный.
Дети:
И пусть удивятся и гости, и мамы,
Как будем мы все отвечать на «отлично»
Да что говорить, все увидите сами.
Вести мы себя обещаем прилично.
2. Проверка домашнего задания
- Какую русскую сказку читали на прошлом уроке? («Колобок»)
Дома вы должны были нарисовать одного из героев этой сказки – медведя. Желающие могли прочитать сказки других народов и нарисовать медведя из других сказок.
2. Рассматривание детских рисунков по сказке «Колобок», а также к марийским и татарским сказкам. / Назвать сказки, обратить внимание на национальные костюмы./
- Почему вы прочитали сказки именно этих народов?
Учитель: Да, русские, мари и татары проживают в нашей республике, в Параньге. Все мы, люди разных национальностей, живем дружно.
3. Подготовка к усвоению новых знаний.
1. Беседа. – Мы с вами недавно стали «Светлячками». Путешествуя по тропинкам Лосенка, а также на уроках «Окружающего мира», ИКН мы говорили о животных наших лесов, среди которых был и медведь.
Он сегодня пришел к нам в гости. Да не один, а с девочкой. Вы догадались, кто она? /Входят дети в костюмах медведя и Маши./
Почему он стал героем многих народных сказок?
Какие черты характера у медведя? /Ответы детей./
Давайте сверим черты характера с теми, что подобрала я./ На доске заранее напечатаны слова, слова закрыты./
Добрый, сильный, трудолюбивый, домовитый, умный, ловкий, сообразительный, неуклюжий, косолапый.
Каких черт характера у медведя больше, положительных или отрицательных?
2. Наш гость Медведь хочет рассказать о себе. /слайд 1/
- Большой косолапый медведь издавна пользовался популярностью за свою силу и сноровку. Это только кажется он неуклюжим. На самом деле он отлично ловит рыбу в реке и залазит на деревья. Раньше люди считали медведя своим родственником. О нем сочиняли песни, сказки, изображали на амулетах. Амулеты оберегали человека от опасностей. Медведя считали хранителем домашнего очага. Слово «медведь» означает «медом ведает». Медведь – любитель малины, меда, большой сладкоежка.
3. Учитель: В наше время изображение медведя есть на гербах некоторых русских городов и областей. Медведь является символом русского характера и России. Белый медведь изображен на флаге партии «Единая Россия». /слайд 2 /
4. В русских народных сказках медведь – лесной силач, неповоротливый, добрый и даже доверчивый. Назовите сказки про медведя. /Ответы детей./
Ребенок читает стих о трех медведях, который учили в детском саду.
/Обратить внимание детей на выставку книг./
5. Медведя воспевали не только в сказках и стихах. /слайд 3/
Великий русский художник-пейзажист Иван Иванович Шишкин написал картину «Утро в сосновом бору».
Он прекрасно выразил состояние природы. Это на просто глухой сосновый лес, а именно лес с его еще нерассеявшимся туманом, с легко порозовевшимися вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах.
Чувствуется глубина оврага, глушь. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает ощущение отдаленности и глухости дикого леса.
6. Физкультминутка «Мишка, мишка – лежебока».
- Мыс вами спим только ночью. Мы двигаемся. Зимой катаемся на лыжах, на санках, на коньках, играем в снежки, лепим снеговика. Ведь движение – это жизнь.
7. Русская народная поговорка гласит:
«Медведь одну лапу сосет, да всю зиму сыт живет».
Да, медведь зимой спит в берлоге. Но, если медведя потревожить, он выбирается из берлоги. Такого медведя называют медвель-шатун.
/Исполнение песни «Почему медведь зимой спит»./
Вот как поется в шуточной песенке.
4. Новая тема.
- Сегодня на уроке мы поговорим о сказке «Маша и медведь». /слайды 4-12 /
1. Учитель рассказывает сказку.
- Чему учит эта сказка? /Ответы детей./
2. К которому из героев относится пословица «Глупый киснет, а умный все промыслит»?
3. Физкультминутка «У медведя во бору…»
5. Систематизация знаний.
1.- А среди ваших игрушек есть мишки?
/Дети показывают свои игрушки/
- Откуда они у вас? Кто подарил?
- Чем они вам дороги?
Верно, дети считают, что у мишки есть душа. Они спят с ним в обнимку .Он нежный, теплый, ласковый.
2. У Никиты мишка особенный. Это Винни Пух. /слайд13 /
Сообщение ученика. – Писатель Алан Милн подарил своему сыну Кристоферу Робину на дань рождения мишку. У мальчика в лондонском зоопарке была любимая медведица Винни и лебедь Пух. В их честь мальчик назвал свою игрушку Винни Пухом.
Сегодня книжка Алана Милна переведена на 20 языков. Почти 40 лет дети смотрят мультфильм о Винни Пухе.
Айсылу рассказывает о своей игрушке –белом медведе. /слайд14 /
- Почти 40 лет назад появился мультфильм «Умка» и «Умка ищет друга» о белом медвежонке. Он добрый, наивный, любознательный. В мультфильме с ним происходят разные приключения.
Марина рассказывает об олимпийском мишке.
- В 1980 году талисманом Олимпиады в Москве стал мишка. Его изобразил художник Виктор Чижиков, который выиграл конкурс. В нем участвовало 40 тысяч человек. Он показал мишку обаятельным и гостеприимным.
/Звучит песня А. Пахмутовой и А. Добронравова «До свидания, Москва!»/
6. Практическая работа.
Лепка медведя. Монтирование из шишки и пластилина.
7. Итог урока.
- Чем понравился урок? Что нового узнали? Чему научились?
Маша и Медведь угощают детей и гостей пирожками из короба.
Приложение 2. Презентация.