Лекция-концерт для учащихся 5—6-х классов по теме "Частушка — возвращение к истокам"

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


Задачи:

  • Воспитание нравственных и эстетических чувств;
  • Знакомство учащихся с русским народным творчеством;
  • Развитие интереса к русскому народному творчеству;
  • Познакомить учащихся с исполнением частушек.

Ход занятия

1. Вступительная часть (стихотворение читает учитель)

Песня русская в берёзах,
Песня русская в хлебах –
На покосах, на морозах,
На санях и на лугах.
На ветру шумят рябины,
Каждый слушать их готов!
Столько песен у России,
Сколько во поле цветов!

Ребята, давайте послушаем весёлую, задорную русскую народную песню «Во саду ли в огороде» в исполнении Надежды Кадешевой. (Приложение 1)

Почему эта песня весёлая, радостная?

Да потому что она создаёт бодрое, радостное настроение, заряжает нас своей энергией. Это плясовая песня. И не хочешь да пойдёшь плясать, да ток легко, с огоньком, весело, что и все захотят с тобой повеселиться. Такие плясовые песни исполняются под русские народные инструменты, такие как баян, гармонь и другие музыкальные инструменты.

Давайте теперь все вместе исполним русскую народную песню «Калинка» (Приложение 2 – фонограмма. Приложение 3 – слова песни)

2. Знакомство с частушками.

Русский народ любит такие песни, исполняет их с юмором, выдумкой. Плясовые песни быстрого исполнения издавна в народе называли частыми, так и появилось название – частушка, т.е. часто, быстро.

Ещё их можно назвать припевками, вертушками, коротушками.

Почему как вы думаете? (Ответы учеников.)

Послушайте:

Рассыпься горох
С грядки на грядку,
Раздайся, народ –
Я пойду вприсядку!

Приезжали меня сватать
На машине грузовой,
Пока пудрилась, румянилась
Уехали к другой.

Мы с милёнком расставались
Ну и расставалися,
Слёзы капали на камни –
Камни рассыпалися.

Я девчонка небольшая
Но могу надеяться:
Мой милёночек большой
Ростиком поделится.

А ещё в частушках было безобидное подшучивание. Девушки подшучивали над парнями, а парни над девушками. И даже было так, что жители одной деревни над жителями другой.

Не смотрите на меня
Глазки поломаете,
Я не с вашего сала,
Вы меня не знаете!

Стоит Ваня у ворот
Широко разинув рот,
И никто не разберёт,
Где ворота, а где рот.

Пошёл плясать
Сапоги дерутся,
Шуба рвана, без кармана,
Девушки смеются!

Ты не стой у ворот
Не маши фуражкой,
Не пойду плясать с тобой
С таким замарашкой!

Меня милый не узнал
Пень берёзовый обнял,
Думал в кофте розовой –
А это – пень берёзовый.

Полюбила я такого
Парень просто красота:
Взгляд совиный, нос орлиный,
А усы как у кота.

3. Творческая работа учеников.

А теперь давайте и мы с вами станем сочинителями частушек.

Я сейчас вам раздам рифмы, а вы сами сочините свои частушки, и мы их споём. (Приложение 4)

Подведение итогов, дети поют свои частушки.

IV. А кто и где поёт частушки?

Частушки поют на гулянках, на посиделках для веселья, для хорошего настроения. Поют их в основном молодые люди и главными исполнителями таких песенок-частушек являются парень и девушка. Большинство частушек посвящено теме любви. Вы знаете такие частушки? Спойте их: (Приложение 5)

Я каталась на качели
Уронила брошку,
Ну кому какое дело,
Я люблю Серёжку.

Не ругай меня, мамаша,
Что сметану пролила,
Под окном прошёл Алёшка
Я без памяти была!

Гармониста я любила
Гармониста тешила,
Гармонисту на плечо
Сама гармошку вешала!

У меня на сарафане
Петухи, да петухи,
Когда вырасту большая –
Берегитесь, женихи!

Маманька ругается
Куда платки деваются,
Того не догадается,
Что милый утирается!

Частушки сочиняются и в наши дни. Их можно сразу узнать и отличить от частушек прошлого времени.

На прилавке в магазине
Появилась колбаса,
Мы пришли и поглядели –
Встали дыбом волоса!

В магазине номер пять
Было приключение
Вдруг запела колбаса,
Захрюкало печение.

Уж гармонь не так играет
Я стала хуже подпевать,
Ещё цены раз поднимут
Рот не сможем открывать!

Не ругай меня, маманя,
За помаду и духи,
Я сама не покупаю,
Покупают женихи!

Чаще всего частушки сопровождаются пляской, они шуточные, озорные, весёлые. И говорится в них также о пляске и о гармонисте:

Эх, топни нога
Топни правенькая,
Всё равно плясать пойду,
Хоть и маленькая!

Ох, спасибо тебе, мама,
Что весёлу родила,
Хоть и горе, хоть беда
Я весёлая всегда!

Ох, туфли мои
Носки выстрочены
Не хотела я плясать,
Сами выскочили!

Я люблю как ты играешь,
Я люблю как ты поёшь,
Я люблю как ты с гармошечкой
По улице идёшь!

V. Частушки из прошлого.

Ребята, а знаете, что в разных местностях частушки поют на разный мотив. Наша страна велика. И в каждой области, в каждом районе сочиняют свои частушки на свой мотив близкий к культуре своего народа.

Наши бабушки и дедушки хорошо знакомы с творчеством русской исполнительницы частушек Марией Мордасовой. Сейчас и мы с вами познакомимся с её голосом и послушаем в исполнении Марии Мордасовой «Бамовские частушки». БАМ – Байкало-Амурская Магистраль. Это была большая стройка нашей страны 20 века, куда ехала практически вся молодёжь.  (Приложение 6)

VI. Заключительная часть.

И вот когда посиделки заканчивались или когда хотели закончить пляску, веселье, то тоже исполняли частушки такого плана. И такими частушками мы тоже закончим нашу с вами встречу.

Мы частушки петь кончаем
От души стараемся
Хи-хи-хи, да ха-ха-ха,
А что мы вам не нравимся?

Возле речки, возле мосту
Две фиалочки цветут,
Без частушек прожить можно,
Да чего-то не живут!

И ночь сыра,
И трава в росе,
И спать пора,
И частушки все.