Цели урока:
- Рассмотрение автопортрета как особого жанра живописи.
- Проследить процесс его становления и эволюции, выявить его типы.
Задачи:
- Познакомить учащихся с жанром “автопортрет”.
- Определить особенности “ скрытого” типа автопортрета на примере творчества художников разных стилей и направлений нескольких исторических эпох.
- Создать атмосферу, способствующую глубокому художественному и эмоциональному восприятию показанных картин.
Ход урока
“Всему будь холодный свидетель, на всё, устремляя свой взор”.
В. Брюсов.
Учитель: “Мне кажется, что описать человека нельзя, но можно описать как он на меня подействовал”. Ребята, сегодня урок я вновь начинаю со слов Л.Н. Толстого, в которых скрыт сложный и многозначный смысл автопортретного творчества. Ни один из жанров изобразительного искусства не привлекал столь пристального внимания, не вызывал такого интереса и ожесточенных споров. Что же такое “ автопортрет”?
Ученики: Это когда художник изображает себя.
Учитель: Правильно. В-первую очередь автопортрет- это выражение оценки художника своей личности, её роли в обществе. Изображая личные особенности художника, автопортрет в то же время отражает общие черты поколения, социальной и национальной среды. В автопортрете художник то возвышает себя, то разоблачает, мифологизирует свой образ, одевает себя в различные костюмы. На прошлом уроке мы проанализировали автопортретное творчество, что позволило выделить 4 его разновидности, которые мы условно обозначили как:
АВТОРСКО-БИОГРАФИЧЕСКИЙ.
Ученики: Это автопортрет, где
художник пишет себя с полной точностью, в
соответствии с характерными чертами эпохи
(костюм, обстановка).
Учитель: Верно. Ко второму типу мы
отнесли ГРУППОВОЙ АВТОПОРТРЕТ.
Ученики: Художник изображает себя в
семейном кругу, с женой или друзьями, в
мастерской с натурщиками.
Учитель: Да, художник приоткрывает
перед зрителями страницу своего бытия, своих
трудов и дней.
Пришло время поговорить о третьем типе автопортрета, где художник изображает себя не в мире, в каком протекает повседневная жизнь, а в том, который им сотворён. Часто он выступает непосредственным действующим лицом событий, происходивших в прошлом. Такой автопортрет условно назовём “СКРЫТЫМ”.
Примеров таких автопортретов множество, мы останавливаться подробнее будем лишь на некоторых. “Скрытые” автопортреты встречаются во всех исторических эпохах. Рождение автопортрета связывают с именем Фидия, прославленного скульптора, который изобразил себя на щите статуи Афины среди Богов и героев. Это чудовищное по тем временам преступление стоило ему жизни (рис. 1). Данный пример свидетельствует о той опасности, которая подстерегала художников, желающих изобразить себя. Поэтому художники свои автопортреты писали в завуалированном виде, как это мы наблюдаем в творчестве античных мастеров. Да и искусство Средневековья, почти всецело поставленное в услужение религии, не могло открыто и свободно уделять большое внимание автопортрету. Но всё же художники оставляют своё собственное изображение, например, автопортрет Мастера Авраама на Корсунских вратах в Новгороде (рис. 2). Великий Микеланджело в сцене “Страшного суда” прибегает к необычному способу своего изображения. У ног, вершащего Страшный суд, Христа, стоит старец Варфоломей. В правой руке он держит нож, а в левой - человеческую кожу, содранную вместе с руками. И вот на коже искажённое мукой боли - лицо Микеланджело (рис. 3). Сандро Боттичелли использует такой приём в картине “ Поклонение волхвов”. Три волхва, имеющие сходство с членами семьи Медичи окружены толпой, в которой показан сам Боттичелли (рис. 4). Обращались к скрытым автопортретам: Рубенс в картине “Четыре философа”, Боутс в “ Тайной вечере” изображён в виде слуги, Питер Брейгель изображает себя лицом, присутствующим на свадьбе в картине “ Крестьянская свадьба” (рис.5, 6, 7). Эжен Делакруа исполняет роль ассирийского царя в картине “Смерть Сарданапала ”, Рембрандт преображался то в Блудного сына, то был среди тех, кто воздвигал крест для распятия Христа или снимал его тело (рис. 8, 9).
Ученики: “Как можно узнать о присутствие самого художника в картине”?
Учитель: Хороший вопрос. В распознании “ скрытых” автопортретов играет роль интуиция, догадка. Если вы видите среди действующих лиц картины некоего человека как бы пришедшего со стороны, а особенно если он бросает взгляд вовне, обращаясь к зрителю – есть вероятность, что художник изображает себя. Посмотрите на левую створку Гентского алтаря. Ян Ван Эйк изобразил себя верхом на коне в причудливой шапке. Обратите внимание на взгляд юноши (рис.10). В скрытом автопортрете легко узнать Рафаэля, который ввёл себя в прославленную фреску “Афинская школа” в собрание античных мудрецов. Платон напоминает Леонардо да Винчи, в облике Геракла узнаются черты Микеланджело. Рафаэль своим портретом говорит: “Я это создал, потому что сам был среди них” (рис. 11). И конечно, русские живописцы обращались к “скрытым” автопортретам. В. Суриков изобразил себя свидетелем драматических событий в картинах “Утро стрелецкой казни”, в образе стрельца, в “Боярыне Морозовой” в образе странника (рис. 12). Александр Иванов изобразил себя в образе человека, находившегося около Крестителя в картине “Явление Христа народу”, как бы подчеркнул свою причастность к Великому действию очищения (рис. 13). Великий Карл Брюллов в огромном полотне “Последний день Помпеи”, вдохновлённый видом раскопанного из пепла мёртвого города, погибшего в первом веке от извержения Везувия, вообразил себе смятение людей, зловещее пламя вулкана, падающие статуи. Он отождествил себя с одним из толпы- с молодым художником, который бежит вместе со всеми, держа на голове ящик с красками (рис. 14). Этот юноша обречён гибели, ему больше не понадобятся краски, но художник остаётся художником, до последней минуты.
Кистью мастеров искусства автопортрета водили талант и эпоха. Они разделяли успехи, и горести своего времени - вечные странники в бесконечной Стране Искусства. Автопортрет – это не только отражение художника, но и сложный жанр изобразительного искусства, совмещающий портрет, идею и, конечно же, размышление об эпохе и себе самом. Вглядываясь в образы, запечатленные в автопортретах, поражаешься глубине и пронзительности человеческого взгляда, обращенного к нам сквозь века, и эти образы являют нашему взору нечто такое, что не скажут о человеке ни письма, ни дневники.
Вот мы и познакомились с третьим, самым таинственным типом автопортретного творчества. На следующем занятии нас ждёт встреча с ещё одним типом автопортрета, который мы обозначили как, ОРИГИНАЛЬНЫЙ. Классная галерея автопортретов ждёт ваших репродукций.