Цели урока:
- Повторить определение арифметического квадратного корня, свойства арифметического квадратного корня.
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по этой теме.
- Закрепить навыки и умения решения примеров на тождественные преобразования выражений, содержащих арифметические квадратные корни.
- Дать возможность каждому ученику как можно более полно раскрыть свои возможности.
- Расширять кругозор и познакомить учащихся с математиками средних веков.
Тип урока: урок-практикум.
Оборудование урока: раздаточный материал, цветной мел, графопроектор, портрет Рене Декарта, плакаты с формулами.
Ход урока
I. Организационный момент.
Тема нашего урока «Преобразование выражений, содержащих арифметические квадратные корни». Сегодня на уроке мы будем повторять правила преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Это и преобразование корней из произведения, дроби и степени, умножение и деление корней, вынесение множителя за знак корня, внесение множителя под знак корня, приведение подобных слагаемых и освобождение от иррациональности в знаменателе дроби.
II. Устный опрос по теории.
- Дайте определение арифметического квадратного корня. (Арифметическим квадратным корнем из числа а называется неотрицательное число, квадрат которого равен а).
- Перечислите свойства арифметического квадратного корня. (Арифметический квадратный корень из произведения неотрицательных множителей равен произведению корней из этих множителей. Арифметический квадратный корень из дроби, числитель которой неотрицателен, а знаменатель положителен, равен корню из числителя, делённому на корень из знаменателя).
- Чему равно значение арифметического квадратного корня из х2? (|х|).
- Чему равно значение арифметического квадратного корня из х2, если х≥0? х<0? (х. –х).
III. Устная работа. (Записано на доске).
1.
Найдите значение корня: |
Ответ |
(11); |
|
(); |
|
(1,6); |
|
(6). |
2.
Найдите значение выражения: |
Ответ |
(30) |
|
(20) |
|
= ? |
(11) |
3.
Вынесите множитель за знак корня: |
Ответ: |
= 0,8|а | = 0,8а, если а≥0 |
|
(3х) – Какое по знаку х3 ? |
4.
Внесите множитель под знак корня: |
Ответ: |
-2 |
(-) |
() |
5.
Сравните: |
Ответ: |
и 2 |
(22<28) |
IV. Отработка знаний по данной теме. (На партах у каждого листок с заданиями).
1. Выполните действия.
- Как будем решать примеры а и б? (Раскроим скобки, приведём подобные слагаемые).
- Как будем решать примеры в и г? (Применим формулу разности квадратов).
- Как будем решать примеры д и е? (Вынесем множитель за знак корня и приведём подобные слагаемые).
|
Задание |
|
|
|
Ответ |
|
|
|
Буква |
а) |
3 (2 - 5) - 2 |
|
|
|
-120 |
|
|
|
Д |
б) |
- ( - 3) |
|
|
|
15 - 3 |
|
|
|
Е |
в) |
(1 + 3)(3- 1) |
|
|
|
17 |
|
|
|
К |
г) |
(5 - )(+ 5) |
|
|
|
64 |
|
|
|
А |
д) |
2 + 0,3- 4 + 0,01 |
|
|
|
- 8 |
|
|
|
Р |
е) |
3 + 0,5 - 2 + 0,01 |
|
|
|
4 - 2 |
|
|
|
Т |
(Ученики по вариантам выполняют примеры в тетрадях, 6 учеников по 1 примеру решают у задней доски).
– Проверка через графопроектор. Каждому ответу соответствует определённая буква. В результате получаются слово: Декарт.
V. Историческая справка.
Ученик выступает с небольшим сообщением.
В 1626 году нидерландский математик А.Ширар ввел близкое к современному обозначение корня V. Если над этим знаком стояла цифра 2, то это означало корень квадратный, если 3 – кубический. Это обозначение стало вытеснять знак Rx. Однако долгое время писали Vа+в с горизонтальной чертой над суммой. Лишь в 1637 году Рене Декарт соединил знак корня с горизонтальной чертой, применив в своей «Геометрии» современный знак корня . Этот знак вошёл во всеобщее употребление лишь в начале XVIII века. (На доске – портрет Рене Декарта, рисунок).
VI. Отработка знаний по теме.
2. Разложите на множители.
– Как будем выполнять это задание? (а и б – разложим по формуле разности квадратов, в и г – используя определение арифметического квадратного корня, заменим 7 и 13 квадратами из квадратных корней, а потом вынесем за скобки общий множитель).
а) а – 9, а≥0 |
|
|
|
(- 3)(+ 3) |
б) 16 – в , в≥0 |
|
|
|
(4 -)(4 + ) |
в) 13 + 3 |
|
|
|
(+ 3) |
г) 7 - 2 |
|
|
|
(- 2) |
Ученики решают в тетрадях по вариантам, 2 человека (по одному от каждого варианта) решают у доски.
– Проверка.
3. Сократите дробь.
– Как будем выполнять это задание? (Разложим на множители или числитель, или знаменатель, а потом сократим).
а) |
|
|
|
а - |
б) |
|
|
|
|
в) |
|
|
|
|
г) |
|
|
|
|
д) |
|
|
|
|
е) |
|
|
|
Ученики решают в тетрадях по вариантам, 4 человека решают у доски. Примеры д и е решают дополнительно, кто успеет.
– Проверка.
4. Освободитесь от иррациональности в знаменателе дроби.
– Что будем делать в этом задании? (Преобразуем дробь так, чтобы знаменатель не содержал квадратного корня: а и б будем домножать и числитель, и знаменатель на квадратный корень, записанный в знаменателе; в и г будем домножать на сумму или разность выражения, записанного в знаменателе для того, чтобы получилась разность квадратов).
а) |
|
|
|
|
б) |
|
|
|
|
в) |
|
|
|
|
г) |
|
|
|
2( - 1) |
Ученики решают по вариантам, 2 человека решают по 2 примера у доски.
– Проверка.
VII. Написание теста.
У каждого на парте листок с заданиями теста (приложение 1). Подписали листок и выполнили задания в этом же листке. После написания работы сдали, проверили ответы и разобрали, почему так, через графопроектор.
VIII. Домашнее задание. с. 109 № 503 (а–г), 504.
IX. Итоги урока.