Цели игры:
- правовое просвещение
- формирование правовой культуры
- воспитание гражданских качеств
- практическое использование правовых знаний
Условия игры:
- Участвуют 3 команды 8-10-х классов
- У каждой команды свой стол
- Эксперты-юристы из лучших учащихся
- Побеждает команда, набравшая больше всех баллов
Оборудование:
- Раздаточные материалы конкурсов
- Домашнее задание (эмблема, девиз, приветствие, название команды и задание для одного конкурса)
- Компьютер и мультимедийный проектор
Конкурсы игры
Конкурс 1. «Приветствие».
Каждая команда знакомит нас с собой в течение 1-2 минут. Оценивается в 5 баллов.
Конкурс 2. Разминка или «Всякая всячина».
(См. Приложение 1)
Каждой команде необходимо за 1 минуту ответить на 10 вопросов по теме «Конституция». Если команда не знает ответа на тот или иной вопрос, то говорит «дальше».
Вопросы для первой команды.
- В какой стране была принята первая в мире Конституция?
- Сколько глав в новой Конституции РФ?
- Кто является главой государства в РФ?
- Как называется парламент РФ?
- Первый президент России?
- День Конституции РФ?
- По конституции Россия – это демократическое…
- На сколько лет избирают Президента РФ?
- Что такое импичмент?
- Законодательный орган ЧР?
Вопросы для второй команды
- Когда была принята Конституция Чувашской Республики?
- Какие у нас в стране выборы?
- На сколько лет могут избирать Госдуму?
- Какой суд рассматривает экономические споры между организациями?
- Сколько судей в Конституционном суде?
- Источник власти по Конституции РФ?
- Государственный язык РФ?
- Сколько депутатов в Госдуме?
- Кем осуществляется правосудие в РФ?
- Сколько субъектов по Конституции РФ?
Вопросы для третьей команды.
- Когда была принята нынешняя Конституция РФ?
- Кто является Главой правительства по Конституции РФ?
- Назовите первого Президента ЧР?
- Назовите верхнюю и нижнюю палату Федерального собрания?
- Кто может быть Президентом РФ?
- Что такое инаугурация?
- С какого возраста можно участвовать на выборах?
- Сколько депутатов в госсовете ЧР?
- Как называют всенародное голосование?
- Кто является гарантом Конституции РФ?
Конкурс 3. Права человека
(См. Приложение 2)
Командам раздаются контрольные листы с незаконченными фразами, в которых упомянуты герои сказки «Золотой ключик». Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. Команды должны руководствоваться положениями Всеобщей декларации прав человека и статьями Конституции РФ. Время на размышление – 3 минуты. За каждый правильный ответ команда получает 0,5 баллов.
- Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на _____.
- Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на _____.
- Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право _____.
- Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино _____.
- Полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право на _____.
- Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в Страну дураков, они воспользовались правом _____ .
Конкурс 4. Красный ящик
(См. Приложение 3)
По наводящим вопросам нужно угадать, что находится в ящике. Оценивается по пятибалльной системе. Время – 2-3 мин.
- У халифов он был желтым, у албанцев – без клюва и когтей, у российского «собрата» он есть.
- В ящике находится то, что в переводе с латинского означает «установление», «устройство».
- В ящике находится книга, состоящая из двух частей – общей и особенной. В первой, в частности, дается определение того, что считается преступлением.
- В ящике находится часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня.
- У лесных зайцев нет клыков, а у городских зайцев нет именно этого. Чего?
Конкурс 5. Конкурс капитанов
(См. Приложение 4)
Расшифровав текст, вы прочитаете одно из изречений на латинском языке (число соответствует номеру буквы в алфавите). Дать краткое объяснение этого изречения.
19, 21, 18, 16, 3 / 9, 1, 12, 16, 15 / 15, 16 / 9, 1, 12, 16, 15.
Время – 5 мин. Всего – 3 балла.
Конкурс 6. «Мюнхаузен»
(См. Приложение 5)
Пока капитаны заняты дешифровкой, команда участвует в конкурсе. Дается текст, в котором нужно найти и исправить ошибки.
Правительство РФ осуществляет законодательную власть. Во главе правительства стоит Президент РФ. В состав правительства входят: Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры, члены Совета Федерации. Правительство разрабатывает бюджет, управляет федеральной собственностью, утверждает изменение границ, объявляет амнистию. Правительство принимает законы .Оно не имеет права подать в отставку . Вопрос об отставке правительства решается Федеральным Собранием
Время – 5 минут. Всего – 4 балла.
Конкурс 7. Юридический консультант. (Домашнее задание).
Каждая команда приготовила для другой правовую задачу, на которую надо дать правильный юридический ответ.
Время – 3 мин. За правильный ответ – 3 балла.
Конкурс 8. Преступление или проступок?
(См. Приложение 6)
- Вера получила от двух знакомых крупные суммы денег для покупки ювелирных изделий, после чего скрылась.
- Гражданин, управляя машиной, нарушил правила дорожного движения.
- Олег без уважительной причины не пришел на работу, прогулял ее.
- Александр в пьяном виде терроризировал соседей, избил пенсионера, угрожал всем.
- Ольга не выполнила работу, которую ей поручил начальник отдела.
- Марине продали в магазине некачественный товар.
- Иван и Николай совершили кражу магнитофона.
- Ателье не сшило Ирине ко дню бракосочетания свадебное платье.
- Алексей ехал на автобусе, не купив билет.
- Игнатов захватил в заложники воспитанников детского сада.
Время – 2 минуты. За каждый правильный ответ – 0,3 балла
Конкурс 9. Разгадать кроссворд «Конституция».
(См. Приложение 7)
- Форма государственного устройства в России
- Глава государства
- Нижняя палата парламента
- Объявления недоверия президенту
- Президент Чувашии
- Исполнительная власть в РФ
- Первый президент России
- Федеративные единицы России
- Глава правительства РФ
- Парламент Чувашии – это Государственный …
- Выборные представители в Государственной Думе – это …
- Основной закон государства
- Столица РФ
- Суд по экономическим спорам
- Всенародное голосование по важнейшим вопросам в жизни страны
- Глава правительства Чувашии
- Один из символов государства
- Форма государственной власти в современной России
- Символика РФ
Если решите кроссворд правильно, то по вертикали прочитаете название законодательного органа Российской Федерации
Время – 3 мин. За каждый правильный ответ – 0,5 балла.
Конкурс 10. «Найти преступника по описанию»
Данный человек выглядит лет на 30. Родился в год Крысы. По знаку гороскопа – Водолей, и, как любой Водолей, жизнерадостная и общительная.
Особые приметы: шатенка (хотя цвет волос может менять); весит пудов 3,5 – 4; рост – 2,3 аршина; стройная; красивое правильное лицо; в ушах сережки; взгляд живой и энергичный.
В школе – самый близкий друг детей, везде и всюду успевает и в каждый понедельник после четвертого урока назначает нам встречу на первом этаже.
Время – 2 мин. За правильный ответ – 3 балла.
Общий художественный номер
Гимн на уроках ОПЗ
Мы в школе все ОПЗ изучаем,
Ведь все законы понять мы должны.
Свои права и обязанности мы знаем,
И соблюдаем законы страны.
А если кто-то закон нарушает.
Тот все равно наказанье понесет.
И только тот, кто закон уважает,
Тот никогда и нигде не пропадет.
Подведение итогов, награждение победителей.
Информационные ресурсы.
- Баранов П.А., Воронцов А.В. Обществознание. Контрольные и проверочные работы. М., 2002.
- Володина С.В. Основы правовых знаний. Учебник для 8-9 кл. в 2-х книгах. М., 2003.
- 3. Драхлер А.В. Обществоведение. Граждановедение: вопросы к олимпиаде. М., 2001.
- Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 8-9 кл. М.. 2003.
- Конституция РФ. М. 2006.
- Конституционное право. Тесты. Саратов, 2001.
- Никитин А.Ф. 200 вопросов и ответов по ОГ и П. Москва, 1996.
- Преподавание истории и обществознания в школе. №8, 2003.
- Преподавание истории и обществознания в школе. №8, 2004.
- Преподавание истории и обществознания в школе. №2, 2006.
- Преподавание истории и обществознания в школе. №6, 2006