Да, путь познания не гладок,
Но знаем мы со школьных лет:
Загадок больше, чем отгадок,
И поискам предела нет.
Л.Татьяничева
Цель урока: повторить и обобщить пройденный материал по теме «Механическое движение тел. Плотность вещества»; закрепить полученные знания при выполнении задач, экспериментальных заданий, отгадывании кроссворда.
Ход урока
За один урок трудно проверить и обобщить такие большие темы, но в нетрадиционной форме проведения занятий мы попытаемся это невозможное сделать возможным.
Ребята, у нас сегодня необычный урок не только тем, что присутствуют гости, но и тем, что будут новые типы заданий на уроке. У меня к вам, ребята, просьба - работать собранно, четко отвечать на вопросы, объяснять все, что вы выполняете.
А урок я начну со слов знаменитой уральской поэтессы Л. Татьяничевой. Сегодня нам с вами предстоит показать различные пути познания.
1 задание: Разминка – реши кроссворд
(работает весь класс на местах)
- Длина траектории, по которой движется тело в течение некоторого промежутка времени
- Изменение с течением времени положения тела относительно других тел
- Линия движения тела при перемещении из одной точки в другую
- Вид движения, который используется в одном из детских аттракционов
- Явление сохранения скорости тела при отсутствии на него других тел
Итак, у нас получилось слово «Удачи». Именно удачи я желаю всем сегодня.
2 задание: Выполнение эксперимента
(двое учащихся получают задание по определению плотности чеснока)
Ребята, кто сегодня у нас будет выполнять эксперимент?
Выбираем только двух человек. Вы должны за 7 минут выполнить задание, написанное на карточке с помощью данного оборудования.
Лабораторная работа
Определение плотности твердого тела
Цель работы: определить плотность чеснока
Оборудование: весы, гири, измерительный цилиндр (мензурка), нитка, чеснок
Ход работы
- Измерьте массу тела на весах (смотри лабораторную работу в учебнике) и запишите результат в таблицу.
- Измерьте объем тела с помощью мензурки (смотри лабораторную работу в учебнике) и результат запишите в таблицу.
- Рассчитайте по формуле ρ = m/v плотность данного тела, результат запишите в таблицу.
- Переведите г/см3 в кг/м3.
№ п/п | Масса тела m, г | Объем тела v, см3 | Плотность вещества ρ | |
г/см3 | кг/м3 | |||
3 задание: Выполнение теоретического задания
(двое учащихся получают задание по составлению как можно большего количества формул из физических величин, написанных на карточке)
Ребята, кто сегодня у нас будет выполнять теоретический эксперимент?
Выбираем только двух человек. Вы должны за 3 минуты выполнить задание,по составлению как можно большего количества формул из физических величин, написанных на карточке. Данное задание нужно будет написать на доске, после того, как вы выполните его в тетрадях.
S υ t / = m V ρ ·
Правильные ответы:
S = υ · t
υ = S / t
t = S / υ
m = ρ · V
V = m / ρ
ρ = m / V
4 задание: Проверка домашних задач
(вызываются два человека с карточками и учебниками к доске)
Задачи:
- Самолет летит со скоростью 360 км/ч. Какой путь он пролетит за 30 минут?
- Картофелина массой 59 г имеет объем 50 см3. Определите плотность картофелины, выраженной в кг/м3.
Ребята, а мы с вами поработаем с переводом единиц измерения.
5 задание: Перевод единиц измерения
(вызываются два человека к доске, а остальные выполняют в рабочих тетрадях)
Открываем рабочие тетради, записываем число и тему урока, выполняем то же самое задание самостоятельно.
2,5 т = ___ кг | 144 км/ч = ___ м/с |
300 г = ___ кг | 240 м/мин = ___ м/с |
150 мг = ___ кг | 300 см/с = ___ м/с |
600 г = ___ кг | 72 км/мин = ___ м/с |
4000 кг/м3 = ___ г/см3 | 950 г/см3 = ___ кг/м3 |
8,8 г/см3 = ___ кг/м3 | 6780 кг/м3 = ___ г/см3 |
Ребята, а теперь давайте проверим, правильно ли выполнили данное задание ученики?
Проверяем перевод единиц измерения, правильность выполнения домашних задач.
Четыре человека дают характеристику о правильности выполнения этих заданий.
У нас как раз подошло то время, которое давалось для выполнения экспериментальных заданий давайте, прослушаем этих учащихся.
Что мы им поставим?
6 задание: Решение задач
А теперь мы с вами порешаем задачи по названной теме.
(выполняют в тетрадях, а один человек у доски)
- Ежик скатился со склона горы длиной 10 м со скоростью 20 см/с. Сколько времени этот спуск занял у ежика?
- Баба Яга преследовала Иванушку и летела в ступе со скорость 20 м/с в течение 5 минут, затем полчаса бежала по лесу 2 км. С какой средней скоростью она гналась за бедным мальчиком?
- Найдите массу мраморной глыбы размером 4 · 5 · 2 м.
- Определите объем серебряного слитка массой 420 г.
- Мотоциклист движется со скоростью 54 км/ч, а пешеход – со скоростью 2 м/с. Во сколько раз скорость мотоциклиста больше скорости пешехода?
- Сколько потребуется автомобилей для перевозки 56 т картофеля, если объем кузова равен 4 м3? Плотность картофеля принять равной 7000 кг/м3.
- Пачка кровельного железа массой 80 кг содержит 14 листов железа размеров 1∙ 1,5 м. Какова толщин листов?
- Определите объем сосуда, если масса пустого сосуда равна 600 г, а наполненного керосином – 2 кг.
7 итоги урока: Спасибо всем за урок!
Презентация – Приложение 1.