Урок физики в 7-м классе по теме "Механическое движение тел. Плотность вещества"

Разделы: Физика


Да, путь познания не гладок,
Но знаем мы со школьных лет:
Загадок больше, чем отгадок,
И поискам предела нет.
Л.Татьяничева

Цель урока: повторить и обобщить пройденный материал по теме «Механическое движение тел. Плотность вещества»; закрепить полученные знания при выполнении задач, экспериментальных заданий, отгадывании кроссворда.

Ход урока

За один урок трудно проверить и обобщить такие большие темы, но в нетрадиционной форме проведения занятий мы попытаемся это невозможное сделать возможным.

Ребята, у нас сегодня необычный урок не только тем, что присутствуют гости, но и тем, что будут новые типы заданий на уроке. У меня к вам, ребята, просьба - работать собранно, четко отвечать на вопросы, объяснять все, что вы выполняете.

А урок я начну со слов знаменитой уральской поэтессы Л. Татьяничевой. Сегодня нам с вами предстоит показать различные пути познания.

1 задание: Разминка – реши кроссворд

(работает весь класс на местах)

  1. Длина траектории, по которой движется тело в течение некоторого промежутка времени
  2. Изменение с течением времени положения тела относительно других тел
  3. Линия движения тела при перемещении из одной точки в другую
  4. Вид движения, который используется в одном из детских аттракционов
  5. Явление сохранения скорости тела при отсутствии на него других тел

Итак, у нас получилось слово «Удачи». Именно удачи я желаю всем сегодня.

2 задание: Выполнение эксперимента

(двое учащихся получают задание по определению плотности чеснока)

Ребята, кто сегодня у нас будет выполнять эксперимент?

Выбираем только двух человек. Вы должны за 7 минут выполнить задание, написанное на карточке с помощью данного оборудования. 

Лабораторная работа

Определение плотности твердого тела

Цель работы: определить плотность чеснока

Оборудование: весы, гири, измерительный цилиндр (мензурка), нитка, чеснок

Ход работы

  1. Измерьте массу тела на весах (смотри лабораторную работу в учебнике) и запишите результат в таблицу.
  2. Измерьте объем тела с помощью мензурки (смотри лабораторную работу в учебнике) и результат запишите в таблицу.
  3. Рассчитайте по формуле ρ = m/v плотность данного тела, результат запишите в таблицу.
  4. Переведите г/см3 в кг/м3.
№ п/п Масса тела m, г Объем тела v, см3 Плотность вещества ρ
г/см3 кг/м3
       

3 задание: Выполнение теоретического задания

(двое учащихся получают задание по составлению как можно большего количества формул из физических величин, написанных на карточке)

Ребята, кто сегодня у нас будет выполнять теоретический эксперимент?

Выбираем только двух человек. Вы должны за 3 минуты выполнить задание,по составлению как можно большего количества формул из физических величин, написанных на карточке. Данное задание нужно будет написать на доске, после того, как вы выполните его в тетрадях.

S υ t / = m V ρ ·

Правильные ответы:

S = υ · t
υ = S / t
t = S /
υ
m = ρ · V
V = m / ρ
ρ = m / V

4 задание: Проверка домашних задач

(вызываются два человека с карточками и учебниками к доске)

Задачи:

  1. Самолет летит со скоростью 360 км/ч. Какой путь он пролетит за 30 минут?
  2. Картофелина массой 59 г имеет объем 50 см3. Определите плотность картофелины, выраженной в кг/м3.

Ребята, а мы с вами поработаем с переводом единиц измерения.

5 задание: Перевод единиц измерения

(вызываются два человека к доске, а остальные выполняют в рабочих тетрадях)

Открываем рабочие тетради, записываем число и тему урока, выполняем то же самое задание самостоятельно.

2,5 т = ___ кг 144 км/ч = ___ м/с
300 г = ___ кг 240 м/мин = ___ м/с
150 мг = ___ кг 300 см/с = ___ м/с
600 г = ___ кг 72 км/мин = ___ м/с
4000 кг/м3 = ___ г/см3 950 г/см3 = ___ кг/м3
8,8 г/см3 = ___ кг/м3 6780 кг/м3 = ___ г/см3

Ребята, а теперь давайте проверим, правильно ли выполнили данное задание ученики?

Проверяем перевод единиц измерения, правильность выполнения домашних задач.

Четыре человека дают характеристику о правильности выполнения этих заданий.

У нас как раз подошло то время, которое давалось для выполнения экспериментальных заданий давайте, прослушаем этих учащихся.

Что мы им поставим?

6 задание: Решение задач

А теперь мы с вами порешаем задачи по названной теме.

(выполняют в тетрадях, а один человек у доски)

  1. Ежик скатился со склона горы длиной 10 м со скоростью 20 см/с. Сколько времени этот спуск занял у ежика?
  2. Баба Яга преследовала Иванушку и летела в ступе со скорость 20 м/с в течение 5 минут, затем полчаса бежала по лесу 2 км. С какой средней скоростью она гналась за бедным мальчиком?
  3. Найдите массу мраморной глыбы размером 4 · 5 · 2 м.
  4. Определите объем серебряного слитка массой 420 г.
  5. Мотоциклист движется со скоростью 54 км/ч, а пешеход – со скоростью 2 м/с. Во сколько раз скорость мотоциклиста больше скорости пешехода?
  6. Сколько потребуется автомобилей для перевозки 56 т картофеля, если объем кузова равен 4 м3? Плотность картофеля принять равной 7000 кг/м3.
  7. Пачка кровельного железа массой 80 кг содержит 14 листов железа размеров 1∙ 1,5 м. Какова толщин листов?
  8. Определите объем сосуда, если масса пустого сосуда равна 600 г, а наполненного керосином – 2 кг.

7 итоги урока: Спасибо всем за урок!

Презентация – Приложение 1.