Информатика, пожалуй, одна из важнейших дисциплин в наше время. Если такие предметы как алгебра, геометрия, физика и др. являются частью школьной программы на протяжении длительного времени, то информатика в школе преподаётся сравнительно недавно, около 25–30 лет. Нашу жизнь уже невозможно представить без компьютера и Интернета. Последний облегчает поиск нужной информации, а без многих компьютерных программ невыполнимо огромное количество работ. Именно поэтому учащимся нужно прочно овладеть такими необходимыми знаниями. Важнейшим видом профессионального общения учителя, наряду с уроком, являются внеклассные мероприятия. Весёлые познавательные игры, КВНы, конкурсы значительно оживят изучение такого строгого, “сухого” предмета, как информатика, научат ребят пользоваться полученными знаниями, терминологией, разовьют их память и логику. Недостаток занимательных материалов, сценариев для проведения внеклассных мероприятий для учащихся разного возраста, побудили меня к разработке сценариев проведения самых разных мероприятий в дни предметной недели по информатике. Представляю разработку внеклассного мероприятия по информатике «Интеллектуальная игра “5” * “5”».
Участники: учащиеся 5–7-[ классов (две команды).
Оборудование: игровое поле (рис. 1), таблички с буквами по размеру с клеткой игрового поля, табло для учёта очков (рис. 2), ПК, мультимедиапроектор, секундомер, ручки и листы бумаги для расчётов, призы и награды.
Продолжительность игры: 30–40 минут.
- столбец – жёлтый;
- столбец – красный;
- столбец – зелёный;
- столбец – синий;
- столбец – белый.
В | И | Р | У | С |
Рис. 1. Игровое поле демонстрационное (большого размера)
Команда “Супербайт” 6а |
очки | Команда “Килобайтик” 6б |
очки | |
суп | 3 | пуск | 4 | |
рис | 3 | риск | ||
сип | 3 | писк | 4 | |
… | … | |||
Итого: | 9 | Итого: | 8 |
Рис. 2. Таблица для
учащегося-помощника для учёта очков и слов
( заполнение в текстовом процессоре WOPD с
проекцией через проектор)
Дано слово: ВИРУС.
Ход игры- К уже имеющемуся слову добавить одну букву(под прямым углом), чтобы получилось новое слово (существительное, в ед. числе), чем больше букв в слове, тем сложнее вопрос, и тем больше очков можно принести своей команде ответив на него.
- Команда, начинающая игру, определяется по жребию (бросание монеты).
- За 1 мин. команда учащихся должна продумать слово, выбрать среди букв нужную и прикрепить её в таблицу.
- Ведущий-учитель задаёт вопросы из разных разделов информатики. Если буква учащимися поставлена в жёлтый столбец – по теме “Кодирование”, в красный – “Системы счисления”, в зелёный – “Устройство компьютера”, в синий – “Единицы измерения”, в белый – “История ВТ”.
- Чтобы команда заработала очки, ведущий-учитель, задаёт вопрос, сложность определяется по количеству букв в составленном слове.
- Если ответ команда дала правильный, то ей зачисляется соответствующее число очков, если нет, то очки сгорают, продолжает игру вторая команда.
- Выигрывает та команда, которая наберёт больше очков.
- Слова и очки фиксирует специальный учащийся-помощник на доске (см. рис. 2).
Вопросы:
2 балла
Жёлтый столбец:
Расшифруйте слово:
ьшым абтй сивкур базца |
(мышь) (байт) (курсив) (абзац) |
Красный столбец:
Переведите число из десятичной системы счисления в двоичную:
7 10 11 8 |
(111) (1010) (1011) (1000) |
Зелёный столбец:
Продолжите предложение:
Основное электронное устройство
компьютера – … Устройство для ввода в компьютер изображения с бумаги – … Устройства для хранения информации – … Визуальное средство отображения информации – … |
(Процессор) (Сканер) (Носители) (Монитор) |
Синий столбец:
Заполните пропуски:
- 1 байт = …битов
- 1 Кб=…байтов
- “МЫШЬ” содержит …битов
- “ПРИНТЕР” содержит …байтов
- 1 Мб=…Кб
Белый столбец:
Впишите пропущенные слова:
- Первый компьютер, где был создан …(страна). (США)
- Первый компьютер назывался … (название). (ЭНИАК)
- Первую суммирующую механическую машину создал …(ФИ учёного) (Блез Паскаль)
- Расшифруйте ЭВМ – … (Электронно-вычислительная машина)
- Имя первой женщины-программиста … (Ада)
3 балла
Жёлтый столбец:
Расшифруйте слово:
Ниофмртакиа Мокбьпреп Фнимроицая Рпцосеоср Арутаивалк |
(Информатика) (Компьютер) (Информация) (Процессор) (Клавиатура) |
Красный столбец:
Переведите число из двоичной системы счисления в десятичную:
1101 10001 1110 11000 10101 |
(13) (17) (14) (24) (21) |
Зелёный столбец:
Придумайте слово, в котором бы был элемент устройства компьютера.
БИС ДИСК АЛУ ЧИП ПЛАТА |
(БИСквит, чиБИС, БИСер) (ДИСКотека, реДИСКа) (пАЛУба, шАЛУн) (ЧИПсы, ЧИПоллино) (зарПЛАТА, расПЛАТА) |
Синий столбец:
- Сколько байтов информации содержит один лист печатного текста на котором 45 строк по 60 символов? (2700 Байтов)
- Сколько битов информации в имени арабского математика, которое послужило основой термина АЛГОРИТМ – Абу Абдулл Мухаммед Бен Мусса аль-Маджус аль-Хорезми? (320 битов)
- Сколько байт информации содержит чёрно-белая картинка размером 60*80 пикселей? (60 байтов)
- Сколько байтов информации необходимо для кодировки цветной картинки 10*10 пикселей? (300 байтов)
- Сколько газет объёмом 1 Гб можно записать на CD-R диск? (700)
Белый столбец:
Впишите пропущенные слова:
- Как назывался инструмент (аналог русских счёт), созданный греками? (абак)
- Как называлась суммирующая машина, созданная Блезом Паскалем? (паскалина или “Паскалево колесо”)
- Каким инструментом для расчётов пользовались в древнем Китае (аналог русских счёт)? (суан-пан)
- Назовите имя учёного – первого, кто разработал механическую машину, выполняющую все четыре арифметических действия. (Готврид Вильгельм Лейбниц)
- Чем знаменит английский учёный Чарльз Беббидж? ( Он предложил схему “аналитической машины”, в устройстве которой предполагалось – три основные части: “Склад” для хранения чисел, набиравшихся с помощью зубчатых колёс; “Фабрику” для операций над числами, изъятыми из “склада”; устройства управления операциями с помощью перфокарт.
4–5 баллов
Жёлтый столбец:
Расшифруйте слово:
- 12 6 2 6 5 2 3 (фамилия советского учёного) – каждая буква закодирована её порядковым номером в русском алфавите. (ЛЕБЕДЕВ)
- 13 31 18 13 (название электронной машины, которую разработали под руководством С.А.Лебедева в 1950 г.) – каждая буква закодирована её порядковым номером в русском алфавите. (МЭСМ)
- 19 20 18 7 12 2 (название ЭВМ, разработанной в Советском Союзе в 1953 г.) – каждая буква названия закодирована номером следующей после неё в алфавите. (СТРЕЛА)
- 33 11 3 14 11 (название языка программирования, разработанного в 1957 г.) – каждая буква закодирована номером предыдущей буквы в алфавите, буквы записаны по кругу. (АЛГОЛ)
Красный столбец:
Заполните пропуски:
- 112 + 1110 = …10
- 1110 – 112 = …10
- 112 * 1110 = …10
- 10010 / 1012 = …10
- 112 + 12 = …10
Зелёный столбец:
Ответьте на вопросы:
- Объясните, что общего между предлагаемыми словами и устройством компьютера? (Дискант, дискобол, дискуссия, дисквалификация) (Все слова содержат слово ДИСК, а диски относят к внешней памяти)
- Объясните назначение Voice Pen? (голосовая ручка, предназначенная для считывания и записи текста с бумажного носителя)
- Составьте слово, которое имеет отношение к устройству компьютера и к словам: ива и шлак, вал и ишак? (КЛАВИША)
- Нота, хвойное дерево и слово ТОН. Что их объединяет? (НОСИТЕЛЬ)
Синий столбец:
Заполните пропуски:
- 12288 бит = …байт = …Кб (12288 бит = 1536 байт = 1,5 Кб)
- 2 Мб = … Кб = …байт 2Мб = 2048 Кб = 2097152 байта)
- Сколько картинок можно записать на дискету, если одна картинка занимает 69 Кб? (1,38Мб=1413 Кб, 1413 / 69 ? 20 картинок)
- Сколько дискет заменяет 1 CD-R диск? (700 Мб / 1,38 Мб ? 507)
Белый столбец:
Ответьте на вопросы:
- Какое отношение к истории вычислительной техники имеет Леонардо да Винчи? (Он создал эскиз тринадцатиразрядного суммирующего устройства с десятизубными колёсами)
- В каком веке была создана первая механическая суммирующая машина? (17 веке, 1642 году)
- Чем знамениты английский математик А. Тьюринг и американский математик и логик Э.Л. Пост? (Разработали концепцию абстрактной вычислительной машины).
- Какой учёный разработал концепцию электронно-вычислительной машины? (Джон фон Нейман)
Литература
- Златопольский Д.М. Сборник заданий для внеклассной работы по информатике. М.: Чистые пруды, 2006 (Библиотечка “Первое сентября”, серия “Информатика”. Вып. 1 (7)).
- Златопольский Д.М. Задания для конкурсов, викторин, КВН и учебные кроссворды по информатике. М.: Чистые пруды, 2007 (Библиотечка “Первое сентября”, серия “Информатика”. Вып. 1 (13)).
- Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки информатики. 8-11 классы. – Ростов/нД: изд-во “Феникс”, 2002.
- Агеева И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Григоренко Ю.Н., Кострецов У.Ю. Коллективно-творческие дела. М.: Педагогическое общество России, 1999.