ЦЕЛИ УРОКА:
- Ввести понятие о плотности вещества.
- Познакомить с формулой для расчёта плотности.
- Разъяснить физический смысл понятия плотность.
- Научить вычислять массу и объём тела по известной плотности.
ПЛАН УРОКА
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного материала.
Ребята, на первом уроке физики мы выяснили, что физика – наука о природе, т.е. она изучает свойства материи. Одна из форм существования материи – вещество. Все вы помните, что все физические тела состоят из вещества. Давайте вспомним, что мы знаем о веществе.
- Каково строение вещества?
- Назовите агрегатные состояния вещества.
- Чем они отличаются друг от друга?
- Какая физическая величина определяет размеры тела? Какой буквой обозначается объём, и в каких единицах измеряется в СИ?
- Какой буквой обозначается масса, и в каких единицах измеряется в СИ?
III. Объяснение нового материала.
Каждое тело имеет свои отличительные признаки, например свои размеры и массу – это утверждение ни у кого из вас не вызывает сомнения. Из жизни мы знаем, что масса тела зависит не только от размеров, но и от того, из какого вещества оно состоит(запуск презентации).
ПРИМЕР: стальная деталь и её модель, изготовленная из дерева
Запишите тему урока : “Плотность вещества..” Следующий кадр
Окружающие нас тела состоят из различных веществ. Следующий кадр
Убедимся на опыте, что тела равного объёма, изготовленные из разных материалов, имеют разную массу.
ДЕМОНСТРАЦИЯ: взвешивание тел равного объёма. Следующий кадр
(Результаты эксперимента записываются в тетрадь)
V1 = V2 тела изготовлены из разных веществ m1 m2 Следующий кадр
Рассмотрим следующий опыт
ДЕМОНСТРАЦИЯ: взвешивание тел равной массы и сравнение их размеров.
Следующий кадр
Из опыта видно, что тела равной массы, изготовленные из разных веществ, имеют разные объёмы.
(Результаты эксперимента записываются в тетрадь)
m1 = m2 тела изготовлены из разных веществ V1 V2 Следующий кадр
Чем это можно объяснить?
Запись в тетрадь: Разные вещества имеют разную плотность. Следующий кадр
Запись в тетрадь: ФИЗИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПЛОТНОСТИ:
Плотность – это физическая величина, показывающая, какая масса вещества приходится на единицу объёма тела.
Как же найти плотность? Следующий кадр
РАСМОТРИМ ПРИМЕР: Льдина объёмом 8 м3 имеет массу 7200 кг. Как найти массу
1 м3 льда?
7200кг : 8 м3 = 900 кг/м3 – плотность льда
Запись в тетрадь: Плотность = масса/ объём
Следующий кадр
= m/V
(ро)- плотность
Запись в тетрадь: ПЛОТНОСТЬ – это физическая величина, равная отношению массы
тела к его объёму.
Запись в тетрадь: В системе СИ :{}= 1 кг/м3 дополнительная единица : г/см3 Следующий кадр
7200 кг/м3= 7200000 г /1000000 см3 =7,2 г/см3 ( т.е. разделить на 1000)
Для обратного перевода умножить на 1000
РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ № 2 (стр. 50) – закрепление понимания физического смысла понятия плотность.
- Почему разные вещества обладают разной плотностью?
- Лёд, вода, водяной пар – одно, и тоже вещество, но в разных агрегатных состояниях. Одинаковы ли плотности льда, воды, водяного пара? (Ребята работают с таблицей в учебнике “Плотности веществ”). Как вы думаете, почему плотности льда, воды и водяного пара различны.
Запись в тетрадь: Плотность вещества зависит:
Следующий кадр
от массы атомов, из которых оно состоит, и от плотности упаковки атомов и молекул в веществе. Чем больше масса атомов и чем они ближе расположены друг к другу, тем больше плотность.
Знать плотность различных веществ важно для различных практических целей:
- Инженер, зная плотность материалов из которых изготовлен станок, может рассчитать его массу.
- Строитель – размер здания завода и прочность фундамента и т.п.
- Киноляпы (рассказ о неправдоподобности кадров из боевиков об ограблении золотого запаса банка)
Формула плотности позволяет рассчитать массу тела, если известна плотность и объём тела, и объём тела – если известна плотность и масса тела.
И так, как же рассчитать массу и объём? Следующий кадр
Запись в тетрадь: m=V V = m/
IV. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.
Следующий кадр
(с использованием таблицы № 2 стр. 50 учебника)
- Масса алюминиевого чайника 0,3 кг. Какой объём алюминия пошёл на изготовление чайника.
- Объём стальной детали 0,1 м3. Найдите её
массу.
(Решение задачи учителем на доске, дети делают запись решения в тетрадь)
(Решение задачи учителем на доске, дети делают запись решения в тетрадь) Следующий кадр
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
§21,22 упр.7(2,5), упр.8 (2)ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕСТА.
Следующий кадр
Следующий кадр (взаимопроверка теста)