Урок-презентация по физике в 7-м классе. Тема: "Плотность вещества"

Разделы: Физика


ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Ввести понятие о плотности вещества.
  2. Познакомить с формулой для расчёта плотности.
  3. Разъяснить физический смысл понятия плотность.
  4. Научить вычислять массу и объём тела по известной плотности.

ПЛАН УРОКА

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

Ребята, на первом уроке физики мы выяснили, что физика – наука о природе, т.е. она изучает свойства материи. Одна из форм существования материи – вещество. Все вы помните, что все физические тела состоят из вещества. Давайте вспомним, что мы знаем о веществе.

  1. Каково строение вещества?
  2. Назовите агрегатные состояния вещества.
  3. Чем они отличаются друг от друга?
  4. Какая физическая величина определяет размеры тела? Какой буквой обозначается объём, и в каких единицах измеряется в СИ?
  5. Какой буквой обозначается масса, и в каких единицах измеряется в СИ?

III. Объяснение нового материала.

Каждое тело имеет свои отличительные признаки, например свои размеры и массу – это утверждение ни у кого из вас не вызывает сомнения. Из жизни мы знаем, что масса тела зависит не только от размеров, но и от того, из какого вещества оно состоит(запуск презентации).

Приложение 1.

ПРИМЕР: стальная деталь и её модель, изготовленная из дерева

Запишите тему урока : “Плотность вещества..” Следующий кадр

Окружающие нас тела состоят из различных веществ. Следующий кадр

Убедимся на опыте, что тела равного объёма, изготовленные из разных материалов, имеют разную массу.

ДЕМОНСТРАЦИЯ: взвешивание тел равного объёма. Следующий кадр

(Результаты эксперимента записываются в тетрадь)

V1 = V2 тела изготовлены из разных веществ m1 Image857.gif (883 bytes)  m2 Следующий кадр

Рассмотрим следующий опыт

ДЕМОНСТРАЦИЯ: взвешивание тел равной массы и сравнение их размеров.

Следующий кадр

Из опыта видно, что тела равной массы, изготовленные из разных веществ,  имеют разные объёмы.

(Результаты эксперимента записываются в тетрадь)

m1 = m2 тела изготовлены из разных веществ V1 Image857.gif (883 bytes) V2 Следующий кадр

Чем это можно объяснить?

Запись в тетрадь: Разные вещества имеют разную плотность. Следующий кадр

Запись в тетрадь: ФИЗИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПЛОТНОСТИ:

Плотность – это физическая величина, показывающая, какая масса вещества приходится на единицу объёма тела.

Как же найти плотность? Следующий кадр

РАСМОТРИМ ПРИМЕР: Льдина объёмом 8 м3 имеет массу 7200 кг. Как найти массу

1 м3 льда?

7200кг : 8 м3 = 900 кг/м3 – плотность льда

Запись в тетрадь: Плотность = масса/ объём

Следующий кадр

= m/V

(ро)- плотность

Запись в тетрадь: ПЛОТНОСТЬ – это физическая величина, равная отношению массы

тела к его объёму.

Запись в тетрадь: В системе СИ :{}= 1 кг/м3 дополнительная единица : г/см3 Следующий кадр

7200 кг/м3= 7200000 г /1000000 см3 =7,2 г/см3 ( т.е. разделить на 1000)

Для обратного перевода умножить на 1000

РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ № 2 (стр. 50) – закрепление понимания физического смысла понятия плотность.

  1. Почему разные вещества обладают разной плотностью?
  2. Лёд, вода, водяной пар – одно, и тоже вещество, но в разных агрегатных состояниях. Одинаковы ли плотности льда, воды, водяного пара? (Ребята работают с таблицей в учебнике “Плотности веществ”). Как вы думаете, почему плотности льда, воды и водяного пара различны.

Запись в тетрадь: Плотность вещества зависит:

Следующий кадр

от массы атомов, из которых оно состоит, и от плотности упаковки атомов и молекул в веществе. Чем больше масса атомов и чем они ближе расположены друг к другу, тем больше плотность.

Знать плотность различных веществ важно для различных практических целей:

  1. Инженер, зная плотность материалов из которых изготовлен станок, может рассчитать его массу.
  2. Строитель – размер здания завода и прочность фундамента и т.п.
  3. Киноляпы (рассказ о неправдоподобности кадров из боевиков об ограблении золотого запаса банка)

Формула плотности позволяет рассчитать массу тела, если известна плотность и объём тела, и объём тела – если известна плотность и масса тела.

И так, как же рассчитать массу и объём? Следующий кадр

Запись в тетрадь: m=V V = m/

IV. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.

Следующий кадр

(с использованием таблицы № 2 стр. 50 учебника)

  1. Масса алюминиевого чайника 0,3 кг. Какой объём алюминия пошёл на изготовление чайника.
  2. (Решение задачи учителем на доске, дети делают запись решения в тетрадь) Следующий кадр

  3. Объём стальной детали 0,1 м3. Найдите её массу.
    (Решение задачи учителем на доске, дети делают запись решения в тетрадь)

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: §21,22 упр.7(2,5), упр.8 (2)

ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕСТА.

Следующий кадр

Приложение 2

Следующий кадр (взаимопроверка теста)

VI. ИТОГИ УРОКА.