Цели:
- закрепить умения решать и составлять уравнения с неизвестными: уменьшаемом, вычитаемом, слагаемом;
- познакомить с понятием “корень уравнения”;
- продолжать развивать умения решать задачи уравнением; вычислительный навык, мышление, внимание.
Оборудование: настольные доски; карточки с числами 127, 102, 0, 45, 400, 75, 110, 600, 120, 137, 85.
Ход урока
На закрытой доске плакат “Страна уравнений”. (У каждого на парте по одной карточке, могут быть одинаковые карточки.)
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Урок – экскурсия в “Страну уравнений”. Как вы думаете, чем же мы будем заниматься на этом уроке? (Ответы детей: решать уравнения, составлять уравнения, решать задачи, побываем в гостях у уравнений, во время экскурсии узнаем что-нибудь новое, нам будет интересно и т. д.).
– В конце урока мы увидим, оправдались ли ваши предположения. Чтобы попасть в страну уравнений нам надо составить пропуск, состоящий из двух уравнений: в первом неизвестно уменьшаемое, во втором неизвестно слагаемое.
(На индивидуальных досках, разделив их на две части, дети составляют уравнения.)
А теперь проверим, правильно мы составили уравнения, и можем ли мы отправиться в путь. Для этого поменяемся досками и прорешаем составленные уравнения. Кто будет готов, тот прикрепляет к доске зеленый сигнал.(Поднимаем доски)
1). Мы все справились, идём в “Страну уравнений”. Нам на пути будут встречаться различные математические выражения. Мы будем приветствовать стоя только уравнения.
(Учитель показывает карточки с выражениями, дети встают, когда увидят уравнение).
15 + 137 – 76 | х – 46 = 243 | а – х + а + а | 342+ у = 569 |
– И так мы в “Стране уравнений”. Первый город, в который мы попали – это город ИСПРАВЛЯЙ-КА.
(Открывается часть доски. )
На доске:
180 – х = 250
150 + х = 130
– Почему этот город так называется?
(Дети объясняют и исправляют уравнения). Работа коллективная, ответы записываются на доске. 250 – х = 180 или х – 180 = 250
130 + х =150 (Доказывают правильность исправленного.)
2).Продолжаем свой путь, и мы пришли в город ВЫБИРАЙ-КА.
(Открывается ещё часть доски. На доске название города и задание:
250 + х = 490
х – 170 = 70
х + 310 = 500
х + 200 = 300 – 60
В каких уравнениях х = 240? Запишите эти уравнения. (Проверяем, какие уравнения записали, объясняем почему.)
А теперь уравнения вас выбирают. Они вам прислали пригласительные: у каждого из вас карточка с числом; выйдите к доске, кого приглашают эти уравнения:
На доске
200 – х = 73 (127)
х + 250 = 650 (400)
300 + х = 402 (102)
х + 28 = 28 (0)
х – 13 = 32 (45)
410 – х = 300 (110)
(Выходят к доске дети у кого на партах были карточки с числами в скобках.)
Эти уравнения вас пригласили к себе в гости, чтобы сказать, что эти числа корни уравнений. Вот какой секрет открыли вам уравнения.
Почему число 127 корень первого уравнения? (Это решение уравнения).
Почему число 400 корень второго уравнения? Что же называется корнем уравнения? ( Это значение неизвестного, при котором будет верно равенство.) Проверим наш вывод.
А теперь вы пригласите в гости уравнения, запишите в тетрадь уравнение, которое вы приглашаете.
На доске:
х – 346 = 267
340 + х = 500
250 – х = 160
Приглашаем в гости уравнение, корень которого 90.
(Дети записали уравнение: 250 – х = 160)
3) Отправляемся в третий город СОСТАВЛЯЙ-КА.
Учитель диктует: Разность неизвестного числа и 20 равна частному 480 и 60.
Дети записывают уравнение и решают его. Один ученик ведёт запись на доске для проверки.
Составьте уравнение, используя числа 320, 40, 95 и х.
(Составленные уравнения:
х + 95 = 320 – 40
40 + х = 320 + 95
320 – х = 40 + 95 и т. д.)
(Сильные дети могут составить больше одного уравнения)
4) Отправляемся в четвёртый город ПРОРЕШАЙ-КА.
Идя в этот город, мы будем приветствовать уравнения с верным корнем, хлопками.
Учитель показывает карточки:
х+345 = 200 + 300 х + 150 = 400 – 100 х – 47 = 100 + 200 х + 5 = 70 : 7 |
х = 55 х = 150 х = 253 х = 5 |
Открывается ещё часть доски.
На доске:
1в) 360 + х = 180 + 430
2в) 180 – х = 240 – 70
Дети решают эти уравнения по вариантам с последующей взаимопроверкой.
Самостоятельное решение № 8, стр. 69 (учебник математики М.И. Моро.)
5) А теперь перед нами путь к острову ЗАДАЧ, чтобы пройти этот путь, надо решить уравнение:
(х + 35) – 40 = 135
запасной путь:
(х – 4) + 20 = 55
(х – 6) – 16 = 30
Дети выбирают любое уравнение и решают его.
Проверка: Встаньте у кого корень уравнения 140, 175, 275, 39, 52.
Мы прибыли на остров Задач.
1. Составим задачи, чтобы они решались так:
х + 25 = 80
70 – х = 38
2. Решить задачу:
В трёх коробках лежат карандаши. В первой коробке – 18 штук; во второй – 27; а в третьей – 9. Когда в первую положили несколько карандашей, то в ней стало столько, сколько во второй и в третьей вместе. Сколько карандашей положили в первую коробку?
(Задача решается коллективно.
Решение:
18 + х = 27 + 9
18 + х = 36
х = 36 – 18
х = 18
Ответ: в первую коробку положили 18 карандашей.)
6) Наша экскурсия закончилась и мы отправляемся домой. Наша дорога домой – расстояние АО. Вычислите его.
Составить уравнение и решить его.( расстояние:
АО = х
х + 70 = 47 + 54
х = 31)
7) Ну вот мы и дома. А теперь подведём итог нашей экскурсии. Оправдались ли наши предположения в начале урока? Узнали ли мы что-нибудь нового? В каком городе вам больше всего понравилось? Оцените каждый себя.
8) Домашнее задание: Составить два уравнения и решить их. Кто хочет, может составить условие задачи, по своему уравнению.