Класс: X или XI.
Количество часов: 34 (1 час в неделю).
Профиль: информационно-технологический.
Предполагается, что учащиеся владеют навыками работы в графическом редакторе, знакомы с операционной системой (Windows), умеют работать с файлами и папками, знакомы с текстовым редактором, электронными таблицами, имеют желание заниматься исследовательской и проектной деятельностью.
Пояснительная записка
Предисловие
Известно, что самая суть образования ребенка – это созидание его счастливой жизни. Ведь именно счастливая жизнь – то, чего мы от всей души желаем и своим детям, и себе. В детях от рождения заложена способность к творчеству и к счастью. Заглядывая в будущее наших детей, мы понимаем, что гораздо полезнее надуманных псевдофактов вчерашнего дня для них окажется умение обращаться с информационными системами нового времени. И чувствовать себя как рыба в воде в таком будущем сможет лишь тот ребенок, которому сегодня дают возможность изучать разнообразные источники информации, учиться понимать ее значение и приобретать навыки ее обработки и преобразования.
Внедрение компьютерных технологий в педагогический процесс дает человеку новые технические возможности для познания мира, самовыражения и самореализации в обществе.
Актуальность темы:
- помогает оценить потенциал ученика с точки зрения образовательной перспективы в рамках профильного образования в школе;
- является элементом открытой образовательной системы, позволяющей «компенсировать» достаточно ограниченные возможности базовых курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.
Цели и задачи курса:
- формирование у школьников готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом школьном предмете и в целях саморазвития;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать текстовую, графическую и звуковую информацию, используя информационные и коммуникационные технологии;
- развитие творческих способностей и познавательных интересов учащихся путем освоения средств ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм использования информации;
- приобретение опыта использования мультимедиа технологий в проектной деятельности.
Процесс работы направлен на всестороннее повышение профессионального мастерства, творческого потенциала учителя, и, в конечном счете, - на повышение качества и эффективности образовательного процесса: роста уровня образованности, воспитанности и креативного развития учащихся.
Задачи:
- изучить технологию создания проектов с использованием возможностей графических редакторов, мультимедиа программ;
- научиться использовать в проектах цифровые фотоматериалы и выполнять их реставрацию и коррекцию;
- научиться оформлять слайды, тексты, визитки, рекламу, плакаты, буклеты и другие публикации;
- овладеть методами создания и монтажа мультимедиа альбомов, видеоклипов, фильмов.
Основные приоритеты методики изучения:
- межпредметная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
- интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, метод проектов);
- личностно-деятельный подход;
- фасилитация (лидерство, основанное на совместной деятельности учителя и учащихся с доверительным психологическим климатом).
В основе курса лежит проектная деятельность, развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве: развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Для реализации курса необходимо наличие компьютерного класса с программным обеспечением: ОС семейства Windows *, приложения Microsoft Office 2003: Microsoft PowerPoint и Microsoft Publisher, Microsoft Internet Explorer, программ обработки цифровых фото и видео (Adobe Photoshop, Movie Maker или их аналогов, 602РС Suite Photo, *-Albom или аналог.), систем оптического распознавания документов (Fine Reader *).
Диагностика успешности усвоения программы проводится путем защиты проектов на уровне группы, школьного научного общества. Одним из критериев успешности выполненной работы можно считать дальнейшее практическое использование созданных проектов в учебной и научно-исследовательской деятельности учащихся, педагогов, родителей.
Успешное выполнение данной программы рождает желание изучать глубже и разносторонне программы по созданию других проектов (Web-страниц, анимационных объектов, и т.д.), воспитывает у учащихся интерес к профессиональной деятельности, связанной с использованием информационных и коммуникационных технологий.
Содержание обучения
Учебно-тематический план
№ | Содержание темы | Кол-во часов |
1 | Что такое проект. Примеры проектов и их обсуждение. | 2 |
2 | Подготовка к разработке учебного проекта. Формулировка темы проекта, идеи, гипотезы. Планирование работы. Формулировка задач. Рассмотрение ресурсов, используемых в работе над проектом и составление списка. Обсуждение идей по планированию самостоятельной деятельности учащихся в проекте. | 2 |
3 | Поиск и сохранение на компьютере отдельных текстовых, графических, звуковых файлов, видеороликов. | 2 |
4 | Обсуждение отобранных информационных ресурсов для реализации основных идей проекта. Ознакомление с примерами презентаций учащихся и создание сценария мультимедиа презентации для представления результатов его самостоятельной (групповой) работы по проекту. | 2 |
5 | Работа с графическими объектами для проекта. Редактирование графических изображений в растровом редакторе (Adobe Photoshop). | 6 |
6 | Создание мультимедиа презентации (Microsoft PowerPoint). | 4 |
7 | Обсуждение идей по использованию Microsoft Publisher в проекте. Создание публикаций, отражающих работу над проектом. Просмотр и обсуждение примеров публикаций учеников. | 4 |
8 | Создание мультимедиа альбомов по проекту (Movie Maker). | 4 |
9 | Просмотр и обсуждение мультимедиа альбомов. Планирование представления проекта. | 2 |
10 | Создание Web-сайта проекта (Microsoft Publisher). Обсуждение и корректировка материалов проекта. Подготовка к защите проекта. | 4 |
11 | Итоговая защита проекта. | 2 |
Итого | 34 |
Содержание курса
(2 ч.) Что такое проект. «Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления». Примеры проектов и их обсуждение. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить". Типология проектов. Организация внешней оценки проекта. Общие подходы к структурированию проекта. Телекоммуникационные региональные и международные проекты. Диалог культур.
Практическая работа: Просмотр демо-версий различных проектов.
(2 ч.) Подготовка к разработке учебного проекта. Формулировка темы проекта, идеи, гипотезы. Планирование работы. Формулировка задач. Аннотация ресурсов, используемых в работе над проектом и составление списка. Обсуждение идей по планированию самостоятельной деятельности учащихся в проекте.
Практическая работа: Рассмотрение разных тем, идей, гипотез, задач проектов. Планирование портфолио проекта.
(2 ч.) Поиск и сохранение на компьютере отдельных текстовых, графических, звуковых файлов, видеороликов. Расширения и форматы файлов.
Практическая работа: Создание папки по проекту и размещение иерархической системы папок с материалами для проекта.
(2 ч.) Обсуждение отобранных информационных ресурсов для реализации основных идей проекта. Ознакомление с примерами презентаций учащихся и создание сценария мультимедиа презентации для представления результатов его самостоятельной (групповой) работы по проекту.
Практическая работа: Создание мультимедиа презентации для представления результатов работы по проекту.
(6 ч.) Работа с графическими объектами для проекта. Редактирование графических изображений в растровом редакторе Adobe Photoshop.
Создание и сохранение файлов. Палитры изображения. Способы выделения изображений.
Практическая работа: Создание изображения для проекта с использованием палитры.
Выделение объектов сложной конфигурации в режиме быстрой маски. Операции с изображениями: удаление, копирование, перемещение. Контур, маска, слой, фильтр изображения. Приемы ретуши. Трансформация изображения. Оформление тени объекта с помощью дубликата слоя.
Практическая работа: Создание изображений для проекта с использованием контура, маски, слоев, фильтров, ретуши, трансформации.
Работа с текстом в Adobe Photoshop. Текстура, текстовые эффекты. Коррекция изображений. Фотомонтаж. Фотокоррекция.
Практическая работа: Создание изображений с использованием текстовых и текстурных эффектов, фотокоррекции и фотомонтажа.
Печать изображений. Сканирование (оцифровка) изображений.
Практическая работа: Сканирование и печать изображений для проекта.
6. (4 ч.) Создание мультимедиа презентации в Microsoft PowerPoint.
Основные шаги создания презентации по проекту.
Шаблоны дизайна презентаций, ввод текста, вставка рисунков, диаграмм, гиперссылки.
Практическая работа: Создание презентации по проекту с использованием шаблонов дизайна.
Настройка анимации, смена слайдов, печать слайдов.
Практическая работа: Настройка анимации и смены слайдов в презентации по проекту.
Вставка звука, видеофрагмента.
Практическая работа: Вставка звука и видео объектов в презентацию по проекту.
Сохранение презентации для демонстрации и для размещения в Интернете.
Практическая работа: Редактирование и сохранение презентации по проекту для размещения в сети Интернет.
(4 ч.) Обсуждение идей по использованию Microsoft Publisher в проекте.
Практическая работа: Создание публикаций, отражающих работу над проектом.
Просмотр и обсуждение примеров публикаций учеников.
(4 ч.) Планирование и создание мультимедиа альбомов по проекту в программе Movie Maker от сценария до демонстрации. (Приложение 2)
Практическая работа: Подбор фотоматериалов-слайдов и настройка переходов, эффектов.
Практическая работа: Вставка музыкальных роликов, текста, титров, анимационных объектов.
Практическая работа: Звукозапись и сохранение фильма.
(2 ч.) Просмотр и обсуждение мультимедиа альбомов. Планирование представления проекта.
Практическая работа: Создание мультимедиа презентации представления проекта.
10. (4 ч.) Знакомство с МАСТЕРОМ создания Web-сайтов. Создание Web-сайта проекта с помощью Microsoft Publisher. Обсуждение и корректировка материалов проекта. Подготовка к защите проекта.
Практическая работа: Планирование содержания и оформления Web-сайта.
Практическая работа: Создание Web-сайта проекта.
11. (2 ч.) Итоговая защита проекта.
Приветствие руководителя, уточнение порядка выступления групп.
Выступление групп и встречное оппонирование со стороны слушателей.
Рефлексия участников проекта.
Выступления гостей и зрителей, постановка задач на дальнейшее совершенствование.
Ожидаемые результаты обучения
После прохождения курса учащиеся должны:
знать:
- требования к учебному проекту;
- этические и правовые нормы использования информации;
- принципы использования авторских объектов;
- библиографические правила цитирования источников;
- смысл понятий «тема проекта», «идея проекта», «гипотеза», «проблемный вопрос», «задачи проекта»;
- смысл понятия «мультимедиа технологии»;
- варианты использования текстовых и графических редакторов в самостоятельной деятельности;
- процедуру защиты и оценивания проекта;
- общие возможности графического редактора Adobe Photoshop;
- отличия Adobe Photoshop от редактора Microsoft Paint;
- преимущества и недостатки Adobe Photoshop;
- отличия векторной графики от растровой (точечной);
- что такое цвет, спектр цвета, атрибуты цвета;
- правила работы с цветом, цветовые модели, характеристики цветовых изображений;
- интерфейс и основные параметры (характеристики) изображения;
- функции инструментальных палитр;
- какие операции можно выполнять с фрагментами изображений;
- виды контуров, масок, слоев; группы фильтров графического изображения;
- основные шаги создания презентации в Microsoft PowerPoint;
- понятия шаблонов дизайна презентации;
- предназначение и интерфейс программы Movie Maker;
- что такое Web-сайт, его структура и место среди современных сервисов Интернета;
уметь:
- формулировать проблемные вопросы, выдвигать гипотезы по темам исследований;
- планировать свою самостоятельную исследовательскую и творческую деятельность для поиска ответов на разные вопросы;
- работать в малых группах и в сотрудничестве;
- применять текстовый редактор, программы Adobe Photoshop, Movie Maker, Microsoft PowerPoint, Microsoft Publisher и им подобные в любом школьном предмете и в целях саморазвития;
- анализировать и преобразовывать текстовую, графическую и звуковую информацию для решения конкретных задач;
- запускать редактор Adobe Photoshop и пользоваться его инструментами;
- настраивать, создавать и использовать кисти;
- создавать контуры изображения и маски;
- работать с текстом в Adobe Photoshop;
- проводить коррекцию фотоизображений и их художественную обработку; проводить фотомонтаж;
- работать со слоями и фильтрами изображения;
- анализировать графические изображения; определять цветовые сочетания фона и символов;
- отбирать необходимые цветовые схемы для изображения;
- классифицировать файлы по типам и расширениям;
- создавать сценарий мультимедийной презентации;
- вставлять текст, картинки, рисунки, диаграммы, гиперссылки, звук, видеофрагменты в мультимедиа презентации;
- настраивать анимацию, смену слайдов в мультимедиа презентации;
- сохранять презентацию для демонстрации и для размещения в Интернете, печатать на принтере слайды презентации;
- создавать различные публикации в программе Microsoft Publisher;
- создавать мультимедийные альбомы в программе Movie Maker;
- сохранять в разных форматах мультимедийные альбомы;
- создавать Web-сайты с помощью программы Microsoft Publisher;
- проводить рефлексию, защиту проекта.
Литература
- Ястребцева Е.Н, Быховский Я.С. Intel® Обучение для будущего (при поддержке Microsoft): Учебное пособие. – 5-е изд., испр. – М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2005.(+ компакт-диск)
- Стрелкова Л.М. Photoshop. Практикум – М.: Интеллект-Центр, 2004.(+компакт-диск)
- Adobe® Photoshop® 7.0. Официальный учебный курс: Учебное пособие. М.: ТРИУМФ, 2003. (+ компакт-диск)
- Гурский Ю., Корабельникова Г. Эффективная работа: Photoshop 7.0. Трюки и эффекты. СПб.: Питер, 2004. (+ компакт-диск)
- Залогова Л. А. Практикум по компьютерной графике: Учебное пособие. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
- Иванова Т. Допечатная подготовка: Учебный курс. СПб.: Питер, 2004.
- Соловьева Л. Ф. Информатика в видеосюжетах. СПб.: БХВ-Петер-бург, 2002. (+ компакт-диск)
- Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: методическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. (+компакт-диск)
- Презентация темы элективного курса (Приложение 3)