Театрализованная деятельность в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Теоретической основой данного курса является программа А.П.Ершовой «Уроки театра на уроках в начальной школе».

Актуальность темы: Многолетний опыт работы доказывает, что речь у большинства школьников страдает многими недостатками: нарушение произносительной стороны речи, невысокий уровень культуры устной речи, эмоциональная бедность языка.

Программа Ершовой А.П. призвана не только сформировать высокий уровень культуры речи, но и привить конкретные навыки овладения этой культурой. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания, организации совместной деятельности детей, приобщает к духовному богатству.

Цель эксперимента состоит в том, чтобы каждого учащегося обучить осмысленной интонационной выразительной речи и чтению и превратить эти навыки в норму общения; развить познавательные и творческие способности учащихся через искусство художественного слова.

Замысел эксперимента: Будет воплощаться через уроки чтения и русского языка, через систему кружковой, групповой индивидуальной работы. Большая роль отводится театрализации, концертной деятельности, практическим занятиям по сценическому мастерству.

Объект экспериментирования: Исследуются возможности младших школьников в овладении техникой речи, ее интонационной выразительности, в овладении терминологией театрального искусства, исследуются так же степень влияния такого изменения практически на общий уровень развития детей.

Предмет: Учащиеся получают знания о сценическом искусстве, о способах овладения актерским мастерством. В ходе эксперимента планируется воздействовать на интуицию детей, эмоциональную сторону восприятия.

Педагогические цели:

  • Развитие выразительной речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;
  • Создание атмосферы творчества;
  • Социально-эмоциональное развитие детей.

Цель эксперимента: Апробирование программы А.П.Ершовой «Уроки театра в начальной школе», разработка методических рекомендаций для учителей, планирование уроков и занятий с учащимися (групповых, кружковых, индивидуальных).

Задачи:

  • Создать условия для реализации творческих способностей учащихся
  • Способствовать формированию речевой деятельности учащихся, умений и навыков правильной речи.

Гипотеза. Если по данной программе обучать выразительному чтению и технике речи, то это будет способствовать развитию языкового чутья, интереса к искусству слова, активности и коммуникативности.

Диагностический инструментарий. Анкеты, интервью с учащимися и родителями, результаты сценической деятельности, конкурсы чтецов и театрального мастерства.

Критерии оценки результатов.

Оценка эффективности экспериментальной программы будет осуществляться по следующим параметрам:

  • Техника чтения учащихся
  • Речевой уровень устных ответов учащихся
  • Активность учащихся в сценической деятельности

Сроки: сентябрь 1998 г. – май 2002 г.

Этапы:

I – констатирующий (1998-1999). Анализ психолого-педагогической и методической литературы.
II – формирующий (1999-2001). Апробация программы Ершовой "Уроки театра в начальной школе"
III – итоговый (2001-2002).

Прогноз негативных последствий. В ходе эксперимента приходится корректировать нормы речи детей, сформировавшиеся в раннем возрасте, а это всегда осложняет результат. Трудность заключается в том, что обучение ведется комплексно: от звуков и фонем до выразительности речи одновременно, что затрудняет процесс обучения, не позволяет каждому ученику добиться желаемых результатов.

Способы коррекции.

  • Организация занятий с логопедом
  • Индивидуальная работа (учитель-ученик)
  • Работа учителя над собственной речевой культурой
  • Просветительская работа с родителями

Состав участников эксперимента

  • Гладышева Т.Н. – учитель начальных классов, исполнитель эксперимента
  • Алексеева Л.К. – учитель литературы и русского языка, консультант
  • Учащиеся класса

Распределение функций.

  • Исполнитель эксперимента Гладышева Т.Н. занимается экспериментально-опытной работой.
  • Консультант эксперимента Алексеева Л.К. оказывает содействие экспериментатору на всех этапах, осуществляет контроль,

База эксперимента. Муниципальное учреждение «Средняя школа № 91» г.Котлас.

Тип эксперимента. Формирующий.

Статус. Внутришкольный. Индивидуальный.

Форма представления результатов эксперимента. Итоги эксперимента будут представлены в форме программы, методических рекомендаций и выводов, творческого отчета на школьном методическом объединении.

Научно-методической обеспеченностью эксперимента является теория развивающего обучения Л.С.Выготского, труды Язовитского Е.В., Т.А.Ладыженской, работы К.С.Станиславского, Г.В.Артоболевского и др.

Программа и методические рекомендации по театральному обучению младших школьников.

Данная программа опирается на сборник программ общеобразовательных учреждений «Театр I-XI класс»( 1995г.) В данном сборнике содержатся программы по всеобщему театральному образованию, в частности программа А.П.Ершовой «Уроки театра на уроках в начальной школе», что взято за основу программы «Театрализованная деятельность младших школьников».

I класс. Развивающие игры (34 ч.)

Главная задача театральных занятий в I классе – развивающие игры.

Целью введения театральных развивающих игр является помощь детям и учителю в создании психологически комфортной атмосферы занятий; погружают детей в присущую им стихию игры, сглаживая рамки урока; развивают в детях память, внимание, волю, мышление, воображение.

Рекомендуется в один из уроков в начале недели включить театральное задание-игру, повторять его каждый день, добавляя к нему игры-задания из прошлого опыта детей, так, чтобы в течение недели детьми осваивалась одна новая игра.

Работа над развитием речевого аппарата идет на уроках обучения грамоте во время знакомства с буквами:

  • Работа над артикуляцией. Гимнастика для губ, языка, челюсти (выполнение упражнений типа: "Почистить зубы", "Спрячь конфетку", "Лопатка", "Улыбка", "Трубочка", "Лошадка");
  • Упражнение на дыхание;
  • Упражнение «и, а, о, у, ы»; звучание простых и йотированных гласных: «э-у, а-я, о-е, у-ю, ы-й»; твердые и мягкие согласные: «пэ-пе, па-пя, по-пе, пу-пю, пы-пи»; в различных сочетаниях, например,
мы, мэ, ма, мо,му,мы
ли, лэ, ла, ло, лу, лы
ни, нэ, на, но, ну, ны
пы, пэ, па, пу
пи, пе, пя, пе, пю
ппы, ппэ, ппа, ппо, ппу
ппи, ппе, ппя, ппе, ппю
  • Изображение голосовых жестов в буквах о,у,и,э;
  • Ассоциации по звучанию букв (ветер, вой, волк, жужжание пчелы и т.д.);
  • Образы букв (что на что похоже)
  • Знакомство с русским детским фольклором через работу над
    скороговорками типа:

Бобры добры до бобрят. Сеня вез воз сена.
Три сороки тараторки тараторили на горке.
Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.
Шесть мышат в шалаше шуршат.

Работа по выработке дикции начинается еще в добукварный период, когда дети изучают отдельные звуки, одновременно наблюдая за способом их произношения. В этот период необходимо следить за артикуляцией каждого гласного и согласного звука, обращая особое внимание на гласные е, я, ю, е и согласные л,г,к,х, произношение которых представляет для детей этого возраста большие трудности. Исправлять недостатки речи необходимо с помощью логопеда.

На занятиях сценическим искусством в 1 классе осваиваются театральные термины: драматический театр, кукольный театр, радиотеатр, музыкальный театр, актер, премьера, спектакль, действующие лица, опера, балет.

Театрально-исполнительская деятельность в 1 классе рассматривается как подготовительный период, формирующий у ребенка навыки коллективной игры с элементами театральной деятельности. Предлагается, в конце I класса инсценировать небольшие произведения детских поэтов. Например,

  • К. Чуковский «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Путаница» и др.
  • Михалков «А что у вас?», «Про девочку, которая плохо кушала» и др.

Знакомство детей с театром предполагает просмотр телеспектаклей, выезд в драматический театр, прослушивание сказок в грамзаписи.

II класс. Знакомство с компонентами исполнительской деятельности (34ч.)

  1. Формирование сценической речи (7ч.)
  2. Пластическая выразительность (4 ч)
  3. Творческая деятельность (10ч.)
  4. Театр вокруг нас (8 ч)
  5. Формирование навыка коллективной работы (7ч.)

Три первых темы не изучаются последовательно, а входят в виде упражнений-заданий в каждый урок. Основной является третья тема.

Главная задача программы во 2 классе – формирование у ребенка представления о составляющих сценического образа. Большое значение на этом этапе занятий приобретает внимание к пластическому решению того или иного образа, роли костюма или его деталей и т.д. Упражнение под музыку на этом этапе предполагает передачу сказочных образов, отличающихся особой характерностью.

Одной из задач второго этапа является формирование у младших школьников навыков эстетической оценки. С этой целью все выполняемые на занятиях упражнения обсуждаются (при этом дети условно делятся на две группы, каждая из которых поочередно выполняет функции то актеров, то зрителей). Основным критерием, по которому оцениваются детские работы на этом этапе, является достоверность (правдивость исполнения).

Театрально-исполнительская деятельность строится на освоении и вычислении языка действий как особо выразительного материала театрального искусства. Дети привыкают обращать внимание на особенности действий, совершаемых людьми: особенности пластики, взгляда, речи, костюма и мимики. Учатся схватывать и по-разному выполнять какое-то одно заданное действие – просить, утешать, слушать, выяснять и т.п. Ученики приобретают умение, получив исполнительское задание и выходя на сцену, действовать по правде. Формируется критерий «верим» – «не верим», «кривляется» – «по правде».

Необходимо подобрать упражнения для тренировки произвольного слухового и зрительного внимания. Предметом внимания должны стать и отличия, особенности исполнения одного и того же задания разными детьми.

Тренировка внешнего поведения должна выработать также доброжелательное отношение к работе своих одноклассников, что особенно важно именно в этот возрастной период (поддерживать, внушить уверенность, заинтересованность, а не заглушить зарождающуюся потребность пробовать, делать).

Таким образом, во 2-м классе работа учителя заключается в создании организованной творческой атмосферы, когда «ты интересен всем, все интересны тебе».

Продолжается работа над развитием речевого аппарата:

  • Работа над четкой артикуляцией. Гимнастика для губ, языка, челюсти навык четкого произношения звуков (см.упр. для 1 класса). Скороговорки;
  • Постановка дыхания,массаж мышц, учавствующих в процессе дыхания (упражнения «Свеча», «Погасить свечу», «Насос» и т.п.);
  • Исправление недостатков речи с помощью логопеда.

Предполагается, что в конце 2 класса в речь детей войдут понятия: театр (как здание и как явление общественной жизни), зрительный зал, сцена, театральный билет, представление, игра, этюд, исполнитель, зритель, афиша.

III класс. Освоение средств выразительности. (34ч.) (выполнение заданного характера действий)

  1. Элементы речевой выразительности (5ч.)
  2. Формирование представления о характере как об особенном поведении. (12ч.)
  3. Освоение рабочей терминологии актерского искусства (6ч.)
  4. Пластическая выразительность (6ч.)
  5. Формирование навыка коллективной работы (5ч.)

В 3 классе теоретически и практически осваивается понимание того, что поведение, действие - выразительный язык актера. А далее, что актер -главное чудо театра.

В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию, к его особенностям в мимике, жестах, взгляде, движении, речи. Дети привыкают фантазировать о возможности разного поведения в схожих предлагаемых обстоятельствах и о выполнении одних и тех же действий в разных предлагаемых обстоятельствах. Этой тренировке воображения служат и упражнения с голосом и речью: говорить медленно, тихо, быстро, басом, высоко могут разные люди в разных обстоятельствах. Речевые упражнения выполняют важную роль работы над художественным чтением.

В 3 классе следует закреплять и расширять опыт просмотра спектаклей. Полезно второй раз сходить на уже знакомый спектакль, дать детям возможность заметить все различное и одинаковое. Здесь же можно использовать этюды на «вежливого», хорошего зрителя и на зрителя плохого. Вся этюдная работа позволяет вводить эстетический критерий оценки их, когда «плохое» поведение сыграно, например хорошо, а «хорошее» – плохо. Так качество исполнения – «как» – начинает вычленяться из содержания этюда – «что» играет актер. Работа над любым этюдом может включить в себя распределение функций сочинителя, режиссера, актеров, художника.

Основными направлениями в работе в III классе являются достоверность, правдивость исполнения, выраженные в целенаправленных действиях в предлагаемых обстоятельствах. С этой целью детям дается ряд упражнений , развивающих именно эти навыки:

  • Домысливание предлагаемых обстоятельств;
  • Рассказ о герое от его собственного лица;
  • От лица персонажа, вступившего с ним в конфликт;
  • Придумывание событий до этюда и после него;
  • Характеристика героя по его собственной речи и т.д.

Таким образом, у школьников постепенно формируется представление о характере как особом поведении. На этом этапе ребенок уже должен уметь рассматривать поступок как действие, через которое проявляется характер героя.

Развитие театрального образования в III классе происходит на основе углубления и расширения знакомства школьников с драматургией и театральной терминологией, ее специфическими и жанровыми особенностями: действие, акт, диалог, монолог, режиссер, драматург, художник, костюм, декоратор, жест, мимика, поза.

На заключительном выступлении показываются инсценировки стихов, фольклорные праздники, «деревенские посиделки». Школьники участвуют в спектакле как в коллективном творчестве, используя рабочую терминологию актерского искусства.

IV класс. Формирование представлений об образе героя в театре. (34ч.)

  1. Элементы речевой выразительности (4ч.)
  2. Образ героя. Характер и отбор действий (10ч.)
  3. Театральное образование (6ч.)
  4. Жест, мимика, движение, речь, -слагаемые действия (4ч.)
  5. Творческий отчет (10ч.).

На четвертом году обучения главным критерием восприятия является способность ребенка оценить выразительность и оригинальность каждого задания. С этой целью школьникам предлагается одно и то же задание выполнять различными составами, выявляя при этом разницу исполнения. Театрально-исполнительская деятельность школьников в IV классе разворачивается на материале исполнения роли по драматургическому заданию. Осваивается взаимосвязь образа, текста, задачи, действия. Раскрывается значение импровизации-игры в театральном искусстве, без которой оно не существует, но которую можно оценить. Ученики знакомятся с влиянием истории, среды, характера, ситуации, на логику поведения персонажа.

Работа строится на упражнениях, связанных с игровым воплощением драматургического задания:

  • Шумы по ремаркам,
  • Монологи,
  • Логика действия в диалоге,
  • Обыгрывание элементов костюма,
  • Логика поведения и костюм,
  • Этюды по пьесе,
  • Импровизация при заданных обстоятельствах.

В четвертом классе закладываются практические навыки для подготовки детей к восприятию целостного образа спектакля, как коллективного творчества; посильное участие во всех этапах подготовки, включая оформление. Дети подбирают и создают костюм, декорацию, реквизит, шумовое оформление к спектаклю, к своим эскизным постановкам.

Формируются навыки творческой дисциплины: чувство «боли» за коллективный труд и осознание необходимости своего участия в нем; знание текста роли (не только своей, но и партнеров), готовность в любой момент помочь своему товарищу, а при необходимости и заменить его.

В 4 классе с успехом проходят упражнения: "Превращение комнаты", "Превратился сам", "Иллюстрация", озвучивание иллюстраций, диафильмов, чтение басен по ролям, "Скажи так же", "Ключики", сказочные персонажи.

В конце 4 класса дети приобретают возможность пользоваться в речи терминами: словесные действия, подтекст, ассоциации, событие, сценическая задача, замысел, характер, амплуа, тираж, трагедия, комедия, драма.

Заключительным этапам занятий является подготовка целого спектакля, в котором дети демонстрируют полученные навыки.

По результатам театрального обучения в начальной школе поводится экзамен-экспром концерт.

Класс делится на группы (по принципу случайности) в присутствии комиссии, экзаменаторов. В подготовку концерта входят подбор номеров (их сочинение) и оформление концерта, начиная с монтировки, костюмирования, освещения и декорационного оформления из подручных средств (что оценивается особо). Исполнительские достижения фиксируются оценкой «отлично». Групповая оценка за сочинение и организацию ставится всем участникам одинаковая.

Ф.И. Общая Групповая Оформление Личный успех
Иванова О. 9 5 4 -
Шестакова Н. 10 5 5 -
Смирнов А. 15 5 5 5
Бушуев С. 8 5 3 -

В течение четырех лет обучения по театральной программе происходит развитие психологических особенностей личности (характера, способностей), формирование эмоционально-волевых качеств и познавательных процессов (памяти, восприятия, мышления, воображения).

В конце каждого класса проводится диагностика, чтобы получить общую характеристику того или иного качества у учащихся всего класса и выявить индивидуальные различия.