Сценарий урока-выставки в 9-м классе. Тема: "География народных художественных промыслов России"

Разделы: Технология


Урок в разделе о «Хозяйстве России» (в рамках предметной недели).

Цель урока – познакомить учащихся с географией народных художественных промыслов (НХП) России.

Задачи урока:

  • заслушать рассказы учащихся об истории возникновения и особенностях технологического процесса изготовления изделий НХП;
  • с помощью различных заданий познакомить учащихся с размещением НХП на территории России;
  • создать выставку из готовых изделий НХП.

Концепция урока:

Сценарий урока посвящен замечательному мастерству и искусству народов России, он поможет лучше понять дух и культуру народов нашей страны. Привлекая учеников к подготовке и проведению данного урока, поможет вызвать у детей живой интерес к различным профессиям.

Народное искусство веками складывалось усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастерства передавались от отца к сыну. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о ее практическом назначении, но и не забывал о красоте. Красота и польза в его творчестве всегда были неотделимы.

Домашнее задание к уроку:

Учащиеся получают опережающие задание, по группам собирают информацию о выбранных народно-художественных промыслах.

группа 1 – резьба и роспись по дереву (Богородская резьба, Хохломская роспись, Городецкая роспись, матрешки).

группа 2 – художественная керамика (Гжельская керамика, Дымковская, Каргопольская, Филимоновская игрушки).

группа 3 – художественная обработка металла (Великоустюжское черневое серебро, Ростовская финифть, Мстерский промысел).

группа 4 – декоративная роспись на металле и лаковая живопись (Жостовские подносы, Федоскинская лаковая живопись, Палехская лаковая живопись).

группа 5 – вышивка, кружевоплетение, платки (Вологодское, Елецкое и Белевское кружева, Павлово-Посадские и Оренбургские платки).

Ход урока

Работа хороша, если в ней польза и душа.
Не то дорого, что красно золото,
А то дорого, что мастера доброго.

Учитель.

Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям русского народа.

Сегодня мы познакомимся с искусством народных промыслов. И начнем это знакомство с золотой Хохломы. Золотая Хохлома радует нас буйством красок, чарует, ласкает душу, вызывает восторг и уважение к мастерам, создавшим эту красоту.

Каждая группа по ходу урока заполняет контурные карты, отмечая условными знаками, народные художественные промыслы в тех субъектах федерации, где они получили развитие. Каждый ученик в рабочей тетради заполняет таблицу

(Приложение 2).

Во второй части урока все группы получат конверт с заданием. Задание заключается в моделирование географии НХП; в таблицу с названием НХП подобрать карточки соответствующих регионов (Приложение 1). В конце урока ученики каждой группы выставляют в оценочный лист оценки за работу на уроке (Приложение 3).

Народные промыслы и ремесла России.

Вид промысла Время основания Место производства
     

Группа 1 .

Ученик 1.

Хохлома – старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходят в далекое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства – хохломской росписи. В XVII веке ряд селений вместе с Хохломой перешли во владения Троице-Сергиева монастыря. Возможно, уже в это время зародилось в Хохломе производство золоченой деревянной посуды. Деревянная посуда с самых древних времен употреблялась русским человеком. Но пользоваться неокрашенной деревянной посудой неудобно: древесина впитывает в себя жидкость, быстро загрязняется.

Техника хохломской окраски связана с горячей обработкой изделий и требует большого опыта и мастерства. Работа очень трудоемка. Белая неокрашенная посуда сначала просушивается, а затем покрывается жидким слоем глины, которая закрывает поры дерева. Предметы после просушки мазали сырым льняным маслом и ставили в печь на всю ночь. Затем их тщательно покрывали олифой, снова просушивали. Эту операцию повторяли 3-4 раза. Тонко растертым порошком олова протирали всю поверхность предмета так, что деревянная вещь приобретала вид металлической. По проолифленной поверхности тонкой кисточкой наносили узор черной и красной краской. Расписанную вещь снова олифили и ставили закаливать в печь, под влиянием высокой температуры лак темнел, и серебристый порошок под слоем лака приобретал золотистый блеск. В росписях Хохломы преобладают изображения растительных форм или так называемого травного орнамента, связанного с традициями живописи Древней Руси. Несмотря на то, что в последнее время появились и новые центры хохломской росписи, ведущими по-прежнему остаются «коренные» - фабрика в селе Семино Ковернинского района и объединение в городе Семенове Нижегородской области.

Ученик 2.

Родившаяся в 30 километрах от Хохломы Городецкая роспись сразу выбрала свое русло. Городецкие краски пылали всей палитрой. Хохломские краски калили, подвергали термической обработке. Городецкая же роспись – холодная. Ягоды, листья, цветы – у Хохломы; сюжетные картинки «мещанского быта» - у Городецкой росписи.

Ученик 3.

Один из наиболее старых по времени возникновения подмосковный промысел резьбы по дереву находится в селе Богородском. Здесь на рубеже XVI-XVII вв. стали вырезать из дерева игрушку. В XIX веке в игрушке появились многофигурные композиции, а сами изображения фигур стали более динамичными. Для изготовления игрушки издавна применяется древесина липы, ольхи или осины.

Первое время возникновения богородского промысла местные кустари изготовляли для посадских игрушечников лишь отдельные части, из которых сергиевцы собирали уже целые игрушки. Потом богородцы стали изготовлять игрушки «в белье», т.е. не раскрашивая их, и в таком виде поставляли их игрушечникам Сергиева Посада, которые раскрашивали игрушки и пускали их в продажу. Богородский промысел имеет активную тенденцию к развитию своего искусства. Кадры мастеров готовятся в местной профтехшколе и художественном училище, расположенном в Загорском районе.

Ученик 4.

В середине 90-х гг. ХIХ столетия жена русского мецената И.Мамонтова привезла из Японии деревянную токарную разъемную куклу, которая представляла собой фигурку восточного мудреца. Привезенная кукла заинтересовала членов абрамцевского кружка, и было решено создать свою, русскую Матрену по образцу японской игрушки. Считают, что первые образцы матрешек были расписаны художником С.Малютиным и выточены токарем В.Звездочкиным. Русская Матрена была отмечена на Всемирной выставке в Париже. В Сергиевом Посаде матрешка появилась в 1902 г. Малютинский вариант росписи матрешки стал образцом для массового повтора.

Группа 2.

Ученик 1.

К юго-востоку от Москвы находится бывший волостной центр – Гжель. Происхождение этого названия связываю со словом «жечь», которое имеет прямое отношение к местному промыслу. Изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре.

Впервые Гжель упоминается в письменных источниках в 1339 году в Духовной Грамоте русского князя Ивана Калиты. В середине 17 века в этих местах были обнаружены беложгущиеся глины. Эти глины, как нельзя лучше, подходили для аптекарской посуды. Во второй половине 18 века здесь наладилось производство гжельской майолики – покрытых глазурью изделий из красной глины с росписью белой, желтой, синей, зеленой и коричневой краской. Роспись велась по мягкому, необожженному черепку – так называется сформированное глиняное изделие, покрытое белой эмалью.

Вначале 19 века гжельцы решили добавить в свои глины известь, так получили полуфаянс. С этого момента и начинают расти знаменитые синие цветы. Листья и бутоны на белом фоне – исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом – синей краской – становится классическим, используется тридцать различных оттенков (от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета). Но оттенки цвета появились лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным. Научившись в 1820 году делать тонкий фаянс, гжельские мастера стали постигать тайны фарфора. Фарфор Гжели из-за массовости производства стал доступен многим. Было время, когда гжельский промысел пришел в упадок, сократилось и заводское производство. Виной этому – война начала 20 века, разруха после революции, отсутствие сырья и топлива. К началу 80-х годов фарфор Гжели получает признание у нас в стране и за рубежом.

Ученик 2.

Многие области России славятся глиняными игрушками. Самые знаменитые игрушки, конечно, дымковские. Их изготовляют в слободе Дымково под Вяткой. Еще в 19 веке многие путешественники с восторгом описывали забавный вятский праздник «Свистунья». Во время этого праздника жители Вятки гуляли, плясали, пели и свистели в расписные свистульки из глины.

Дымковские игрушки – большие, сложные, с множеством деталей. Глину специально готовят, замешивают «тесто», из которого лепят фигурки, потом обжигают их в специальной печи, чтобы были прочнее, деревянной палочкой прокалывают отверстие для свистка. Коричневую глину покрывают белой краской из молока и мела, расписывают яркими цветами и украшают тоненькими квадратами настоящего золота. Традиционными для дымковской игрушки считаются всадники, петухи, индюки, барыни, няньки.

Ученик 3.

Знаменита своими игрушками и деревня Филимоново под Тулой. Глина здесь не коричневая, а белая, она легко тянется, как пластилин. Поэтому филимоновские игрушки такие вытянутые – это коровы, олени, козы с длинными полосатыми шеями и большими цветными рогами. А сколько разных узоров из точек, звездочек, полос и кружочков придумывают филимоновские мастера!

Ученик 4.

На севере России, недалеко от Архангельска, в городе Каргополь, делают совсем другие игрушки. Каргопольские мастера любят лепить крестьянок в платках и барынь в шляпках, идущих с базара с покупками, мужичков-гармонистов в лаптях и кафтанах.

Группа 3.

Ученик 1.

Изделия из металла составляют важную и непременную часть повседневной жизни людей. Многообразие художественно-технических приемов позволяет делать из него вещи самого разного назначения.

В середине XVIII века развивается в Великом Устюге искусство северной черни. На металлической поверхности предмета специальными – штихелями – выполняют гравировку. Гравированный рисунок заполняют порошком черни, то есть сплавом сернистых окислов серебра, меди и свинца. После этого изделие подвергают обжигу, при этом от высокой температуры чернь расплавляется и прочно заполняет углубления. Затем поверхность шлифуют. В Вологодской области и сейчас выпускают высокохудожественные предметы: шкатулки с изображением исторических событий и сказочных сюжетов, кубки, стопки, ювелирные украшения – броши, запонки, браслеты, серьги и кулоны.

Ученик 2.

Эмаль, древнегреческое название финифть, - техника, применяемая в ювелирном искусстве: легкоплавкое стекло, которое образует после обжига на поверхности украшаемого предмета тонкую прозрачную или непрозрачную, цветную или бесцветную однотонную пленку. Художественная эмаль – средство цветного обогащения металлического изделия. Эмаль возникла, по-видимому, в 1 тысячелетии до н. э. в Восточном Средиземноморье. На Руси оригинальная перегородчатая эмаль возникает в начале X века. В XVI-XVII веках в России получила развитие многоцветная прозрачная эмаль, живописная уральская эмаль. Изготовлялись чаши, блюда, тарелки, венцы, оклады Евангелия для подарков. В Ростове в XVII-XIX веках изготавливались иконы и другие изделия в технике расписных эмалей.

Ученик 3.

Мстерский промысел Владимирской области развивался в XIX веке, где обработка металла начиналась с изготовления чеканных окладов к иконам, выполняемым местными живописцами. Для украшения подносов, подстаканников использовали гравированный орнамент в виде скромных букетиков, веточек, розеток. Участки гравированного рисунка, как правило, золотили и полировали. Остальная поверхность металла оставалась матовой. Работа с филигранью расширила декоративные возможности изделий. Ажурный орнамент стал использоваться как накладной декор в вазочках и стопках из металла.

Группа 4.

Ученик 1.

Сто с лишним лет назад подмосковные крестьяне братья Вишняковы откупились от крепостной зависимости и открыли в деревне Жостово собственную мастерскую. Они решили расписывать металлические подносы. Жостовские подносы могут быть овальными, округлыми, прямоугольными и фигурными. Металлическую заготовку больше не выколачивают вручную, как раньше, а прессуют на станке. И фон бывает не только черным, но и золотым, зеленым, кремовым. Фон делают со всей тщательностью, соблюдая определенную последовательность: поверхность, дважды промазывают маслом с олифой, сушат и шлифуют, кладут три слоя черного грунта, дважды покрывают черным лаком и снова слегка шлифуют. Расписывают подносы только масляными красками и только беличьей кисточкой. Мастер работает сразу на нескольких подносах, и используют по очереди каждую краску. При этом он строго придерживается очередности операций, каждая из которых имеет свое назначение.

Ученик 2.

Федоскинская лаковая живопись на протяжении всей истории своего развития ориентировалась на образцы русской классической живописи. От нее же она восприняла технику многослойного письма масляными красками. На шкатулках, табакерках получили отражение сюжеты русского лубка, старинных гравюр, переложенные на язык миниатюрного письма. Сюжеты летних и зимних поездок в упряжке трех коней закрепились в федоскинской живописи на долгие годы. «Тройки», «чаепития», пейзажи Подмосковья стали своеобразными символами России. Федоскинская миниатюра выполняется всегда в окружении черного фона коробки. В искусстве Федоскина присутствуют и приемы откровенно декоративного орнаментального оформления изделий: цветная клетка – «шотландка», роспись «под черепаху», инкрустация сканью, цировка, напоминающая игру гравированного по металлу рисунка под слоем прозрачной эмали.

Ученик 3.

В наши дни Палех не просто популярен – он знаменит. Славу этому небольшому поселку Ивановской области принесло изящное и тонкое искусство лаковой миниатюры, уходящее своими корнями в художественную культуру Древней Руси. Изделия палехских художников из папье-маше: шкатулки, коробочки, пудреницы, броши, ларцы, расписанные темперой в ярком декоративном стиле и затейливо орнаментированные золотом, - расходятся по всему миру. Лаковая живопись на папье-маше расцветает в четырех основных центрах народных промыслов России: Федоскине, Мстере, Холуе, Палехе.

Композиция миниатюры смело раскладывается на плоскости в виде фигурной цветной мозаики. Рисунок всегда выразителен по силуэту и лаконичен, внутри проработан золотыми линиями. Эта штриховка придает всему изделию законченность и напоминает насечку золотом, также ювелирные эмали.

Группа 5.

Ученик 1.

Есть такие промыслы, которые можно встретить в любом уголке России, - это вышивка и кружево.

Вышивка в прошлом была присуща каждому народу, как наиболее доступный способ создания вручную в домашних условиях красивых вещей.

В северных районах России вышивали узор – изображали животных. Птиц, людей; для средней полосы более характерны геометрические фигуры, а для южной России – обилие цветов.

Вышивной крест издавна украшал национальные костюмы всех славянских народов. Полотенца, расшитые крестовым орнаментом или рисунком, изображающим бытовые сценки, - рушники, были обязательны в каждом жилище и являлись необходимым обрядовым предметом. Сложность вышивки крестом заключается в том, что нужны специально разработанные по клеткам рисунки.

Гладью называется вышивание прямыми или косыми стежками, заполняющими плоскость узора. Многоцветная художественная гладь необходима при вышивании по рисункам, приближенным по форме и цвету к натуральным предметам, с передачей тональных переходов, и применяется в отделке платья, скатертей, подушек, ею создаются панно, картины, портреты, пейзажи.

Много веков назад, родилось в Торжке удивительное золотошвейное искусство. Традиции новоторжского золотого шитья складывалось на протяжении столетий. Основной узор здесь составляли из веток с розами, бутонами, листьями дуба, колосьями злаков. В растительные мотивы включались изображения птиц. Золотошвеи выполняли различные заказы военных ведомств, вышивали знамена, пояса…

Ученик 2.

В России кружевоплетение распространилось ближе к XVII веку, то есть гораздо позже вышивки. Кружевной промысел в России процветал в многочисленных мастерских при барских усадьбах. Крепостные крестьянки обязаны были следовать западноевропейским образцам.

Вологодское кружево – самое известное, оно выплетается там с 1820 года. Особое внимание уделяется штучным изделиям: знаменитым воротникам, пелеринам, шарфам, перчаткам, салфеткам. Техника кружевоплетения сложна, она требует сноровки, большого опыта и терпения. С рисунка, из линий и точек, мастерица создает кружево, переставляя многочисленные булавки с навитыми нитями. Выплетают кружево с помощью пар гладких деревянных палочек – коклюшек. Коклюшки имеют специальные углубления на концах, на которые намотаны нитки. Чем сложнее узор, тем больше коклюшек требуется.

Ученик 3.

В XIX веке в России возникло производство платков и шалей, Мода на них пришла из Франции. Она жива и поныне. В Павловском Посаде, что под Москвой, мастера изготовляются прекрасные шали и платки, которые пользуются спросом, как в России, так и за рубежом.

Не менее знамениты в России и в мире оренбургские платки. Уральские казачки, знавшие кружева и вышивание, стали использовать в вязке растительный орнамент – живые мотивы природы. Длинными, зимними вечерами вязали они нежные шали и тонкие, как паутинки, белоснежные ажурные платки.

Учитель.

Народное декоротивно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. И наша планета похожа на гигантский фантастический музей Вечности, главным экспонатом которого является вдохновение, работа мастера. Сегодня художественные изделия, выполненные народными мастерами из различных материалов, служат непременной частью повседневной жизни человека; они вошли в быт как необходимые предметы.

Презентация – Приложение 4.