Урок русского языка в начальной школе по теме "Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Учить распознавать на слух проверяемые гласные в словах.
  2. Закреплять умение находить проверяемое слово.
  3. Повышать уровень самоконтроля и взаимоконтроля учеников.
  4. Воспитывать у школьников интерес к родному языку.

Оборудование: мультимедийная установка.

См. Приложение

Ход урока

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и целей урока

– Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие в мир безударных гласных.

Что значит термин “Безударная гласная”?

Как вы думаете, какая наша основная задача на уроке? (Вспомнить правила написания безударных гласных в середине слова.)

– Как проверить написание безударной гласной в середине слова? (Если буква гласная вызвала сомнение, ты её немедленно ставь под ударение.)

Почему безударный гласный надо проверять ударением?

Совершим мы это путешествие не одни…(Мы его совершим вместе с Золушкой, которая плывет на бал к принцу. А путь наш пролегает через множества островов. И на каждом острове мы должны выполнить определённое задание, чтобы Золушка попала на бал.)

– Пока мы плывём к первому острову, откройте тетради, запишите число, классная работа.

3. Словарная работа. Остров “Загадочный”

– Чтобы плыть дальше, нужно отгадать загадки.

  1. На жарком солнышке подсох
    И рвётся из стручков... (Горох.)

– Пишем в строчку, с красной строки.

  1. Уродилась я на славу,
    Голова бела, кудрява.
    Кто любит щи.
    Меня ищи. (Капуста.)
  1. За кудрявый хохолок
    Лису из норки поволок.
    На ощупь – очень гладкая
    На вкус – как сахар сладкая. (Морковь.)

– Что можно сказать об этих словах?

– Почему эти слова называются словарными?

– Почему безударные гласные в этих словах мы запоминаем?

– Как проверить безударную гласную в середине слова?

– Почему, чтобы проверить написание безударной гласной её нужно поставить по ударение?

4. Работа в парах. Остров “Две башни”

– На этом острове находятся две башни, в которых живут слова определённых групп. Но подул ветер, и они перепутались. Помогите Золушке определить, в какой башне живёт каждое слово. Разделите эти слова на две группы. В каждой группе слов поставьте ударение.

Реки, река, горы, гора, травы, трава, снег, снега.

По какому признаку разделили слова на две группы? (Проверочные, проверяемые слова).

– Прочитайте первую группу проверочных слов.

– Прочитайте группу проверяемых слов.

– Проверьте на экране.

В группе проверочных слов, в какой позиции находятся буквы, обозначающие безударные гласные в корне слова?

– В группе проверяемых слов, в какой позиции находятся буквы, обозначающие безударные гласные в корне слова? (Безударной)

– Как проверить безударную гласную в середине слова?

Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты её немедленно ставь под ударение.
– Какие способы проверки нам знакомы?

Способы проверки:

  1. Много: волны-волна
  2. Один: дома-дом
  3. Буква ё: ведро-вёдра
  4. Ласкательное значение: ковёр-коврик
  5. Остров “Физминутка”
  6. Волны плещут в океане
    Что нам чудится в тумане?
    Это мачты кораблей.
    Пусть плывут сюда скорей!
    Мы по берегу гуляем,
    Мореходов поджидаем,
    Ищем ракушки в песке
    И сжимаем в кулаке.
    Чтоб побольше их собрать, –
    Надо чаще приседать.
    Сядем дружно на песок
    И продолжим наш урок.

7. Работа с перфокартами. Остров “Кладов”

– Мы на острове кладов. Каждому из вас дана карта в виде таблицы. Вы должны вставить в окошечки буквы, обозначающие безударный гласный в корне слова, в столбик.

  • Первый столбик: число, листы, сады, тропинка.
  • Второй столбик: кроты, сова, леса (не зверь), озеро.
  • Третий столбик: деревья, плоды, дрожат, глаза.

– Проверяем, на экране.

И О Е
И О О
А Е О
О Е А

– Проверим.

– Найдите слова, в которых вы допустили ошибки. Давайте проверим.

8. Работа с текстом. Остров

– Мы приближаемся к концу нашего путешествия. Надеюсь, вы запомнили, как проверить безударную гласную. На этом острове состоится бал. Но для начала мы должны описать место, где состоится бал Золушке, чтобы она нашла дорогу.

– Прочитайте предложения.

Т...пинка ведёт в лес. В л..су на кр..ю оз..ра остановились на отдых журавли. На д...ревьях др..жат солнечные зайчики. От ярких ц...тов рябит в гл...зах.

Какое задание вы должны выполнить?

– Как проверить написание безударной гласной в середине слова?

– Каким способом

Проверьте

Тропинка ведёт в лес. В лесу на краю озера остановились на отдых журавли. На деревьях дрожат солнечные зайчики. От ярких цветов рябит в глазах.

9. Итог

– Золушка на балу танцует с принцем. А я хочу вас спросить.

– Как проверить написание безударной гласной в корне слова?