Цели:
- Учить распознавать на слух проверяемые гласные в словах.
- Закреплять умение находить проверяемое слово.
- Повышать уровень самоконтроля и взаимоконтроля учеников.
- Воспитывать у школьников интерес к родному языку.
Оборудование: мультимедийная установка.
См. Приложение
Ход урока
1. Организационный момент
2. Сообщение темы и целей урока
– Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие в мир безударных гласных.
Что значит термин “Безударная гласная”?
Как вы думаете, какая наша основная задача на уроке? (Вспомнить правила написания безударных гласных в середине слова.)
– Как проверить написание безударной гласной в середине слова? (Если буква гласная вызвала сомнение, ты её немедленно ставь под ударение.)
Почему безударный гласный надо проверять ударением?
Совершим мы это путешествие не одни…(Мы его совершим вместе с Золушкой, которая плывет на бал к принцу. А путь наш пролегает через множества островов. И на каждом острове мы должны выполнить определённое задание, чтобы Золушка попала на бал.)
– Пока мы плывём к первому острову, откройте тетради, запишите число, классная работа.
3. Словарная работа. Остров “Загадочный”
– Чтобы плыть дальше, нужно отгадать загадки.
- На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков... (Горох.)
– Пишем в строчку, с красной строки.
- Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи.
Меня ищи. (Капуста.)
- За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая
На вкус – как сахар сладкая. (Морковь.)
– Что можно сказать об этих словах?
– Почему эти слова называются словарными?
– Почему безударные гласные в этих словах мы запоминаем?
– Как проверить безударную гласную в середине слова?
– Почему, чтобы проверить написание безударной гласной её нужно поставить по ударение?
4. Работа в парах. Остров “Две башни”
– На этом острове находятся две башни, в которых живут слова определённых групп. Но подул ветер, и они перепутались. Помогите Золушке определить, в какой башне живёт каждое слово. Разделите эти слова на две группы. В каждой группе слов поставьте ударение.
Реки, река, горы, гора, травы, трава, снег, снега.
– По какому признаку разделили слова на две группы? (Проверочные, проверяемые слова).
– Прочитайте первую группу проверочных слов.
– Прочитайте группу проверяемых слов.
– Проверьте на экране.
– В группе проверочных слов, в какой позиции находятся буквы, обозначающие безударные гласные в корне слова?
– В группе проверяемых слов, в какой позиции находятся буквы, обозначающие безударные гласные в корне слова? (Безударной)
– Как проверить безударную гласную в середине слова?
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты её немедленно ставь под ударение.
– Какие способы проверки нам знакомы?
Способы проверки:
- Много: волны-волна
- Один: дома-дом
- Буква ё: ведро-вёдра
- Ласкательное значение: ковёр-коврик
- Остров “Физминутка”
Волны плещут в океане
Что нам чудится в тумане?
Это мачты кораблей.
Пусть плывут сюда скорей!
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем,
Ищем ракушки в песке
И сжимаем в кулаке.
Чтоб побольше их собрать, –
Надо чаще приседать.
Сядем дружно на песок
И продолжим наш урок.
7. Работа с перфокартами. Остров “Кладов”
– Мы на острове кладов. Каждому из вас дана карта в виде таблицы. Вы должны вставить в окошечки буквы, обозначающие безударный гласный в корне слова, в столбик.
- Первый столбик: число, листы, сады, тропинка.
- Второй столбик: кроты, сова, леса (не зверь), озеро.
- Третий столбик: деревья, плоды, дрожат, глаза.
– Проверяем, на экране.
И | О | Е |
И | О | О |
А | Е | О |
О | Е | А |
– Проверим.
– Найдите слова, в которых вы допустили ошибки. Давайте проверим.
8. Работа с текстом. Остров
– Мы приближаемся к концу нашего путешествия. Надеюсь, вы запомнили, как проверить безударную гласную. На этом острове состоится бал. Но для начала мы должны описать место, где состоится бал Золушке, чтобы она нашла дорогу.
– Прочитайте предложения.
Т...пинка ведёт в лес. В л..су на кр..ю оз..ра остановились на отдых журавли. На д...ревьях др..жат солнечные зайчики. От ярких ц...тов рябит в гл...зах.
– Какое задание вы должны выполнить?
– Как проверить написание безударной гласной в середине слова?
– Каким способом
Проверьте
Тропинка ведёт в лес. В лесу на краю озера остановились на отдых журавли. На деревьях дрожат солнечные зайчики. От ярких цветов рябит в глазах.
9. Итог
– Золушка на балу танцует с принцем. А я хочу вас спросить.
– Как проверить написание безударной гласной в корне слова?