Под преемственностью понимается последовательное развертывание вузовской системы учебно-воспитательного процесса в диалектической связи с системой деятельности общеобразовательной школы с целью формирования студента как субъекта вузовского обучения и воспитания.
Преемственность в обучении находит свое проявление в следующем:
1) в дальнейшем развитии у учащихся всего положительного, что заложено на предыдущих ступенях воспитания и обучения;
2) в обеспечении системности знаний и дальнейшем развитии содержания, форм и методов обучения;
3) в опережающем воспитании и обучении учащихся, что предполагает к развитию в будущем;
4) в опережающем использовании содержания, методов и форм обучения, способствующих совершенствованию личности.
Под социально-психологическими условиями взаимодействия школьного и вузовского образования мы понимаем такую обстановку (среду), в которой в тесном взаимодействии представлена наилучшая совокупность педагогических факторов (отношений, средств и т.д.), обеспечивающих качественную подготовку учащихся средних образовательных учреждений к продолжению обучения в вузах вне зависимости от уровня их материального благосостояния. К этим условиям относятся:
1) знание учителями средних образовательных учреждений и преподавателями вузов социально-психологических особенностей учащихся, с одной стороны, форм и методов обучения в средней и высшей школе, с другой;
2) обеспечение преемственности форм, методов и приемов обучения между средними и высшими образовательными учреждениями;
3) обучение учащихся средних образовательных учреждений приемам и способам самообразования и самоконтроля, методам вузовского обучения;
4) создание в среднем образовательном учреждении атмосферы обучения близкой к вузовской (сдача зачетов, сессий, защита курсовых работ и т.п.).
Переходя из среднего образовательного учреждения в вуз, школьники не имеют опыта учения в новых обстоятельствах. Возникает противоречие между новым статусом учащихся (бывшие школьники уже студенты) и их предварительной подготовкой к обучению в новых условиях.
Фундаментальной основой разрешения этого противоречия – взаимодействие средних и высших образовательных учреждений. В этом плане в нашей школе для реализации преемственности школьного и вузовского образования, широко вводим в практику обучения школьников проведение семинаров, тематических зачетов, защиту проектных ученических работ, олимпиад. Кроме того, создается необходимый психологический настрой на продолжения обучения, есть возможность продолжить обучение в группе, почти полностью скомплектованной из одноклассников.
Моральный долг педагога и школы – дать учащимся основные знания, которые им потребуются в жизни, в повседневной работе. Конечно, молодое поколение не станет полностью специалистами в одной какой-то области. В этом случае учить было бы просто, и перед преподавателями не возникал бы вопрос – «чему учить?», чтобы это было необходимо подавляющему большинству.
Но, не менее важно в настоящее время иметь химические знания, так необходимые в повседневной жизни. Очень важно, чтобы каждый из наших детей мог впоследствии сказать о своем учителе: «Учитель постепенно открывал нам неведомый мир, и после его открытий жизнь становилась удивительной. Обычные вещи он умел повернуть такой неожиданной гранью, что они сразу менялись и обретали новое значение». Все дело в том, что Учитель, он учит жизни, отношению к труду, к людям, определению человеком его места в обществе – он воспитывает мировоззрение. Школьники очень тонко чувствуют такого учителя, для которого общение с ними является радостью, и отличают его от урокодателя, к которому радость приходит лишь с окончанием урока.
Сильный учащийся должен после общения с учителем почувствовать, что ему верят, надеются на его силы и уверены в его больших внутренних возможностях. Ему нужно внушить мысль о том, что он способен не только познать уже создание нового и что для этого следует тренировать свои способности на решении трудных, нестандартных задач. Помочь найти себя, свои интересы, свои способности и увлечения каждому из учащихся – это идеал труда учителя. Для развития науки, производства крайне необходимо развивать у всей молодежи творческую жилку. Это окажет ни с чем не сравнимое воздействие на старших школьников при выборе профессии на всю жизнь.
Повышение качества образования, возможность его успешного продолжения на последующих ступенях, неизбежное в юности самоопределение, профессиональная ориентация – вот неполный перечень проблем, решаемых в системе «Школа – ВУЗ». Реализация идеи и принципов непрерывного образования позволит обучать каждого учащегося в зоне его ближайшего развития в соответствии с психолого-физиологическими особенностями, склонностями и способностями, реальными задачами и возможностями конкретного региона.
Необходимость решения проблемы конкурентной способности высших учебных заведений и специалистов, выходящих из стен, заставляет искать новые формы и направления довузовского образования и профессиональной ориентации молодежи.
Негативные последствия реформирования общеобразовательной школы в последние годы особенно актуализировали вопросы подготовки школьников к поступлению в ВУЗ. При этом возросла роль дополнительного образования в период перехода от среднего к высшему профессиональному.
Основными задачами довузовской подготовки школьников до настоящего времени считалось создание условий для удовлетворения потребностей учащихся, нацеленных на получение высшего образования, усвоение знаний, необходимых при поступлении в ВУЗ. Опыт работы многих вузов свидетельствует о том, что подготовительные курсы и отделения в традиционном их понимании нацеливают будущих абитуриентов на сдачу вступительных экзаменов. Однако многие слушатели таких подготовительных структур, успешно их сдавших, оказываются не готовыми к учебе в ВУЗе, у них слабо сформированы навыки самоорганизации, самообучения, работы с учебной литературой, межличностного общения.
Для формирования целостного учебно-воспитательного процесса в рамках непрерывного образования в системе «Школа – технический ВУЗ» создан факультет довузовской подготовки, с целью обеспечить взаимодействие средней и высшей школы на основе преемственности в обучении тем предметам, по которым проводят предметные олимпиады. Система довузовской подготовки вызвана стремлением упорядочить различные организационные формы работы с абитуриентами. Таким образом, осуществляется организация и координация учебной, учебно-методической, воспитательной работы, которую систематически проводят в средних общеобразовательных школах.
К основным функциям довузовской подготовки относятся следующие:
- компенсирующая – занятия с опытными преподавателями в малых по численности группах, направленные на ликвидацию пробелов в обязательных результатах среднего образования;
- развивающая – смысл которой в том, чтобы дать возможность учащемуся развить свои способности, удовлетворить интеллектуальные потребности личности;
- адаптирующая – имеющая целью облегчить приспособление школьников к учебному процессу ВУЗа, его технологиям обучения и содержанию образования;
- корректирующая – приведение достигнутого уровня школьного образования в соответствие с требованием ВУЗа;
- воспитательная – способствующая становлению личности слушателей, повышению их уровня развития личности, социальной адаптации.
Главным принципом организации системы «школа - ВУЗ» выступает личностно ориентированный подход, направленный на развитие личности в целом и формировании компетентности как условия успешности социально- профессиональной адаптации, оказание психологической помощи человеку, стремящемуся к профессиональному обучению на высшем уровне.
Образовательный процесс регламентируется учебным планом, рабочими программами. Расписание занятий предусматривает пары учебных часов, что дает возможность использовать вузовские формы обучения (лекции, практические, семинарские занятия) и тем самым приобщать будущих абитуриентов к обучению в высшей школе.
Рабочие программы по предметам, определяющим подготовку абитуриентов в ВУЗ, составляются на основе типовых программ для поступающих в ВУЗы с учетом уровня базовых знаний учащихся, содержания школьных учебных программ по дисциплинам, профилям выбранной специальности. Учебная нагрузка составляет 120 часов в год. (см. Приложение 1) Обучение рассчитано на два учебных года. Занятия начинаются в октябре и заканчиваются в мае каждого учебного года. Двухгодичные базовые классы в гораздо меньшей степени, чем одногодичные, а тем более короткие подготовительные курсы, похоже на репетиторские занятия. Более длительный период общения преподавателей и слушателей позволяет решать вопросы, ответы на которые при коротких сроках обучения затруднены из-за специфики их целей и ограниченного времени.
Подготовка слушателей по нашим программам в малых группах:
- расширяет возможности индивидуального общения учащихся с преподавателями в процессе обучения;
- усиливает осознание значимости предмета;
- способствует овладению эффективными средствами развития и воспитания личности;
- позволяет включить в содержание образования рассмотрение фундаментальных программ.
Для работы в школьных классах привлекаются опытные преподаватели соответствующих кафедр, неоднократно участвовавшие в подготовке и проведении вступительных экзаменов, заинтересованные в качестве знаний школьников и ответственные за результаты своего труда. Обучение в этом случае является альтернативой частному репетиторству и делает вполне доступным поступление в ВУЗ молодых людей с разным уровнем школьной подготовки и неодинаковыми материальными возможностями семьи.
Налаживаются учебные и методические контакты между преподавателями ВУЗа и школьными учителями, совершенствуются формы и технологии обучения, проводятся семинары по обмену опытом.
По окончании учебы проводятся предметные олимпиады, на них учитываются требования к итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений, а также правила приема в ВУЗ. Совместная деятельность школьных учителей и преподавателей ВУЗа положительно влияют на успеваемость не только сегодняшних школьников, но в будущем и на студентов.
Необходимость адаптационного обучения обусловлена тем, что в последние годы сильно сдала позиция система среднего образования по естествознанию. В докладе министра образования РФ отмечалось, что снижение качества образования связано и с тем, что около половины учащихся школ не осваивают необходимого содержания по естественнонаучным дисциплинам. Дифференцированное обучение в школах привело к снижению качества образования по предметам, не являющимся необходимым в момент поступления в ВУЗ. Из-за недостатка часов по химии в инвариантной части базисного плана ухудшилась подготовка по предмету переводом этой дисциплины во «второстепенную»; по которой необязательно сдавать выпускные экзамены.
Совместная работа школы и ВУЗа решает проблемы психологической адаптации к новым условиям и особенностям обучения, к непривычным методикам преподавания, к восприятию издержки школьного образования.
Итак, основными направлениями в создании системы «школа – технический ВУЗ»:
- в образовательном процессе на переходном этапе от средней школы к техническому ВУЗу необходим комплексный подход к реализации важнейших принципов непрерывного образования, преемственности, многоуровневости, демократизма, взаимодополнительности, координации, гибкости, мотивации, вариативности; традиционные подготовительные структуры совместно со школьными советами играют роль научно-методических центров довузовского образования;
- образовательная деятельность в таких классах обеспечивает готовность учащихся к поступлению в ВУЗ и дальнейшую успешную работу в нем; адаптационное обучение как способ осуществления непрерывности образования по базовым дисциплинам – эффективная форма повышения качества знаний на переходном этапе от школы в ВУЗ. Возможно проведение таких видов занятий, как факультативы, курсу по выбору.
Совместная работа школьных учителей и преподавателей ВУЗа имеют целью достижение готовности абитуриента к поступлению в ВУЗ, успешную учебу в высшей школе, формирование социальной и профессиональной компетентности, создание действенных образовательных механизмов, функционирующих на основе знания и учета закономерностей и способов развития личности учащихся и современных технологий обучения.
Одной из проблем, возникших в процессе взаимодействия школьного и вузовского образования, стала проблема открытия лицейских классов в общеобразовательных учреждениях, когда учащихся одной школы стали делить на две группы: «обычных», занимающихся по программе средней школы и «одаренных». В результате эта дифференциация учащихся, отравляет психологическую атмосферу в школе, напоминая одним об их «неполноценности», а другим – об их «исключительности». В результате страдает качество образования, снижается общий уровень подготовки и тех и других.
Выходом из этого положения служит созданный при ИГХТУ факультатив на базе физической и коллоидной химии. Так в программе факультативного курса «Теоретические основы химии» Учащиеся знакомятся с основными понятиями и законами химии; важнейшими классами неорганических и функциональными основными группами органических соединений, способами их получения, свойствами и взаимными превращениями. Отрабатывают «цепочки превращений органических и неорганических соединений, в которых указаны «промежуточные звенья», а требуется привести уравнения реакций или названы взаимодействующие компоненты, но не известны продукты реакции. Рассматривают способы выражения состава растворов, (дают понятие эквивалента и фактора эквивалентности для разного типа реакций: нейтрализации, осаждения, комплексообразования, окисления-восстановления). При изучении курса расширяются рамки школьной программы при изучении процессов окисления-восстановления (даётся электронно-ионный способ подбора коэффициентов). Разбирается большое количество задач на приготовление и разбавление растворов, пересчеты молярной концентрации – на весовую процентную и обратно (т.е. свободное владение всеми способами выражения концентрации). Изучают количественную характеристику силы кислот и оснований (константа диссоциации и степень диссоциации). Рассматривают задания на растворение смесей металлов и неметаллов в разбавленных и концентрированных растворах кислот и щелочей; электролиз; идентификацию органических и неорганических соединений.
За время обучения учащиеся изучают теоретические основы и технику лабораторно-практических работ в лабораториях ИГХТУ (10 – 11классы). Знакомятся с различными видами лабораторной посуды, моющими средствами, видами этикеток и надписей; с нагревательными приборами и средствами контроля за температурой (электрические плитки, сушильные шкафы, термостаты, термопары); вытяжными устройствами (вытяжной шкаф, отсос); с понятиями «чистоты» химических реактивов, осваивают приёмы работы с твердыми и жидкими реагентами. Учащимся демонстрируют установки по перегонке, возгонке, аппарат Кипа. Ребята знакомятся с хранением реактивов на складах и лабораториях. Производят расчеты и готовят растворы из твердых, жидких веществ и кристаллов, растворы кислот и щелочей. Знакомятся с методами взвешивания, с различными типами технологических весов и приёмами работы на них.
Кроме обучения и работы в лабораториях ИГХТУ учащиеся посещают исследовательский центр «Качество» (лаборатория контроля за качеством продуктов), кафедры: «Технология неорганических веществ», «Технология электрохимических производств», «Силикаты», «Пластмассы» (в том числе медицинского назначения), «Химическая технология волокнистых материалов», «Химическая технология органических красителей и полупродуктов», «Охрана труда и промышленной экологии», «Процессы и аппараты химических производств». Изучение курса помогает учащимся углубить знания по предмету, привести в систему полученные знания по химии, понять специфику химической науки, справиться с предстоящим I и II турами олимпиады в ИГХТУ и легче «адаптироваться» в вузе.
Вместе с тем, одним из недостатков создания обособленных средних образовательных учреждений при вузах является то, что учащиеся этих образовательных учреждений ориентируются только на один конкретный вуз, тем самым, ограничивая свободу выбора своей профессии. Например, выпускнику общеобразовательного учреждения при гуманитарном вузе весьма проблематичным станет поступление в инженерный вуз и наоборот. В связи с этим в систему обучения в этих учреждениях главный упор следует делать на общеобразовательные дисциплины, отводя специализации внеурочное время. Для этого должен быть установлен единый стандарт содержания среднего образования и единый критерий оценки качества знаний, полученных учащимися в средних образовательных учреждениях. Ведь если учащийся гуманитарного общеобразовательного учреждения не может по выпуску решать математические задачи уровня средней школы – это значит, что он не имеет общего среднего образования, а если выпускник химико-математического класса не усвоил основ философских знаний – то он не может считаться подготовленным к обучению в высшей школы. Вообще, модное в настоящее время деление учащихся на гуманитариев и инженеров лично для меня означает, что, как те, так и другие не способны усвоить общей суммы знаний за курс средней школы и в этом случае можно говорить об их общем, но никак не среднем (полном) общем образовании.
В настоящее время возникла проблема получения высшего образования малообеспеченными слоями населения. Высшее образование стало превращаться в принадлежность элитарных категорий граждан.
Поэтому сегодня, когда получение образования становится все более зависимым от уровня благосостояния граждан, для создания необходимых социально-психологических условий взаимодействия школьного и вузовского образования должны быть решены следующие задачи:
- обеспечение достаточного уровня знаний в общеобразовательных учреждениях;
- привитие навыков самообразования;
- повышение мотивации на получение образования;
- обеспечение бесплатного качественного образования.
Эффективность взаимодействия школьного и вузовского образования в немалой степени зависит от решения проблемы организационно-педагогической совместимости учебного процесса в средних и высших образовательных учреждениях. К числу этих проблем можно отнести следующие:
1) определение содержания образовательных областей в соответствии с профилем обучения и обеспечение взаимосвязи в содержании, организационных формах и методах обучения в средних и высших образовательных учреждениях;
2) возможность применения различных форм сотрудничества средних образовательных учреждений с вузами (открытие классов, спрофилированных на конкретный вуз, конференции, научно-исследовательская работа и т.п.);
3) обеспечение действенного контроля уровня образовательной подготовки учащихся, степени их готовности к продолжению обучения в высшей школе;
4) высокий уровень развития ресурсного обеспечения образовательного процесса (педагогами, помещениями, ТСО, финансами и т.д.).
Касаясь механизма обеспечения преемственности школьного и вузовского образования, следует отметить важное значение итоговых аттестаций и объективности контроля качества подготовки выпускников по завершению каждого этапа образования.
Выходом из создавшейся ситуации является организованное взаимодействие средних образовательных учреждений и вузов, готовящих учащихся по предметам обучения на основе единых требований и стандартов, совместная работа учителей и преподавателей.
В соответствии с новыми жизненными реалиями в стране изменился образовательный интерес учащихся и их родителей. Этот фактор непосредственным образом влияет на образовательное пространство, вызывая к жизни новые аспекты функционирования и развития средних и высших образовательных учреждений, в том числе их взаимодействие.
Взаимодействие школы и ИГХТУ диктуется сейчас, прежде всего, стремлением учащихся и их родителей иметь гарантию продолжения образования. Со стороны учителя школы, администрации школы и преподавателей вузов это взаимодействие, в основном, диктуется стремлением сохранить высокий уровень образования и привить учащимся понимания необходимости постоянного пополнения знаний (хотя нельзя отрицать некоторых меркантильных интересов со стороны отдельных образовательных учреждений).
Каждый вуз заинтересован в привлечении к обучению в своих стенах не просто способных учащихся, но учащихся имеющих призвание к той области деятельности и к тем специальностям, по которым вуз организует подготовку. Поэтому, в процессе совместной практической работы школы и вуза были сформированы классы, спрофилированные на конкретный вуз. Для того чтобы помочь учащимся разобраться в своих наклонностях и способностях, уменьшить количество ошибок, совершаемых ими и их родителями при выборе будущей профессии без учета индивидуальности, во многих взаимодействующих образовательных учреждениях было введено психологическое тестирование в старших классах.
В учебных планах школы, взаимодействующей с ИГТУ, предусматриваются такие формы вузовской системы обучения, как лекции и семинары. Тем самым уже со школьной скамьи учащиеся привыкают к системе обучения в вузе.
В учебном процессе взаимодействующих с ИГХТУ, задействованы не только учителя этих учреждений, но и преподаватели вузов, которые имеют опыт лекционно-семинарской системы обучения, используют исследовательские элементы и последние достижения науки в излагаемом ими материале. Преимуществом же учителей школы остается владение методическими приемами индивидуальной работы с учащимися и методиками разноуровнего обучения с учетом возрастной психологии. В результате вырабатывается единая методика преподавания, приемлемая не только для работы с учащимися школы, но и со студентами младших курсов вузов.
При этом общеобразовательные предметы преподаются учителями средних образовательных учреждений, а дополнительные – преподавателями вузов. В нашей школе № 1 работает кандидат химических наук, доцент кафедры физической и коллоидной химии Терская Ирина Николаевна, кандидат химических наук, доцент кафедры «Органической химии» Попкова И.А., кандидат технических наук, доцент кафедры «Технология электрохимических производств» Пятачкова Т.В., кандидат химических наук, доцент кафедры «Промышленной экологии» Шведова Л.В., кандидат химических наук, профессор кафедры аналитической химии Кочергина Л.А..
Программы обучения по предметам разрабатываются соответствующими кафедрами университета и утверждаются директором школы.
В целом за годы совместной работы школы и ИГХТУ система профессиональной ориентации школьников постоянно развивалась и совершенствовалась. От агитационной работы в школе университет перешел к нормальному планово-организованному учебно-воспитательному процессу, от жестких связей типа «школа-кафедра» осуществлен переход к связям «школа-факультет» или «школа-вуз».
Обобщение опыта взаимодействия школы и ИГХТУ позволило сделать выводы :
- об устойчивости и стабильности данного направления в развитии системы образования;
- об эффективности этого направления, т.к. организованное взаимодействие средних и высших образовательных учреждений позволяет не только социально адаптироваться, но и социально защищать учащихся, учитывая при этом их мотивацию;
- об активном процессе формирования системы непрерывного образования в рамках взаимодействия «школа – вуз».
В результате взаимодействия школы и ИГХТУ: повышается образовательный уровень учащихся, обеспечивается всестороннее развитие личности, создается система ранней профориентации, идет успешное поступление в вузы, в результате этого взаимодействия учащиеся приобщаются к вузовской системе обучения в стенах среднего образовательного учреждения, облегчает их адаптацию при переходе в вуз, обеспечивает непрерывность и преемственность школьного и вузовского образования. Одновременно осуществляется интеграция средней и высшей школы.
В общем виде можно выделить следующие направления взаимодействия средних и высших образовательных учреждений:
1) учебно-методическое, которое содержит в себе: деятельность по обновлению и адаптации содержания профильного обучения в соответствии с особенностями избранной образовательной ориентацией; подготовку и апробацию учебников, учебных и дидактических пособий для учащихся, учителей и преподавателей вузов, работающих во взаимодействующих с вузами средних образовательных учреждениях; руководство учебной деятельностью по профильным дисциплинам; непосредственное обучение преподавателями вузов учащихся средних образовательных учреждений; личные профессиональные контакты учителей школы с преподавателями вузов по обмену опытом;
2) научно-методическое, которое характеризуется: работой факультативов и кружков на базе средних и высших образовательных учреждений; совместным проведением предметных олимпиад, семинаров и конкурсов; КВНов, разработкой образовательных программ и обучающих технологий, обеспечивающих непрерывность и преемственность школьного и вузовского образования; совместным проведением научно-практических конференций учителей и учащихся средних образовательных учреждений со студентами и преподавателями вузов;
3) профориентационное, которое включает: создание и развитие внутрисистемных связей в образовании, осуществляемых через пропаганду профессий по которым готовят взаимодействующие образовательные учреждения; информирование о правилах приема и условиях обучения в базовых образовательных учреждениях и профильных вузах; публикации в местной печати, выступления по радио и телевидению о работе взаимодействующих образовательных учреждений; подготовку и распространение в средних образовательных учреждениях материалов о профильном вузе; демонстрацию фильмов о профильном вузе в школе; выступление представителей ИГХТУ в школе с лекциями о специальностях, по которым готовят студентов; обеспечение работы подготовительных курсов на базе взаимодействующего вуза; проведение установочных консультаций для учителей и учащихся школы по предметам вступительных экзаменов; беседы с учителями, учащимися и их родителями о правилах приема в вуз и условиях обучения в нем; проведение предметных олимпиад для учащихся школы, изъявивших желание учиться в профильном вузе; проведение дней открытых дверей; предоставление услуг профдиагностики.
Формы взаимодействия школы весьма многообразны. Многие из них имеют устойчивость и традиционный характер. В целом, взаимодействие школы в той или иной форме обеспечивает непрерывность и преемственность школьного и вузовского образования и направлена на: обеспечение углубленного уровня подготовки; развитие творческих способностей учащихся в соответствии с их интересами и наклонностями; получение основ профессиональной подготовки по специальностям вузов; общее духовное и культурное развитие личности учащегося.
Классические формы обучения в общеобразовательных учреждениях уровня образования рассматриваются как часть системы «школа – вуз», обеспечивающие непрерывность и преемственность школьного и вузовского образования. Они дают повышенную подготовку по предметам различных циклов, осуществляют раннюю профориентацию учащихся, создают условия для воспитания и обучения высоконравственной и интеллектуальной личности.
Изменения, происходящие в системе школьного образования, его усиливающаяся дифференциация, а также переход на многоуровневую структуру высшего образования открывают новые возможности взаимодействия средних и высших образовательных учреждений, способствуют совершенствованию и развитию системы непрерывного образования.
(Презентацию к статье см. в Приложении 2.)ЛИТЕРАТУРА
1. Микрюков В.Ю. Взаимодействие высших и средних учебных заведений: проблемы и пути их решения//Школа. 2000. - № 1.
2. Микрюков В.Ю. Организация взаимодействия высших и средних учебных заведений в современных условиях//Школа. 2000. - № 5.
3. Проект «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования». В 2-х частях. / Министерство образования РФ. - М.: Готика, 2003. - 206 с. (1-я ч.); 240 с. (2-я ч.).
4. Решение Всероссийской научно-практической конференции «О проблемах и перспективах развития химического образования» (Челябинский Государственный Педагогический Университет · 29 сентября – 3 октября 2003 г)